Конспект урока по предмету Русский язык на тему Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения


Конспект урока по предмету "Русский язык" на тему "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"
Цель: повторить способы обозначения твёрдых и мягких согласных звуков (парных и непарных). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок!
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Какой сейчас урок?
-Какой урок по счету?
-Вы готовы к уроку?
2. Словарная работа
- Запишите число, классная работа. Проведем словарную работу, я буду читать загадки, отгадки запишите в тетрадь.
- Один ученик идет к доске.
Не летает, не жужжит –Жук по улице бежит,И горят в глазах жукаДва блестящих огонька.Это дал завод ему:И огни - глядят во тьму,И колеса, и мотор,Мчалась чтоб во весь опор. (Машина.)
Я в любое время годаИ в любую непогодуОчень быстро в час любойПровезу вас под землей. (Метро.)
Спозаранку под окошкомСтук, и звон, и кутерьма.По прямым стальным дорожкамХодят красные дома. (Трамвай.)Этот конь не ест овса,Вместо ног - два колеса.Сядь верхом и мчись на нем,Только лучше правь рулем. (Велосипед.)Под водой железный кит,Днем и ночью кит не спит.Днем и ночью под водойОхраняет мой покой. (Подводная лодка.)Он в безбрежном океанеТуч касается крылом.Развернется - над лугамиОтливает серебром. (Самолет.)Братцы в гости снарядились.Друг за друга уцепилисьИ помчались в путь далек,Лишь оставили дымок. (Поезд, вагоны.)К нам во двор забрался крот,Роет землю у ворот.Тонна в рот земли войдет,Если крот откроет рот. (Экскаватор.)Конь стальнойОвса не просит,А пашет и косит. (Трактор.)
(Машина, метро, трамвай, подводная лодка, самолет, поезд, вагоны, экскаватор, трактор)
- Как можно назвать, одним словом этим слова?
( Транспорт).
- Проверим написанные слова на доске, а вы в своих тетрадях. Какие орфограммы вы встретили в словах. Поставьте себе оценку карандашом.
3.Сообщение темы урока
Давайте обратим внимание на слова: Машина и Метро
- Какой первый звук в слове МАШИНА? Твердый.Как мы его обозначаем на письме?
- Какой первый звук в слове МЕТРО? Мягкий. Как мы его обозначаем на письме?
- Так чем же мы будем заниматься на уроке? (учиться различать твердые и мягкие согласные)
Правильно тема нашего сегодняшнего урока Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
4.Актуализация знаний.
а)Игра «Кто чем управляет?» Давайте запишем слова в 2 столбика: в 1 транспорт, во 2 кто им управляет.
По одному к доске выходят ученики.
самолет летчик
автобус водитель
корабль капитан
поезд машинист
трамвай водитель
- Выберите 1 любое слово, подчеркните мягкие и твердые согласные. (выходит к доске обозначает)
- Объясните.
Б) «Четвертый лишний» (развитие логического мышления).
Послушай и скажи, какое слово здесь лишнее и почему?
Пароход, лодка, самолет, парусник (предполагаемый ответ ребенка: «Самолет, потому что это воздушный транспорт, а пароход, лодка и парусник относятся к водному транспорту).
Автомобиль, трамвай, автобус, корабль.
Пароход, лодка, самолет, парусник.
Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.
Самолет, вертолет, ракета, велосипед.
В) Физминутка
Самолёты загудели,
(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели,
( руки в стороны, поочередно наклоны в стороны)
На поляну тихо сели ,
(присесть, руки к коленям )
Да и снова полетели.
(руки в стороны с наклонами в стороны)
Г) Спишите. Вставьте пропущенные согласные буквы, определите звук, подчеркните. Работа в парах.
Шу _шат по дорогам весе_ые шины,Спешат по дорога_ машины, машины.А в ку_ове — важные, сро_ные грузы:Цеме_т и железо, изюм и ар_узы.Работа шоферов тру_на и сло_на.Но как она людям повсюду нужна!
***Отой_ите! Я — ма_ина!И вну_ри меня — пружи_а!И с ут_а всегда онаНа весь день заве_ена.
***Отп_авляется в по_етЛайнер —Пас_ажирский са_олет.Рос_ом лайнерС трехэтажный до_.По_етишь и ты на нем,Хоть еще ты не доросДо бо_ьших его колес.
***Вот под ра_угой раке_аВз_ыла к небесам.И такую же ра_етуЯ построю сам.
***Матрос_кая шапка,Верев_а в руке.Тяну я кора_ликПо быст_ой реке.И скачут лягу_киЗа мной по пя_ам,И п_осят меня:«Прокати, капитан!».
Почтовая ма_инаСиня_ маши_а с белой полосой.Она раз_озит почту ле_ом и зимой,Много в ней жу_налов, писем и га_ет.И везёт она тебе пламен_ый «привет»!
***По_арная машинаСпешит маши_а кра_ная,Не выклю_ая фар,На слу_бу на опасную,Спешит ту_ить пожар!
***Электротехническая маши_аЭта ма_ина поможет все_даСменить обго_евшие прово_а,Раз_есить на праздник фонари_и,Дос_ать у_етевшие шарики.
***Поли_альная машинаС оран_евым боком, с оранже_ым светом,Ма_ина прое_ет по улицам ле_ом.Она подме_ает, и чистит и мое_.И снег уби_ает, но только зи_ою.
***Бульдо_ерКто над всклочен_ой зем_ёюСмело ку_и разгре_ает?Это малень_ий бульдозе_Своим но_ом всё ров_яет!
***Асфальтовый катокВот асфальто_ый ка_окДля строительс_ва дорог.Чтоб разгла_ивать морщи_ыЛучше не най_и маши_ы!
***ЭкскаваторЭкскава_ор чем хорош?У него ог_омный ковш.Он усталос_и не знает,Целый де_ь себе ко_ает.
***СамосвалМо_но нагрузи_ь нема_оВ мощ_ый кузов самос_ала.От_езёт он всё, что нуж_оБыст_о, весело и дру_но!
***ТракторЭтот тра_тор си_ьный очень,Не боит_я я и кочек.Он сегод_я нам помогДомой дое_ать без доро_.
***Легковой автомобильЛе_ковой автомо_ильПо дороге мчит_я.А за ним гус_ая пыльТучею клубит_я
***.ВелосипедМне смею_ся вслед ма_ины:Где же дым и где же бак?Я ката_сь без бен_ина,Я катаюсь прос_о так.Руль, педали есть, и ши_ы –Я ведь тоже легко_ой,Но сказать, что я ма_ина,Может только посто_ой!
***МотоциклЯ по ули_ам кружу –Очень громко я жуж_у.С ветром, сне_ом и дож_емМото_икл давно знаком.Жук летает выше кры_и –Я готов взлете_ь и выше.Но как вьючного коняНе использ_йте меня.
***АвтобусВот на шинах из рези_ыПодкатился стран_ый дом.Он гремит, дыхнет бензи_ом —Как конь огнен_ый – огнем.Остановка опусте_а.Все у домика внутри.Ух, теперь еще полдела –По домам всех раз_ести.
Д)Составьте из слов предложения, подчеркните главные члены предложения. На какие вопросы отвечат подлежащее? Сказуемое?
Маша пошла в гости. Ее встретила Катя. Девочки играли дома.
6.Игра «Что у кого?»
– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)– У человека сердце, …  (мотор)– У автомобиля колёса, … (ноги)– У человека кровь, … (бензин)– Человек вытирает руками, …  (дворниками)– Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)– Человек может заболеть, … (ломается)
7.Итог урока
- На какие две группы делятся все звуки?
- Сколько гласных звуков? Букв?
-А согласных?
- Какие бывают согласные звуки
– Какие виды транспорта вы знаете?– Основное назначение транспорта?– Какой транспорт мы называем специальным?
На столе у каждого из вас лежат снежинки, давайте устроим в классе настоящий снегопад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску снежинку.
Большая – отлично поработал, справился со всеми заданиями.
Маленькая – Поработал хорошо, но мог бы лучше.
Посмотрите какой красивый у нас снегопад, совсем как в новогоднюю ночь.