Конструкт урока-занятия «Логика мозга – логика сердца» в рамках круглогодичного курса образовательной программы по математике «На раз, два, три…»
Этап I
Этапы урока-занятия
Основные виды деятельности
(Развитие ЦУДов)
Создание условий
(раздаточный материал)
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Предполагаемый результат
Здоровье сберегающая
компетентность
Социокультурная
компетентность
Психологическая
компетентность
Предметный
уровень
База
Профиль
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Мотивационный
Коммуникативное взаимодействие
1)Карточка с заданиями: Интеллектуальная услуга для обучающихся.
2)Зарядка.
3)Презентация к занятию: Слайд 1, 2, 3
Позиция учителя:
организатор.
Деятельность учителя:
Фронтальная работа.
Слово учителя:
Таблица №1 Ситуация 1,
Ситуация 2.
Позиция обучающихся: участники диалога.
Деятельность обучающегося:
Элементы коммуникативного взаимодействия ученик - ученик.
Слово ученика: Таблица №1 Ситуация 1,
Ситуация 2
Сформированность общего представления об эмоциональной сфере личности.
Мотивированность на работу.
Анализ собственных возможностей.
Видят систему неравенств.
Не понимают
причину
затруднений.
Видят систему неравенств.
Понимают
причину
затруднений.
Этап I Таблица 1 Ситуация 1
«Слово учителя»
«Слово обучающихся»
- Сегодня мы встречаемся в последний раз в этом году в летней профильной школе, Предметного модуля.
- Я долго думала о том, как же пригласить вас в следующем учебном году осенью на каникулах на свои занятия и ничего не придумав, решила просто создать с вами совместный бизнес! Думаю, заработать денег хочет каждый?
- А слабо вам, когда нет денег, нет помещения, нет опыта, сделать бизнес?
____________________________________________________________
- Как вы будете это делать?
___________________________________________________________
- Разве это математика?
- Ну что задумались?
___________________________________________________________
- А, давайте, для начала зарядимся позитивной энергией и сделаем зарядку!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
___________________________________________________________
- Итак, вернемся к проектированию нашего бизнеса.
- Я принесла товар, с помощью которого вы можете сделать свой бизнес.
Демонстрация интеллектуальной услуги.
- Это задания C1, C2, C3, C4,C5, C6 из ЕГЭ.
- Нужно говорить о значимости данного материала?
___________________________________________________________
- Удивлены, что это товар?
- Как вы думаете можно ли продать этот товар?
- А кому можно продать?
- Как это сделать?
- У кого будем просить помощи, чтобы товар стал продаваемым?
- А что будет самым главным?
- Нет!
__________________________________________________________
- Объединимся в группы, будем выступать.
- Займемся рукоделием, потом будем продавать.
___________________________________________________________
- Нет, это культура!
Ученики задумываются.
____________________________________________________________
- Хорошо! Мы согласны!
Зарядка.
____________________________________________________________
-Нет! Понятно, это нужно для поступления в институт.
____________________________________________________________
-Да!
- Наверно, да.
- Возможно девятиклассникам или одиннадцатиклассникам.
- Не знаем!!!!
- У учителей, родителей, выпускников.
- Как правильно продать товар?
Этап I Таблица 1 Ситуация 2
«Слово учителя»
«Слово обучающихся»
- Сегодня мы встречаемся в последний раз в этом году в летней профильной школе, Предметного модуля.
- Я долго думала о том, как же пригласить вас в следующем учебном году осенью на каникулах на свои занятия и решила создать с вами совместный бизнес!
- Думаю, заработать денег хочет каждый?
- А слабо вам, когда нет денег, нет помещения, нет опыта, сделать бизнес?
___________________________________________________________
- А, давайте, для начала зарядимся позитивной энергией и сделаем зарядку!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
___________________________________________________________
- Итак, вернемся к проектированию нашего бизнеса.
- Я принесла товар, с помощью которого вы можете сделать свой бизнес.
Демонстрация интеллектуальной услуги
- Это задания C1, C2, C3, C4,C5, C6 из ЕГЭ.
- Нужно говорить о значимости данного материала?
- Да!
___________________________________________________________
- Удивлены, что это товар?
- Как вы думаете можно ли продать этот товар?
- А кому можно продать?
- Как это сделать?
- У кого будем просить помощи, чтобы товар стал продаваемым?
- А что будет самым главным?
- Да!
___________________________________________________________
- Хорошо! Мы согласны!
Зарядка.
____________________________________________________________
- Это нужно для поступления в институт?
___________________________________________________________
-Да!
- Наверно нет, мы же не умеем решать эти задания.
- Возможно девятиклассникам или одиннадцатиклассникам.
- Не знаем!!!!
- У учителей, родителей, выпускников?
- Как правильно продать товар?
Этап II
Этапы урока-занятия
Основные виды деятельности
(Развитие ЦУДов)
Создание условий
(раздаточный материал)
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Предполагаемый результат
Здоровье сберегающая
компетентность
Социокультурная
компетентность
Психологическая
компетентность
Предметный
уровень
База
Профиль
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Целеполагание
Моделирование ситуации
Презентация к занятию: Слайд 4,5
Позиция учителя:
управленец
деятельность Деятельность учителя:
создание ситуации противоречия; общее побуждение к деятельности с помощью специальной коммуникативной техники.
Слово учителя:
Таблица №2 Ситуация 1,
Ситуация 2.
Позиция обучающихся:
субъектная.
Деятельность обучающегося:
Коммуникативное взаимодей-
ствие
Слово ученика: Таблица №2 Ситуация 1,
Ситуация 2.
Сформированность представления об общении между людьми.
Умеют организовывать собственную деятельность.
Интерес к самому себе.
Видят целые числа, многочлен, степень и т.д.
Пытаются анализировать что изучали, что нет в рамках темы «Решение неравенств»
Этап II Таблица 2 Ситуация 1- Ситуация 2
«Слово учителя»
«Слово обучающихся»
- Что-то я не слышу конструктивных предложений?
- Одинадцатинклассники вам за это не заплатят?
-Предлагаю вам свои ресурсы, но бесплатно я не работаю!
-Вы должны купить у меня эти ресурсы.
- Как?
- Предлагаю игру «Ассоциации». 10 слов и ресурс ваш!
___________________________________________________________
- Теорема
- Параллельные
- Пирамида
- Математический
- Софья
- Бином
- Серединный
- Геометрия
- Треугольник
- 1·2·3·4·5·6
- Продано!
А теперь обещанное конструктивное предложение - интеллектуальная услуга.
Работа с карточкой.
Перед вами задание C3. Многим оно покажется сложным, непосильным, кто-то скажет: это для одиннадцатиклассников.
Но какого уровня эти задания простого (базового) или сложного (профильного)?
А если их попробовать продать?
Как это можно сделать?
Все ли ваши знания будут пользоваться спросом?
И какова их цена?
Например: в каком классе вы изучали сравнение рациональных чисел?
- Хорошо!
А кто прямо сейчас объяснит решение системы показательных неравенств.
Например: арифметические действия с целыми числами и сравнение рациональных чисел относятся к I уровню; а операции с многочленами ко II уровню; и наконец, решение логарифмического и показательного неравенства к III уровню. Давайте с кем-нибудь из вас обыграем:
К доске выходит ученик
____________________________________________________________
- Что продаем?
Учитель показывает на слайд
- Какой уровень ваших знаний? Что вы можете решить из этой таблицы?
- Правильно!
- Сколько стоит услуга, которую вы можете оказать?
- А как заработать больше?
- Верно!
- А что можно еще использовать как дополнительный ресурс?
- А что вы будете спрашивать у учителей, например?
- Зачем?
- Но чтобы продать интеллектуальную услугу, надо разобраться с заданиями из карточки № 2 и №3, они ведь не разобраны.
- Что делать!
- Но в бизнесе еще одним элементом является корпоративная
этика, она складывается из коллективного духа, слогана, логотипа и т.д.
Давайте и мы вспомним наш девиз «золотой запас страны – это дети, это мы!»
- А теперь объединитесь в группы и наметьте стратегию своей деятельности.
- Повторим бизнес – задание:
используя собственные знания и дополнительный ресурс, предложить выпускникам 11 классов интеллектуальную услугу.
Времени дается 20 минут. Желаю удачи!
- Мы не знаем, как продать услугу?
- Нет!
- Согласны.
- Хорошо!
- Договорились!
____________________________________________________________
-Пифагора!
-Прямые!
-Хеопса!
-Алгоритм!
-Ковалевская!
-Ньютона!
-Перпендикуляр!
-Лобачевского!
-Равнобедренный
-Произведение!
- Конечно же, сложного.
- Как? Мы их решать не умеем.
Ученики в недоумении.
- Мы не знаем ответа на Ваши вопросы.
- В 6 классе!
- Никто!
К доске выходит ученик
_________________________________________________________________
- Карточку.
·
-Я могу решить неравенство. II уровень.
- 5 рублей!
- Решить задания из III уровня!
- Интернет, подойти к учителям, сходить в библиотеку, обратиться к старшеклассникам.
-Как решить задание III уровня.
- Чтобы его подороже продать.
- Изучить Карточку 1 и по аналогии составить Карточку 2.
Ученики повторяют.
«Золотой запас страны – это дети, это мы!»
- Изучить Карточку 1 и по аналогии составить Карточку 2 и Карточку 3
Если будет сложно, то надо воспользоваться дополнительными ресурсами.
Этап III
Этапы урока-занятия
Основные виды деятельности
(Развитие ЦУДов)
Создание условий
(раздаточный материал)
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Предполагаемый результат
Здоровье сберегающая
компетентность
Социокультурная
компетентность
Психологическая
компетентность
Предметный
уровень
База
Профиль
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Организационный
Выбор средств и способов ЦУДов
Работа в группах, парах, индивидуально с любыми средствам, ресурсами образовательной организации.
Презентация к занятию: Слайд 6
Позиция учителя: тьютор.
Слово учителя:
Таблица №3 Ситуация 1,
Ситуация 2.
Деятельность обучающегося:
самоорганизация.
Слово ученика: Таблица №3 Ситуация 1,
Ситуация 2.
Навык сотрудничества.
План действий.
Самоорганизация .
Выбор следующих тем:
(смотри карточку
Интеллектуальная услуга для обучающихся. I уровень)
.
Анализируют степень сложности задания, выбирают задания II уровня.
Ищут способ решения этого задания.
Этап III Таблица 3 Ситуация 1
«Слово учителя»
«Слово обучающихся»
Учитель находится в классе, в это же время, обучающиеся работают в парах, группах, выходят из кабинета, действуют в рамках самоорганизации, проектирования собственной деятельности.
- Я могу отвечать на ваши организационные вопросы, но помните, вы сами занимаетесь поиском ресурса, определяете уровень собственных знаний, привлекаете помощников со стороны.
Обучающиеся объединяются в группы, пары, индивидуально по уровням знаний, работают над выдвижением гипотез по заданию; поиск метода решения учебной проблемы.
Этап III Таблица 3 Ситуация 2
«Слово учителя»
«Слово обучающихся»
Учитель находится в классе, в это же время, обучающиеся работают в парах, группах, выходят из кабинета, действуют в рамках самоорганизации, проектирования собственной деятельности.
-Я могу отвечать на ваши организационные вопросы, но помните, вы сами занимаетесь поиском ресурса, определяете уровень собственных знаний, привлекаете помощников со стороны.
Обучающиеся объединяются в группы, пары, индивидуально по уровням знаний, работают над выдвижением гипотез по заданию; поиск метода решения учебной проблемы.
Этап IV
Этапы урока-занятия
Основные виды деятельности
(Развитие ЦУДов)
Создание условий
(раздаточный материал)
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Предполагаемый результат
Здоровье сберегающая
компетентность
Социокультурная
компетентность
Психологическая
компетентность
Предметный
уровень
База
Профиль
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Проверка гипотез
В соответствии с методическими рекомендациями психолога – педагога
А.Е. Айвазова
Работа в группах, парах, индивидуально с любыми средствами, ресурсами образовательной организации.
Презентация к занятию: Слайд 7
Позиция учителя:
управленец.
Деятельность учителя:
Коммуникативное взаимодействие(аргумент/
контраргумент).
Слово учителя:
Таблица № 4 Ситуация 1,
Ситуация 2.
Позиция обучающихся:
Мыслитель, менеджер, организатор, исполнитель
(в зависимости от выбранного уровня задания.)
Слово ученика: Таблица №4 Ситуация 1,
Ситуация 2.
Навык вербального и невербального сотрудничества.
Действовать по ситуации.
Самооценка.
Пример
Способ решения неравенств и уравнений.
Пример
Способ решения систем неравенств и уравнений.
Этап IV Таблица 4 Ситуация 1
«Слово учителя»
«Слово обучающихся»
-Я рада всех вас видеть, рада видеть ваши улыбки, рада, что с некоторыми сидят выпускники, учителя.
- Все получилось? Вы справились с заданием? А какое было задание?
- Тогда сядьте по группам, согласно вашему выбору уровня заданий.
- Давайте проверим, то, как вы выбрали группу. Все ли согласны, что задания , выбранные вами - I,II, III уровня.
- Подумайте, какую цену вы назначите за свою услугу и главное востребованы ли ваши знания.
- Я в начале занятия сказала о том, что не знаю, как сделать так, чтобы вы пришли в следующем году именно на математику.
- А вы можете ответить на этот вопрос.
Учитель организует обсуждение с помощью стандартных реплик предметно-содержательного материала, согласно выбранным уровням, темам, а так же совместно анализируется ресурс, которым обучающиеся воспользовались.
Обучающиеся предлагают свои услуги, выдвигая и проверяя гипотезы. Диалог завершается сообщением решающей гипотезы..
Этап IV Таблица 4 Ситуация 2
«Слово учителя»
«Слово обучающихся»
-Я рада всех вас видеть, рада видеть ваши улыбки, рада, что с некоторыми сидят выпускники, учителя.
- Все получилось? Вы справились с заданием? А какое было задание?
- Тогда сядьте по группам, согласно вашему выбору уровня заданий.
- Давайте проверим, то, как вы выбрали группу. Все ли согласны, что это I,II, III уровни задания.
- И подумайте, какую цену вы назначите за свою услугу.
Учитель организует обсуждение с помощью стандартных реплик предметно-содержательного материала, согласно выбранным уровням, темам, а так же совместно анализируется ресурс, которым обучающиеся воспользовались.
Обучающиеся предлагают свои услуги, выдвигая и проверяя гипотезы. Диалог завершается сообщением решающей гипотезы..
Этап V
Этапы урока-занятия
Основные виды деятельности
(Развитие ЦУДов)
Создание условий
(раздаточный материал)
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Предполагаемый результат
Здоровье сберегающая
компетентность
Социокультурная
компетентность
Психологическая
компетентность
Предметный
уровень
База
Профиль
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Проектировочный
Рефлексия
Карта сформирова- нности
математических навыков.
Презентация к занятию:
Слайд 8, 9
Позиция учителя:
тьютор.
Деятельность учителя:
Создает ситуацию успеха для всех обучающихся.
Слово учителя:
Таблица № 5 Ситуация 1,
Ситуация 2.
Позиция обучающихся:
Субъектная.
Деятельность обучающегося:
Проблемно-диалогическое общение: ученик- ученик, ученик-учитель.
Слово ученика: Таблица № 5 Ситуация 1,
Ситуация 2.
Навык вербального и невербального сотрудничества
Действовать в зоне ближайшего развития.
Преодоление себя.
Воспроизведение, решение заданий I уровня и частично II уровня.
Наметили вектор развития в моделировании математических ситуаций.
Этап V Таблица 5 Ситуация 1
«Слово учителя»
«Слово обучающихся»
Учитель подводит итоги. С помощью Карты сформированности математических навыков (смотри приложение №3) просит отрефлексировать, используя модель «Формула выбора профессии», свою деятельность. Скорректировать и обозначить основные позиции по предотвращению неверных шагов в выборе предмета.
Некоторые высказывания обучающихся:
Я занимался в круглогодичной профильной школе «На раз, два, три» в течение года, но сегодня я понял, что лучше у меня получается не думать, не изучать предметные знания, а организовывать людей, искать ресурс для решения какой-либо жизненной задачи.
А мне нравится с помощью знаний по математике помогать одноклассникам, из-за этого у меня много друзей и я очень успешен.
Я люблю быть в центре внимания, но на занятия, где было много математических терминов, мне было тяжело, в следующем году я пойду и попробую себя в другой профильной школе.
Я не случайно выбрал данный курс. При поступлении мне будут нужны знания по математике, сейчас я могу сказать, что мой выбор не случайный, а продуманный.
Этап V Таблица 5 Ситуация 2
«Слово учителя»
«Слово обучающихся»
Учитель подводит итоги. С помощью Карты сформированности математических навыков (смотри приложение №3) просит отрефлексировать, используя модель «Формула выбора профессии», свою деятельность. Скорректировать и обозначить основные позиции по предотвращению неверных шагов в выборе предмета.
Некоторые высказывания обучающихся:
Я занимался в круглогодичной профильной школе «На раз, два, три» в течение года, но сегодня я понял, что лучше у меня получается не думать, не изучать предметные знания, а организовывать людей, искать ресурс для решения какой-либо жизненной задачи.
А мне нравится с помощью знаний по математике помогать одноклассникам, из-за этого у меня много друзей и я очень успешен.
Я люблю быть в центре внимания, но на занятия, где было много математических терминов, мне было тяжело, в следующем году я пойду и попробую себя в другой профильной школе.
Я не случайно выбрал данный курс. При поступлении мне будут нужны знания по математике, сейчас я могу сказать, что мой выбор не случайный, а продуманный.
15