Элективное занятие по теме Синтаксические нормы. Нормы согласования и управления.
Тема: «Синтаксические нормы. Нормы согласования и управления».
Цель: подготовка учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с нахождением грамматических ошибок (нарушение синтаксических норм – задание 7).
Задачи: вспомнить синтаксические нормы, типы грамматических ошибок, уметь находить их в предложении, развивать умения работать со словосочетаниями, находить синтаксические ошибки, определять способы подчинительной связи; формирование навыков культуры речи; воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
Оборудование: распечатки с текстом, карточки по вариантам с Д. З. , презентация, текст Пушкина «Капитанская дочка».
Ход урока.
№
этап
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Орг. момент
-Приветствие ребят, нацеливание на работу на уроке.
Слушают учителя и приветствуют его.
2
Подведение к теме урока, определение целей
-Работа с эпиграфом: «Правильность речи – это фундамент языковой культуры».
-Как понимаете высказывание, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
-Каковы цели урока?
-Для чего мы обращаемся к этой теме?
Опрос нескольких учащихся
( грамотность построения предложений).
Тема: Синтаксические нормы.
Вспомнить грамматические ощибки, что такое синтаксис, виды связи в предложении и словосочетании, продемонстрировать умение находить ошибки в предложении.
Данные умения пригодятся при сдаче ЕГЭ (задание 7)
3
Актуализация знаний и умений
-Выполним задание “Верные – неверные утверждения”:
- Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения. (Верно)
- Единицами синтаксиса являются слово, предложение. (Неверно) (словосочетание)
- Словосочетанием не является грамматическая основа. (Неверно) (однородные члены, существительное с предлогом.)
- Культура речи – раздел лингвистики, в котором рассматриваются нормы современного русского литературного языка. (Верно)
- Раздел синтаксиса изучает способы подчинительной связи. (Верно)
- Наша тема связана одновременно и с синтаксисом и с культурой речи, поэтому на сегодняшнем уроке мы обратим особое внимание на те задания ЕГЭ, которые касаются синтаксиса.
- Образуйте с каждым из следующих слов по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.
Способность, что - нибудь, прогулка, счастливый, решение.
У доски один учащийся, ставит + /-, остальные работают в тетради, сверяем со слайдом (самопроверка)
Оцениваем работу учащегося, работавшего у доски.
Работа в парах (опрос 5 пар)
4
Синтаксическая разминка. (С последующей взаимопроверкой)
- Проводим синтаксическую разминку, вспоминаем способы подчинительной связи, сформулируйте правило.
- Записать только способы подчинит. связи.
Класс: синтаксическая разминка:
1. Моя тетрадь, 2. их родственники, 3 первый номер, 4 крепкий на вид, 5 жалость к ребенку, 6 второе блюдо, 7, стремление отомстить, 8 бабушкин платок, 9 прогулка пешком, 10. черный с проседью.
11 по - детски простодушный, 12 весь класс, 13 река с притоками, 14 дом с мезонином, 15 её отец,
Вывод: - Кто испытывает трудности в определении способов подчинительной связи? Почему?
- Это одна из составляющих синтаксиса, обратимся к другой составляющей
Полный ответ одного учащегося.
Взаимопроверка
1согласование 7 примыкание 13 управление
2 примыкание 8 согласование 14 управление
3 согласование 9 примыкание 15 примыкание
4 управление 10 управление
5 управление 11примыкание
6 согласование 12 согласование
Не доучили
5
Осмысление
-В синтаксисе изучается построение связной речи. В качестве основного понятия синтаксиса выступает понятие синтаксической связи. Разные виды синтаксической связи соединяют слова внутри предложения или внутри словосочетания, простые предложения в составе сложного, а также разные предложения внутри текста.
-Для того чтобы представить себе значение грамматических связей между словами, проведите следующий эксперимент: попробуйте прочесть текст, в котором пропущены некоторые слова: «Я вошел в... довольно обширную. За столом, ... бумагами, сидели ... : пожилой..., виду строгого и.... и молодой гвардейский..., лет двадцати восьми, очень... наружности, ловкий и... в обращении. У окошка за особым... сидел... с пером за ухом, наклонясь над бумагою, готовый записывать мои... Начался... Меня... о моем имени и звании». (тексты распечатаны)
-Что помогло вам восстановить слова?
-Сравните восстановленный вами текст с оригиналом. Для этого откройте повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (глава 14, начало пятого абзаца).
-Кто четко угадал текст?
-А теперь посмотрите на формы слов у автора и у вас, совпадают ли они?
-Скорее всего, вы не совсем точно угадали значение пропущенных слов, но вот в выборе их грамматической формы вы вряд ли ошиблись.
-Что вам помогло не допустить ошибку?
-Какие нормы согласования и управления присутствуют в данном отрывке?
- Мы рассмотрели несколько особенностей, которые могут встретиться в задании 7.
-С какими еще типами грамматических ошибок уже знакомы?
Физкультминутка (зарядка для глаз, стоя)
Работа в группах.
ориентиром вам служили расположенные рядом слова, окончания которых и являются сигналами (внешними показателями) прерванных синтаксических связей, нуждающихся в восстановлении.
1 ученик читает текст из книги А. С. Пушкина
«Я вошел в залу довольно обширную. За столом, покрытым бумагами, сидели два человека: пожилой генерал, виду строгого и холодного, и молодой гвардейский капитан, лет двадцати восьми, очень приятной наружности, ловкий и свободный в обращении. У окошка за особым столом сидел секретарь с пером за ухом, наклонясь над бумагою, готовый записывать мои показания. Начался допрос. Меня спросили о моем имени и звании.»
Да
Знание грамматических норм.
Ошибки впри причастном обороте и т. д.
Согласование подлежащего и сказуемого, однородные члены предложения.
6
Закрепление
- Дополните до словосочетаний. (слайд 4)
Благодаря. . (помощи) (Согласно, благодаря, вопреки, подобно уп - ся с сущ. в Д. п. )
Скучаю по (вас)
Согласно. . (приказу)
Одеть. . (ребёнка)
Надеть. . (шапку)
Беспокоиться о ком? (о матери)
Тревожиться за кого? (за дочь)
Отзыв о чем? (о фильме)
Рецензия на что? (на книгу)
Вывод: - Какие трудные случаи встречаются в управлении?
-На столах у вас есть листочки с заданиями 7, внизу под тестом представлена таблица, найдите в предложении ошибку, определите ее тип и заполните таблицу.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А. Все, кто бывали на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел.
Б. Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.
В.Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает о войне, мне понравился.
Г.Многие читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге «Белому Биму Чёрное ухо».
Д. Вопреки указания директора, отгрузка товаров не была начата в срок.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
По цепочке по 1 словосочетанию
Правильная падежная форма.
Заполняют тесты, сдают учителю(контроль)
7
Дома
(карточки)
-Запишите предложения правильно (по вариантам).
По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику. По приезду в Венецию я сразу посетил своих знакомых.
По окончанию курсов английского языка я получил сертификат. Те, кто знали слова песни, молча раскрывали рот. Все, кто в четверг собираются посетить выставку, должны заранее записаться.
8
Итоги
-Что мы сегодня повторяли?
-Вернемся к эпиграфу, Как писал А. П. Чехов, "для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать".
-Надеюсь, что сегодняшний урок полезен для вас и вы научитесь говорить и писать правильно.
15