Урок на тему «Эмма Бовари и ее судьба . По роману Г.Флобера «Госпожа Бовари» ».
Урок № 2.
Тема: «Эмма Бовари и ее судьба . По роману Г.Флобера «Госпожа Бовари» ».
Цель: выявить глубину усвоения проблемы женского характера, женской судьбы в зарубежной литературе 19-го века на примере романа Флобера «Госпожа Бовари»; совершенствовать умения и навыки учащихся воспринимать и интерпритировать художественные произведения ; способствовать воспитанию гуманизма, ответственности человека за свои поступки.
Оборудование: иллюстрации французских художников ;музыка. Иллюстрации к роману, рисунки учащихся.
Словарь:
Иллюзия
Идея
Адюльтер
Экзальтированный
Пошлость
Импрессионизм
Фарс
Ход работы:
Вступительное слово:
Критики о романе.
«Вот книга, которую большинство критиков не только во Франции ,но и во всем западном мире считают совершеннейшим созданием искусства»,- писал Андре Моруа.
В чем увидел искусство этого произведения А. Моруа? Прежде всего в реалистическом показе общества, в том, с каким мастерством Г.Флобер раскрыл характеры своих героев.
Очень суровый критик Сент-Бев в своей статье отметил : «Нет , я не забыл, что эта книга была предметом разбирательства отнюдь не литературного характера ,но мне все более памятно мудрое решение судей. Отныне это произведение – достояние искусства, одного искусства ,только искусства».
Дело в том, что после публикации романа в журнале «Ревю де Пари» в 1856 году автор и редактор были привлечены властям к судебной ответственности «за оскорбление морали, религии и добрых нравов». Но в конце концов Флоберу вынесли оправдательный приговор, и он стал знаменитостью. Важную роль сыграл в этом парижский адвокат. К нему обратился автор на первой странице.
(Читаем посвящение)
Роману дана высокая оценка. Для этого есть основания : обращаясь к актуальным проблемам времени, Флобер и в письмах замечал, что ему приходится писать серым по серому. Причина этого состоит в том, что буржуазный мир подавляет своей безысходностью.
Замысел романа – передать серый цвет заплесневелого существования мокриц : посредственной, обыденной ,скучной жизни ,которая вызвала в Эмме Бовари болезнь века, самообман и метания.
Музыка Сен-Санса. Текст ,глава 8,часть 3.
Чтобы быть уверенным в своем счастье ,надо найти идеал. А каковы идеалы , вкусы ,представления о жизни Эммы, чем они порождены? Где ищет их она?
Глава 6,часть 3,стр. 317.
Незадолго до смерти Эмма вспоминала, сев на скамейку под вязаны у стен монастыря. «Как спокойно жилось ей тогда! Как она жаждала прекрасной любви ,которую некогда пыталась представить по книгам.
Чем был для нее монастырь ? (часть 1,глава ) Ее влекло все необычное : море бурное, трава среди развалин, чтение романов об ангелочках, уроки музыки… Она хотела быть в роли дам, смотревших, как по полю мчится рыцарь с плюмажем.*
*Плюмаж – украшение из перьев на головном уборе.
Вывод : она стремится к тому и может любить только то,что находится все ее мира. Того , о чем она мечтает ,в жизни нет. Это трагедия ,так как рушится ее идеал – вера в мир высоких чувств и страстей.
Выходит замуж за Шарля. Почему?
Она хочет покинуть ферму отца . Мечтает о том,что вне ее семейной жизни. Свое беспокойство, вызываемое появлением Шарля, приняла за чудесную страсть.
Флобер с беспощадной иронией описывает ее попытки украсить свой быт , ее поиски внеземной любви.
(1 часть ,глава 9)
Чем это оборачивается ?Поиски неземной любви оборачиваются заурядной пошлостью. Оба ее возлюбленных не имеют ничего общего с тем, какими они предстают в ее изображении. (Фарс на выставке. На фоне фальшивых речей, животных ласковые слова Ронольда). Эмме казалось ,что ей подают на тарелке всю горечь жизни.
Какие они, Леон и Родольф?
Рассказ о героях (индивидуально) в форме монолога .2 человека
Леон – слабый характер ,осторожный. Похож на мужа.
Родольф скучает, ничем не хочет жертвовать.
Оба любовника повторяли мужа. И в адюльтере* все та же адюльтер*- пошлость брачного союза. Нет поэзии любви. Эмма мечтает о побеге с Родольфом. А рядом реальная жизнь.
Мечта Эмма.
(часть 2 ,глава 12)
Она бодрствовала в мечтах об ином. Шарль жил реальностью.
(часть 12, глава 12)
(Чтение внутренних монологов героев)
А Родольф в это время пишет циничное письмо.
Циник *-
Страшно получить такое письмо . Беседа о нравственных качествах Ронольда.
Вывод :этот пошлый мир приносит Эмме страдания. Она обманута.Жить не хочется. Экзальтированное воображение Эммы привело к трагедии.
Экзальтированный *- находящийся в крайне возбужденном или восторженном состоянии.
В чем трагедия Эммы?
Она идеализирует любовь. Ей дороги не мужчины, а любовь. Для нее любовь – единственный способ существования.
Флобер сначала назвал свою героиню Мария, а затем Эмма. Почему?
Здесь тайна в имени.
Мария – горькая, превосходящая.
Эмма – требующуя ласки, милая.
Флобер показывает ,как любовь в буржуазном обществе неотделима от материальных проблем . Страсть привела Эмму к расточительству , а расточительство к гибели.
Какие она делала подарки ? Какое значение придавала им?(печатка, хлыст, шарф, портсигар).
Подарки требовали денег, надо было обманывать .Если письмо Ронольда толкнуло ее на путь ,ведущий к гибели ,то настоящим смертным приговором стало письмо ростовщика Лере.
(Чтение и анализ письма. 3 часть ,глава 6)
Вывод : Лере погубил ее. Судьба трагична ,когда мечта о неземной любви легко уживается с векселями и долговыми записками, утаиванием счетов и жалких гонораров Шарля.
В чем трагедия этой страдающей души?
Бунтуя против мира обывателей, она в то же время является его неотъемлемой частью , его порождением, сливается с ним. И в том, что она живет вне мира, ждет от жизни не того, что она может дать. Так появляется термин «боваризм», приобретающий широкое общечеловеческое значение.
Флобер показал мир, где деньги олицетворены хитрым и хищным Лере, церковь – ограниченным и жалким отцом Бурнизвеном. Он меньше всего заботится о душах своей паствы. Интеллигенция – Шарль, Родольф , Леон – глупы, невежественны.
Символ буржуазного общества – Оме. Эта сатира на буржуазный либерализм . Это образ торжествующий пошлости . Ничтожный буржуа соблюдает одну заповедь : «Надо постоянно беречь свои карманы».
В этом мире автор не спасает Эмму от оскорблений, не дает он ей и ума , образования , тонкости вкуса и силы духа. Тогда что же возвышает ее? Неистребимое стремление , сила иллюзий, жажда непознанного и запретного.
Иллюзиия*-
Грезы*-
Мечты*-
Душа измеряет мерой своего желания ,подобно тому,как о соборе судят прежде всего по его колокольни.
Мы стоим чего-нибудь , может быть, благодаря своим страданиям ,так как все они являются стремлениям.
Образ Эммы Бовари приобретает громадную силу обобщения , он становится символом современности , воплощает целые эпохи и идеи.
Эмма своей тоской и самой судьбой протестует против среды . Этот глубочайший протест в отвращении ко всему на свете ,он доведен до самоубийства.
Вывод : Это протест женского сердца. Этим и объясняется такая популярность адюльтера.
Домашнее задание.
«Современная» тоска , разрывающая сердце провинциальной мещанки и проявившаяся в адюльтере .
Докажите это (устно), построив ответ по плану.
Индивидуально. Работа над портретом.
В образе символе просматриваются у Флобера манера импрессионистов : вместо резких четких линий – некоторая размытость в изображениях, вызванная передать не саму внешность , а впечатление от внешности.
Женщина –тайна, загадка была благодатной темой и для художников – импрессионистов.
Задание двум ученикам. Репродукции на стенде.
Какие репродукции вызывают у вас ассоциации с Эммой Бовари?
Чем бы вы это объяснили?
Приложение :Образ Эммы Бовари.
Иллюстрации к домашнему заданию.
Приложение 1 : Образ Госпожи Бовари.
Роман «Госпожа Бовари» был написан Гюставом Флобером в 1856 году.
Первоначально писатель задумал « Госпожу Бовари» в ином плане ,чем тот, который получился в окончательной редакции. Он мыслил сделать героиню девственницей ,которая живет в провинциальной среде.
Но романтист отказался от первоначального плана. Главный персонаж претерпел в ходе работы весьма существенные изменения. «Я придумал героиню, - женщину, которая встречается чаще других».
В романе перед нами проходит жизнь, склонной к мечтательности провинциалки , которую окружает совершенно реальная, мастерски изображенная среда.
Флобер заставил жить Эмму в реальной мещанской среде.
Эмма показана во время ее одиноких и грустных прогулок , мечтающей о краях со звучными названиями. Она мечтает о швейцарском шале, шотландском коттедже . Это не конкретное желание , а невыразимая жажда счастья, глухая тревога перед открывающимся настоящим.
Эмма задыхается от пустоты приниженности , однообразия и бесцветия окружающего. И писатель готов благословить в ней дух протеста , недовольства средой. Флобер готов оправдать Эмму Бовари за попытку бежать от окружающего в воображаемую жизнь, воссоздаваемую в мечту.
Тосклива и безрадостна жизнь Эммы в Тосте ,в Ионвиле. Неприметно она начинает вести неприметное существование : реальное в доме Шарля Бовари, как жена ,хозяйка, и тайное существование , навеянное чтением романов.
Если сопоставить отношение Флобера к дворянству с изображанием жизни Эммы Бовари в романе, то обнаружится внутреннее сходство между ними. Эмма Бовари не желает понимать тех, кто стоит выше нее , и в тоже время она хочет стать богатой светской дамой. Героиня живет только мечтами ,боясь возвращаться в этот мрачный ,серый мир.