Учет посещения занятий — выступление на педагогическом совете
Учет посещения занятий (педагогический совет 24.12.2014г)
Продолжая активную работу в Дневнике.ру, с недавнего времени мы перешли к следующему этапу работы учет посещения учащимися учебных занятий. Данный вид работы ведется в целях повышения эффективности профилактической работы по предупреждению уклонения несовершеннолетних от учёбы, для обеспечения обязательности общего образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с должностными обязанностями классного руководителя пп 3.43.6 Должностной инструкции.
Требования к организации учёта посещаемости учащимися учебных занятий являются обязательными для всех сотрудников, учащихся и родителей или лиц их заменяющих. Учет посещения занятий учащимися является одной из мер по профилактике пропусков, препятствующих получению общего образования, по повышению качества образования.
К вашему вниманию представлена схема, отражающая весь алгоритм работы по учету посещения занятий. Рассмотрим подробнее каждое направление.
1. Обязанности по учету посещения занятий:
Учащийся
- учащийся обязан посещать учебные занятия согласно учебному плану и расписанию учебных занятий;
- учащийся имеет право:1) предъявлять документы, объясняющие причины отсутствия на учебных занятиях;2) участвовать лично или через родителей (лиц, их заменяющих) в рассмотрении вопросов посещаемости и пропусков занятий;
Было бы неплохо, если бы учащийся был обязан выполнить письменную работу по каждому пропущенному без уважительной причины учебному занятию, включенному в учебный план гимназии.
Родители
обязаны обеспечить явку ребенка на учебное занятие своевременно. Если ребенок не может по каким-то причинам присутствовать на уроке, они обязаны сообщить классному руководителю о причине отсутствия ребенка до начала занятий.
Классные руководители
- обязаны проверить присутствие учащихся до начала 1-го урока,
- своевременно выяснить причины отсутствия учащихся на занятиях,
- проверить заполнение электронного журнала по посещаемости в конце рабочего дня (после 6-го урока),
- внести соответствующие изменения в условные обозначения (по необходимости согласовав с учителем-предметником).
- регулярно доводить до сведения родителей кол-во уроков и учебных дней пропущенных их ребенком по средством родительского собрания или индивидуальной беседы, а также до сведения администрации (особой категории детей).
Учитель предметник
- обязан в начале урока провести сверку учащихся на уроке,
- отметить отсутствующих в электронном журнале,
- не допускать удаления учащегося из класса по различным причинам,
- доводить до сведения администрации и кл.руководителя о детях регулярно опаздывающих на урок, пропускающих уроки.
Администрация
- обязана контролировать ведения учета посещения занятий учащимися.
2. Основные понятия.
Учебное занятие – обязательные для посещения занятия, проведение которых регламентировано годовым календарным графиком гимназии, его учебным планом и расписанием.Учебный день – часть календарного дня, установленного годовым календарным графиком и расписанием для проведения учебных занятий.Учебная неделя – часть календарной недели, состоящая из учебных дней.Опоздание на учебное занятие – прибытие на учебное занятие после начала и до истечения половины времени, отведённого на его проведение. В электронном журнале обозначается буквой О , к сожалению единицы учителей фиксируют опоздание учащихся на урок. Для нормального ведения учебного процесса эту меру надо усилить.Систематическое опаздывание – опаздывание на учебные занятия в течение половины и более учебных дней недели.Пропуск учебного занятия – отсутствие на занятии в течение более чем половины времени, отведённого на его проведение.Пропуск может быть по уважительной причине - отсутствие в связи с медицинскими показаниями (в эл журнале отметка буква Б, прошу заметить, что если ребенок пошел в больницу прямо с уроков в плохом самочувствии , то буква Б, если это плановый прием, Вас об этом предупредили, то буква П ; К уважительным причинам также относятся обстоятельства чрезвычайного, непредвиденного характера; отсутствие ребенка по согласованию с педагогическим работником на основании личного мотивированного обращения учащегося, письменного заявления родителей (законных представителей), документов из других учреждений и организаций; с разрешения директора гимназии. В таком случае пропуск отмечается в электронном журнале буквой П.
Пропуск по неуважительной причине это отсутствие в связи с обстоятельствами выше не перечисленными. В электронном журнале такой пропуск обозначается буквой Н. Повторюсь, что в таком случае классный руководитель в течение 3-х уроков выясняет причину отсутствия, в конце дня вносит изменения в журнал. Если причина действительно неуважительная, то буква Н остается в журнале.
3. Организация учета
Учёт посещаемости учебных занятий ведётся на уровне каждого учащегося , на уровне класса , на уровне образовательного учреждения.Учет посещаемости на уровне каждого учащегося (персональный учёт) осуществляется на всех учебных занятиях посредством фиксирования в классном журнале (9,10,11 класс) и эл.журнале 1-11 классы допущенных учащимися опозданий, пропусков и непосещений.Учёт посещаемости на уровне класса осуществляется ежедневно и заключается в следующем: 1) фиксирование всех допущенных учащимися в течение учебного дня опозданий и непосещений в электронном журнале, в сводном отчете за день. Вот здесь у нас существует большая проблема. Если открыть отчет за декабрь то часто видим следующее: ребенок не был целый день в отчете этот день не засчитан. Причины могут быть следующие:
- отсутствие ребенка отмечено не на всех уроках;
- бывают уроки официально не отменены, но и проведены не были (посещение концертов, театров и т. д.) Т.е. урок в расписании смещен вниз, он выделен зеленым или синим цветом. На таких уроках тоже надо отмечать пропуски тех детей, которых действиетльно не было на учебных занятиях. Если урок отменен и отмечен красным цветом, то на таких уроках отсутствие детей отмечать не надо. Если класс разделен на группы и у одной из групп урок отменен (красный), то ребенку целый день засчитан не будет (пока над этим работаю, изучаю). Не забывайте отмечать отсутствие детей на кл.часах, ОРКСЭ, ГПД.
Обратите внимание на то, что в сводной максимально должно сходиться количество пропущенных уроков за день, если детей не было 6 уроков, то у всех отсутствующих целый день должно быть 6 уроков (по вертикали), по горизонтали кол-во пропущенных дней и уроков максимально должно сходиться. Могут быть случаи дежурства детей, в таком случае 1-ый и последний урок они присутствуют, а пропускают 2-5 уроки, соответственно день не засчитан, а в журнале ставится П.
Если вы заходите в журнал за день, а не через расписание, то в графах деления на группы учителя идут по алфавиту, если вы не знаете в какой группе ребенок, то лучше зайти через расписание. Учителя начальных классов, обратите внимание на субботу, вы не учитесь, а уроки у вас стоят, отмечайте отсутствующих и в субботу.
Учёт на уровне образовательного учреждения осуществляется еженедельно и заключается в следующем:1) сверка электронного журнала учёта посещаемости ежедневно, еженедельно предоставляется информация директору гимназии2) обработки статистических сведений, отчет в отдел образования о кол-ве учащихся пропускающих учебные занятия без уважительных причин более 3-х дней3) организации профилактических мероприятий по обеспечению обязательности получения общего образования всеми учащимися.
В первом пункте существуют определенные трудности, каждый день я сверяю, фиксирую какие-то замечания, на следующий день не всегда могу пригласить учителя и озвучить недоработку. Поэтому, предлагаю составить график , где один раз в неделю каждый классный руководитель будет приходить ко мне в кабинет и мы вместе будем сверять пройденную неделю. Если Вы регулярно будете вести эл.журнал, то это займет 5 минут, если нет, то исправления займут некоторое время.
(запись по 5-6 человек в день, учтите свои метод дни, кол-во уроков и т.д.)
4. Ответственность за ведение учета:
еще раз повторюсь, учитель предметник ежедневно на своих уроках, классный руководитель ежедневно в конце дня, один раз в неделю у СП, СП ежедневно, один раз в неделю информацию предоставляет директору, администрация контролирует весь процесс. В электронном журнале в разделе сведения история изменений в журнале можно посмотреть кто вносит изменения и выставляет пропуски учащихся в журнале.
5. Оформление сведений по УПЗ:
- электронный журнал 1-11 классы
- бумажный журнал 9,10,11 классы
- журнал социально незащищенной категории детей. Ежедневно классный руководитель после 2-го урока отмечает присутствие или отсутствие детей данной категории в моем кабинете, если у вас метод день, я проверю этих детей, или вы отметите их на следующий день, детей присылать ко мне не нужно (это конфиденциальная информация). На сегодняшний день не все еще привыкли это делать, приходится напоминать.
6. Результат выявления:
В результате всей этой огромной кропотливой работы мы можем выявить детей, которые регулярно опаздывают на уроки, тем самым отвлекают всех от учебного процесса, пропускают уч.занятия без уважительных причин, пропускают определенные предметы, пропускают большое количество уроков по уважительным причинам ( в частности по болезни), что даст нам возможность правильно и своевременно организовать проф.работу по устранению пробелов в знаниях и повышению качества образования в целом.
В дополнении к вышесказанному:
В случаях массового заболевания детей, эпидемии учет посещения учебных занятий учащимися будет проводиться дополнительно посредством дежурного.
Памятки классному руководителю (раздать)
Рекомендации классному руководителю по работе с несовершеннолетними,
не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в гимназии1. Ежедневно вести дневник педагогических наблюдений. Накопительный материал: характеристика ученика, акты обследования семей, сведения о пропусках занятий, нарушении Устава гимназии и правил поведения учащихся.2. Систематически вести учет индивидуальных профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних и их семей.3. Ежедневно следить за посещаемостью занятий учащимися.4. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.5. Каждый месяц заслушивать учащихся, пропускающих занятия по неуважительным причинам на классных собраниях, заседаниях родительского комитета. При необходимости приглашать на Совет профилактики безнадзорности и правонарушений.6. Организовать работу родительской общественности с учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины.7. Организовать работу самоуправления в классе. Членам комитета дисциплины и порядка поручить индивидуальное шефство за учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины.8. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.9. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.11. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, использование общественных поручений.12. Вовлекать подростков в кружки, секции, контролировать их посещение.
Рекомендации классному руководителю по работе с несовершеннолетними,
не посещающими или систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в гимназии1. Ежедневно вести дневник педагогических наблюдений. Накопительный материал: характеристика ученика, акты обследования семей, сведения о пропусках занятий, нарушении Устава гимназии и правил поведения учащихся.2. Систематически вести учет индивидуальных профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних и их семей.3. Ежедневно следить за посещаемостью занятий учащимися.4. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.5. Каждый месяц заслушивать учащихся, пропускающих занятия по неуважительным причинам на классных собраниях, заседаниях родительского комитета. При необходимости приглашать на Совет профилактики безнадзорности и правонарушений.6. Организовать работу родительской общественности с учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины.7. Организовать работу самоуправления в классе. Членам комитета дисциплины и порядка поручить индивидуальное шефство за учащимися, пропускающими занятия без уважительной причины.8. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.9. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.11. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, использование общественных поручений.12. Вовлекать подростков в кружки, секции, контролировать их посещение.
15