Технологические карты формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД
Технологическая карта формирования познавательных УУД 4 класс
Вид УУД
Нормативные показатели
Уровни сформированности
Диагностика
низкий
средний
высокий
Общеучебные универсальные действия
Выделять и формулировать познавательные цели
Не способен выделять и формулировать познавательные цели (или справляется с данным зданием очень редко)
Способен выделять и формулировать познавательные цели при направляющей помощи педагога
Самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели
Наблюдение
Ориентироваться в учебнике находить нужную информацию в учебнике и словарях
С трудом ориентируется в учебнике. Не способен находить нужную информацию в словарях
Ориентируется в учебнике, находит нужную информацию в учебнике, в словарях при направляющей помощи педагога
Самостоятельно ориентируется в учебнике, находит нужную информацию в учебнике и словарях
Наблюдение
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы
Редко отвечает на простые вопросы учителя, с трудом формулирует ответы на сложные вопросы учителя, не способен самостоятельно задавать вопросы.
Отвечает на простые и сложные вопросы при направляющей помощи педагога, редко сам задаёт вопросы
Самостоятельно отвечает на простые и сложные вопросы учителя. Способен самостоятельно задавать вопрос
Наблюдение
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное
Не способен подробно пересказывать прочитанное или прослушанное
Пересказывает прочитанное и прослушанное при направляющей помощи учителя
Подробно пересказывает прочитанное и прослушанное
Наблюдение
Рефлексировать способы и условия действия
Не способен самостоятельно рефлексировать способы и условия действия
Способен осуществлять рефлексию способов и условий действий при направляющей помощи педагога
Самостоятельно рефлексирует способы и условия действий
Наблюдение
Самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала
Не способен самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала
Способен предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала с помощью учителя
Способен самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала
Наблюдение
Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников
Не способен самостоятельно отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников
Способен отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников с помощью учителя
Способен самостоятельно отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников
Наблюдение
Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ
Не способен самостоятельно представлять информацию в виде и текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ
Способен представлять информацию в виде и текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ
Способен самостоятельно представлять информацию в виде и т*екста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ
Наблюдение
Рекомендации: Консультации специалистов, индивидуальный подход в обучении
Рекомендации:
Побуждение к действию, стимулирование. Работа по алгоритму, по точной инструкции учителя или с помощью наводящих вопросов
Рекомендации:
Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности
Логические универсальные действия
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности: самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей.
Умеет анализировать, устанавливать закономерности, но делает с ошибками. Требуется больше времени на выполнение подобных заданий.
Умеет анализировать установленные закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач.
Методика «Логические закономерности»АПРЕЛЬ
Рекомендации:
Консультации специалистов,
коррекционная работа по выявленным нарушениям
Рекомендации:
Коррекционная работа по выявленным нарушениям
Рекомендации:
Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах
Постановка решения проблем
Определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания
Не способен самостоятельно определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания
Способен определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания при направляющей помощи педагога
Способен самостоятельно определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания
Наблюдение
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) для решения проблем.
Не способен самостоятельно извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) для решения проблем.
Способен извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) для решения проблем частично самостоятельно, частично с помощью учителя
Способен самостоятельно извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) для решения проблем
Наблюдение
Планировать свою работу по изучению незнакомого материала
Не способен самостоятельно
планировать свою работу по изучению незнакомого материала
Способен планировать свою работу по изучению незнакомого материала частично самостоятельно, частично с помощью учителя
Способен самостоятельно планировать свою работу по изучению незнакомого материала
Рекомендации:
Консультации специалистов и индивидуальный подход в обучении
Рекомендации:
Необходимы алгоритмы работы с источниками дополнительной информации и умения наблюдать и делать выводы
Рекомендации:
Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, проблемные задачи, участие в олимпиадах
Логическое мышление
(Психолог сентябрь- май)
Оценочный лист обучающегося ____________________________________________ 4 класс
№ п/п
Что я умею
Как часто проявляется умение?
1
Я умею определять цель урока
всегда
часто
редко
2
Я умею находить в учебнике нужную информацию
всегда
часто
3. редко
3
Я умею находить нужную информацию в словаре
всегда
часто
3. редко
4
Я умею отвечать на простые вопросы учителя
всегда
часто
3. редко
5
Я умею отвечать на сложные вопросы учителя
всегда
часто
3. редко
6
Я умею сам задавать вопросы
всегда
часто
3. редко
7
Я умею подробно пересказывать прочитанное или прослушанное
всегда
часто
3. редко
8
Я умею анализировать, оценивать, результаты своей работы
всегда
часто
3. редко
9
Я умею определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания
всегда
часто
3. редко
10
Я умею извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) для решения проблем
всегда
часто
3. редко
11
Я умею планировать свою работу по изучению незнакомого материала
всегда
часто
3. редко
Дневник наблюдений над формированием познавательных УУД.
4 класс.
№ п/п
Фамилия, имя ученика
Общеучебные универсальные действия
Постановка и решение проблем
Выделять и формулировать познавательные цели
Ориентироваться в учебнике находить нужную информацию в учебнике
Ориентироваться в учебнике находить нужную информацию в словарях
Отвечать на простые вопросы
Отвечать на сложные вопросыф
Самим задавать вопросы
Подробно
Пе пересказывать
пр прочитанное
или
прослушанное
Рефлексировать способы и условия действия
Определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текстах, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др) для решения проблем
Планировать свою работу по изучению незнакомого материала
1
2
3
4
5
Количество
обучающихся у которых:
%
Высокий
уровень
Средний уровень
Низкий уровень
В (1) – высокий уровень С(2) – средний уровень Н (З) – низкий уровень
Дневник наблюдений над формированием познавательных УУД.
№ п/п
Фамилия, имя ученика
Постановка и решение проблем
Определять в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текстах, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др) для решения проблем
Планировать свою работу по изучению незнакомого материала
1
2
3
4
5
Количество
обучающихся у которых:
%
Высокий
уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Уровень сформированности познавательных УУД.
№ п/п
Фамилия, имя обучающегося
Уровень по каждому тесту
Примечание
Методика «Логические закономерности»
Сформированность умения работать над задачей
1
2
3
4
5
Количество обучающихся , показавших: %
Количество обучающихся , показавших: %
Очень высокий уровень
Высокий уровень
Высокий уровень
Средний уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Низкий уровень
Очень низкий уровень
Технологическая карта формирования регулятивных УУД 4 класс
Вид УУД
Нормативные показатели
Уровни сформированности и рекомендации
Диагностика
Низкий
Средний
Высокий
Учитель
Психолог
Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того что ещё неизвестно
(1 раз в год
апрель-май)
Формулировать и удерживать учебную задачу
- Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя, Включаясь в работу быстро отвлекается.
- Осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя её и не выходя за требования.
- Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствием адекватных способов
-Чётко выполняет требования познавательной задачи.
- Осознаёт свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи.
- Самостоятельно формулирует познавательную цель
-- Осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя её и не выходя за её требования.
-Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия.
Наблюдение
(итоговая контрольная работа)
Рекомендации:
Консультация специалистов, коррекционные занятия, пощаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребёнка к алгоритму выполнения учебного действия
Рекомендации:
- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания;
- необходимо ситуативное обращение ребёнка к алгоритму выполнения учебного действия
Развитие понятийного мышления
Рекомендации:
Поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания, привлечение к проектно-исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т.д.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличия от эталона
( 1 раз в год
февраль-апрель)
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем
- Без помощи учителя не может обнаружить не соответствие усвоенного способа действия новым условиям.
-Ученик осознаёт правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их.
-Самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия м условий задачи и вносит коррективы.
-Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно.
-Ошибки исправляет самостоятельно,
- Контролирует процесс решения задачи другими учениками.
-Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения
Проба на внимание на основе пробы на внимание Н.Я.Гальперина и С.Л.Кобыльницкой
СЕНТЯБРЬ -ОКТЯБРЬ
Рекомендации:
Консультация специалистов, коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля
Рекомендации:
Поддержка и развитие сформированного уровня контроля усвоенные способы решения задач использовать в других видах деятельности
Рекомендации:
В групповых формах работы предлагать роль эксперта
Оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы
( 1 раз в год
февраль-апрель)
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнить, возникли сложности при выполнении. Степень развития произвольного внимания
- Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для её решения
-Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно её решения.
-Свободно и аргументировано оценивает уже решённые им задачи.
-Умеет самостоятельно оценивать свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата соотнося его со схемой действия.
- Может оценить действия других учеников
- Самостоятельно обосновывает ещё до решения задачи свои силы, исходя из чёткого осознания усвоенных способов и их вариаций, а так же границ их применения.
Итоговая Комплексная
работа
Рекомендации:
Консультация специалистов, создание ситуации успеха на уроках, индивидуальный подход, обучение алгоритму самостоятельного оценивания.
Рекомендации:
Отработка навыка оценивания своей деятельности в решении новых задач.
Рекомендации:
Поддержка и развитие сформированного уровня оценки, привлечение к проектно-исследовательской деятельности к участию в олимпиадах, конкурсах и т.д.
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к долевому усилию и преодолению препятствий
Проба на внимание (Проводит психолог (сентябрь – октябрь)
(произвольность внимания)
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии в волевому усилию и преодолению препятствий (сентябрь-май)
Методика исследования словестно-логического мышления младших школьников Э.Ф. Замбацявичене)
Оценочный лист ДЕКАБРЬ МАЙ
Дневник наблюдений за сформированностью регулятивных УУД 4 класс
№ п/п
Фамилия, имя ученика
Умения
1
Планирование деятельности
Контроль деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками
Взаимодействие со взрослыми и со сверстниками в процессе учебной деятельности
Готовность преодолевать трудности в процессе разрешения сложных задач
Достижение поставленных целей
Обоснование правильности выполнения задания
Объяснение причин своих ошибок
2
3
4
5
Количество
обучающихся у которых:
%
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Высокий
Средний
Средний
Средний
Средний
Средний
Средний
Средний
Низкий
Низкий
Низкий
Низкий
Низкий
Низкий
Низкий
В (1) – высокий уровень С(2) – средний уровень Н (З) – низкий уровень
высокий 70-100%
допустимый (средний, часто) 50-70%
критический (низкий, редко) ниже 50%
Самооценка регулятивных УУД
Главное чему я научился 4 класс
№ п/п
Умения
Май
1
Я умею планировать свою деятельность
всегда
часто
3. редко
2
Я умею контролировать процесс и результат своей деятельности, включая контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
всегда
часто
3. редко
3
Я умею взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности
всегда
часто
3. редко
4
Я готов преодолевать трудности в процессе разрешения сложных задач
всегда
часто
3. редко
5
Я могу достигать поставленной цели.
всегда
часто
3. редко
6
Я умею обосновывать правильность выполнения задания.
всегда
часто
3. редко
7
Я могу объяснять причины своих ошибок.
всегда
часто
3. редко
Технологическая карта формирования коммуникативных УУД 4 класс
Вид коммуникативных УУД
Показатели
Уровень сформированности
Диагностика
Низкий
Средний
Высокий
Педагог
Психолог
Коммуникация как кооперация
Умение договариваться находить общее решение. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликтов интересов. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
-Не может и не хочет договариваться, пассивен или агрессивен, не предоставляет помощь.
- Не всегда может договариваться
- Не всегда может сохранять доброжелательность; предоставляет помощь только близким знакомым.
- умеет договариваться, находить общее решение;
- умеет аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; владеет адекватными выходами из конфликта;
-всегда предоставляет помощь
Методика
«Социализированность личности» М.И. Рожкова
ДЕКАБРЬ
Рекомендации:
Консультация специалистов, поощрение за минимальный результат, совместные задания с одноклассниками (в парах, группах), выработка активной позиции при общении, продолжение коррекционных занятий по развитию коммуникативных навыков.
Рекомендации:
Поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке ( в парах, группах), важно положительное одобрение, выработка активной позиции при общении.
Рекомендации:
Поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах, группах), положительное одобрение и выступление на школьных конференциях и олимпиадах. и т.д.
Коммуникация как интериоризация
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций
-Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
- Молчит не может оформить свои мысли;
- Читает, но не понимает прочитанного
- Читает, но понимает смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов.
- Высказывает свои мысли по алгоритму.
-Имеет богатый словарный запас и активно им пользуется, бегло читает;
- усваивает материал, даёт обратную связь (пересказ, рассказ)
Наблюдение
МАЙ
Рекомендации:Консультация специалистов, учить высказыванию своих мыслей по алгоритму, важно положительное одобрение, совместные задания с одноклассниками
Рекомендации: Поддержка и развитие коммуникативных навыков , проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), привлекать к составлению рефератов, докладов (по алгоритму), привлечение к участию в литературных конкурсах
Рекомендации: Поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), положительное одобрение, составление рефератов, докладов, участие в литературных конкурсах
Коммуникация как взаимодействие
Понимает возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос
Уважение позиции других людей, отличную от собственной. Учёт разных мнений и умение обосновывать собственное
-Редко понимает и принимает позицию других людей, считая своё мнение единственно верным
Рекомендации:
Консультации специалистов (умение контролировать свои эмоции), изучение речевого этикета и правил позитивного общения, поощрение за результат, совместные задания с одноклассниками
Понимает различные позиции других людей, но не всегда проявляет доброжелательность, даёт обратную связь, когда уверен в своих знаниях.
Рекомендации:
Продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, умение презентовать себя, участие в диспутах, дебатах, городского уровня.
Различает и понимает различные позиции другого, даёт обратную связь, проявляет доброжелательность
Рекомендации:
Продолжение изучения правил речевого этикета, проведение групповых заданий на уроке, умение презентовать себя, участие в диспутах, дебатах, городского уровня.
Изучение общительности как характеристики личности Е.А. Петрова
МАЙ
Лист достижений (мои личные достижения ) май
Дневник наблюдений за сформированностью коммуникативных УУД 4 класс
№ п/п
Фамилия, имя ученика
Виды коммуникативных УУД
Примечание
Коммуникация как кооперация
Умение договариваться находить общее решение. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликтов интересов. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Коммуникация как интериоризация
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций
-Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
Коммуникация как взаимодействие
Понимает возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос
Уважение позиции других людей, отличную от собственной. Учёт разных мнений и умение обосновывать собственное.
1
2
3
4
5
Количество
обучающихся у которых:
%
Высокий
Высокий
Высокий
Средний
Средний
Средний
Низкий
Низкий
Низкий
В (1) – высокий уровень С(2) – средний уровень Н (З) – низкий уровень
ТЕСТ Липпмана «Логические закономерности» (изучение логического мышления)
Ход опыта. Учащимся предъявляются письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Студент должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.
Числовые ряды:
2, 3, 4, 5, 6, 7 8, 9
6, 9, 12, 15, 18, 21 24, 27
1, 2, 4, 8, 16, 32
4, 5, 8, 9, 12, 13
19, 16, 14, 11, 9, 6
29, 28, 26, 23, 19, 14
16, 8,4, 2, 1, 0, 5
1, 4, 9, 16, 25, 36
21, 18, 16, 15, 12, 10
3, 6. 8, 16, 18, 36
Проверить правильность ответов и уровень логического мышления по ключу:
Предъявленные ряды Правильные ответы
1, 2, 4, 8, 16, 32 64, 128
4, 5, 8, 9, 12, 13 16, 17
19, 16, 14, 11, 9, 6
· 4, 1
29, 28, 26, 23, 19, 14 8, 1
16, 8,4, 2, 1, 0, 5 0, 25; 0,125
1, 4, 9, 16, 25, 36 49, 64
21, 18, 16, 15, 12, 10 9, 6
3, 6. 8, 16, 18, 36 38, 76
Оценка результатов по таблице:
Время выполнения задания
Количество ошибок
Баллы
Уровень развития логического мышления
2 мин. и менее
0
5
Очень высокий уровень логического мышления
2 м. 10 с – 4 м 30 с
0
4
Хороший уровень, выше чем у большинства людей
4 м 35 с – 9 м 50 с
0
3 +
Хорошая норма большинства людей
4 м 35 с – 9 м 50 с
1
3
Средняя норма
4 м 35 с – 9 м 50 с
2 -3
3 -
Низкая норма
2 м 10 с – 15 м
4 - 5
2
Ниже среднего уровень развития логического мышления
10 мин. – 15 мин.
0 – 3
2 +
Низкая скорость мышления, «тугодум»
Более 15 мин.
более 5
1
Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление
Пробы на внимание (П.Я.Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля;
Возраст: ступень начального образования (10.5 – 11 лет).
Форма и ситуация оценивания: фронтальный письменный опрос.
Внимание как идеальная, сокращенная автоматизированная форма контроля (П.Я.Гальперин). В исследованиях П.Я.Гальперина и С.Л.Кабыльницкой было показано, что сензитивным периодом для формирования внимания является 3 класс, поскольку дети уже владеют навыками учебной работы, а ошибки по невниманию еще не приобрели обобщенного характера.
Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее).
Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст 1
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Текст 2
На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.
Критерии оценивания:
Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др.
Уровни сформированности внимания:
02 высший уровень внимания,
34 средний уровень внимания,
более 5 низкий уровень внимания.
ДИАГНОСТИКА Коммуникативных УУД
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Методика для изучения социализированности личности учащегося М.И. Рожкова предназначена длявыявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 2 раза в год с учащимися групп и классов нового набора школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:4 всегда; 3 почти всегда; 2 иногда; 1 очень редко; О никогда.
Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
За что бы я ни взялся добиваюсь успеха.
Я умею прощать людей.
Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
Мне хочется быть впереди других в любом деле.
Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
Считаю, что делать людям добро это главное в жизни.
Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
Мне нравится помогать другим.
Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
Переживаю неприятности других, как свои.
Стремлюсь не ссориться с товарищами.
Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1
5
9
13
17
2
6
10
14
18
3
7
11
15
19
4
8
12
16
20
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.
4. Методика изучения общительности как характеристики личности (Е.А. Петрова)
Диагностика общительности в большинстве методик основана на самооценке, что вряд ли является адекватным возрастным особенностям ребенка. Здесь более подходит метод наблюдения, который может охватить большой диапазон характеристик, оценивание которых не под силу младшим школьникам. При этом полезно наблюдения в обобщением виде представить в виде некоторой графической формы. Процедура наблюдения Изучение общительности предполагается вести по следующим признакам: I. Потребность в общении. II. Контактность. III. Способность понимать другого человека. IV. Способность к сочувствию, сопереживанию. V. Умение пользоваться средствами общения. В процессе наблюдения требуется подбирать ситуации, соответствующие показателям, указанным в схеме наблюдения. Ситуации также полезно специально организовывать. Наблюдения можно дополнять сведениями, полученными из уточняющих бесед со школьниками. Промежуточные результаты наблюдения необходимо тщательно фиксировать, что позволит в итоге получить достоверные результаты. Обобщенные результаты наблюдения по каждому показателю (1-20) надо фиксировать крестиком в соответствии со степенью развитости того или иного качества у испытуемого.
Высшая степень развитости качества отмечается баллом 7, низшая – баллом 1.
Обработка результатов Вычислить общую сумму баллов по всем двадцати показателям. Эта сумма будет характеристикой общительности как черты личности испытуемого. Наивысшая сумма может быть 140, наименьшая 20. Сумма баллов по показателям 1, 2, 4, 18 покажет степень контактности ребенка. Сумма баллов по показателям 3, 5, 7, 12 характеризует степень выраженности потребности в общении, по показателям 6, 8, 9, 10 – эмпатии, по показателям 13, 15, 16, 17 – понимание другого человека, а показатели 11, 14, 19, 20 – степень владения элементарными средствами общения. По каждому из показателей 1-5 сумма баллов может колебаться от 4 до 28.
Таблица 1. Критерии и уровни развития коммуникативных умений у младших школьников
КритерииУровни
Высокий
Средний
Низкий
1. Контактность
Ребёнок с желанием идёт на контакт, свободно общается, не боится выступать в новой обстановке.
С желанием вступает в контакт, но боится выступать в новой обстановке, немного стесняется взрослых.
В классе непопулярен, многие его недолюбливают, он робок для выступлений, стесняется общаться с взрослыми.
2. Потребность в общении
Любит быть на людях, ищет новых друзей, в общении открытый, делится с другими своими переживаниями.
Стабильный круг общения, в который новые люди включаются избирательно.
Замкнут, общается с узким кругом людей, скрытный, озабочен мнением о себе, не делится переживаниями.
3. Эмпатия
Постоянно проявляет эмпатию по отношению к большинству людей.
Проявляет эмпатию по отношению к близким, знакомым людям.
Равнодушен к переживаниям окружающих.
4. Владение элементарными средствами общения
Владеет элементарными средствами общения, проявляет их во всех ситуациях.
Допускаются отклонения от общепринятых норм общения.
Затрудняется в использовании элементарных средств общения.
5. Понимание другого человека
Умеет понимать эмоциональное состояние, поведение другого человека.
Не всегда понимает эмоциональное состояние, поведение другого человека.
Затрудняется понять эмоциональное состояние, поведение другого человека.
6. Сформированность невербальных навыков общения
Хорошо владеет основными компонентами невербального общения
Владеет отдельными компонентами невербального общения.
Плохо владеет компонентами невербального общения.
Приложение 2
Таблица 1. Уровень сформированности коммуникативных умений по фактору ситуация общения учащихся 1 «Г» и 2 «А» классов
Класс
Фамилия
Обращение с просьбой к др. человеку
Отказ в просьбе
Одобрения, комплименты в адрес человека
Осуждение человека, критика, неодобрение
Понимание позиций др. человека, но без её одобрения и принятия
Обращение к кому-либо с просьбой высказать своё мнение
Итоговый уровень
1 «Г»
А. Таня
н
н
н
с
в
с
с
Таблица 2. Уровень сформированности невербального, двигательного и экспрессивного компонента у учащихся 1 «Г» и 2 «А» классов
Класс
Фамилия
Поза
Жесты
Выражение лица
Итоговый уровень
1 «Г»
А. Таня
в
н
н
с
Таблица 3. Уровень сформированности невербальных компонентов структуры коммуникативных умений у учащихся 1 «Г» и 2 «А» класса
Класс
Фамилия
Зрительный контакт с собеседником
Доброжелательное выражение лица, улыбка
Сила голоса
Гладкость (плавность, непрерывность) речи
Эмоциональный тон речи
Итоговый уровень
1 «Г»
А. Таня
в
с
н
в
с
с
аблица 4. Итоговый уровень развития коммуникативных умений у учащихся 1 «Г» класса
Фамилия
Общительность
Контактность
Потребность в общении
Эмпатия
Владение элементарными средствами общения
КОС
Понимание другого человека
Ситуации общения
Невербальные, двигательные и экспрессивные компоненты
Невербальные компоненты
Итоговый уровень
А. Таня
в
в
в
в
в
н н
в
с
с
с
с
Вопросы о личностных качествах
Как считаешь, ты добрый мальчик (девочка)? Почему?
Что такое добрый человек?
Что такое злой человек?
Тебя хвалят? Кто? За что?
Бывает, что тебя ругают? Кто? Когда? Почему?
Кто тебе в группе больше всех нравится?
Меньше всех нравится?
Кого ты больше всего жалеешь?
Если бы увидел(а), что мальчик (девочка) плачет, что бы ты сделал(а)? Что бы почувствовал(а)?
Кто у вас в группе самый добрый?
Кто самый злой?
Есть такой человек, на которого ты хотел(а) бы быть похожим(ей)?
ТЕКСТЫ ДЛЯ АНАЛИЗА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
«ЛГУН» (Л.Н. ТОЛСТОЙ)
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда, скорее, волк!» Мужики подумали, опять по всегдашнему обманывает, – не послушали его. Волк видит – бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
«КТО КАК ОДЕТ» (Э. Шим)
Дни стали ненастные, по ночам холодно. И на огороде стали овощи убирать, чтобы не погибли, не померзли.
Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы – в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу, горох, турнепс и разную петрушку.
Одна капуста оставалась. Ее позже всех убирают. Я не знал почему, а потом догадался. У нее, у капусты, семьдесят одежек и все без застежек. Она холода не боится!
«СКАЗКА О ТРЕХ БРАТЬЯХ» (Е. Пермяк)
...Наградил как-то трех братьев великий волшебник по имени Труд счастливыми часами за хорошую работу и сказал:
– Всякий, кому даны эти часы, сам по себе может распоряжаться своей жизнью, своим временем. Хочешь – работай, хочешь – гуляй. Хочешь – на дуде играй, хочешь – ногу пинай. Позволяют эти часы, пока завод в них не кончится.
Тогда старший брат спрашивает: «А чем заводить, товарищ великий волшебник Труд?»
АФГАНСКАЯ СКАЗКА
Шли осел и лошадь с базара. Так случилось, что осел был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке. Шли они, шли, прошли полдороги. Устал осел, кряхтит, еле дышит.
– Будь другом, – попросил он лошадь, – помоги мне! Возьми часть груза! Но лошадь и ухом не повела.
Дорога шла в гору. Осел чувствует, что вот-вот упадет, и опять просит лошадь: помоги!
– Ладно, – согласилась лошадь, – кое-что я возьму на себя: ты неси груз, а я уж, так и быть, буду за тебя кряхтеть и отдуваться.
Осел прошел десяток шагов и упал. Делать нечего, разгрузил хозяин осла и всю поклажу взвалил на лошадь.
Теперь осел бежал налегке, а лошадь кряхтела и отдувалась за двоих. Не зря говорят: в одиночку и порознь – вдвое труднее, вдвоем и вместе – вчетверо легче.
«ЗАНОЗА» (Ф. Кривин)
Нам, кажется, по пути, – сказала Заноза, впиваясь в ногу. – Вот и хорошо: все-таки веселее в компании.
Почувствовав боль, мальчик запрыгал на одной ноге, и Заноза заметила с удовольствием:
– Ну вот, я же говорила, что в компании веселее.
«ЗЛАКИ» (Ф. Кривин)
– Жизни нет от этого Бурьяна! – возмущался Колос. – Чтоб его град побил, чтоб его молния испепелила!
– Что ты говоришь! – вразумляет Колос его товарищ. – Случится пожар, то мы сгорим, никого не останется, все сгорим!
– Зато на нашем месте вырастут новые колосья, – не унимался Колос.
– А если вырастет Бурьян?
«БЫЛИНКА И СОЛНЦЕ» (Ф. Кривин)
Былинка полюбила Солнце. Но где Солнцу разглядеть какую-то Былинку. Да и хороша пара – Былинка и ...Солнце! Но Былинка об этом не думала. Она тянулась к Солнцу изо всех сил, тянулась, тянулась, и из Былинки превратилась в цветущую Акацию. Красивая Акация, замечательная Акация. Кто теперь узнает в ней прежнюю Былинку? Вот что делают с нами надежда и высокие чувства.
«ВЕЧЕРНИЙ ЧАЙ» (Ф. Кривин)
Когда Чайник, окончив свою кипучую деятельность на кухне, появляется в комнате, на столе все приходит в движение. Весело звенят, приветствуя его, чашки и ложки, почтительно снимает крышку сахарница. И только старая плюшевая скатерть презрительно морщится и спешит убраться со стола, спасая свою незапятнанную репутацию.
«ПЕНЬ» (Ф. Кривин)
Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто спотыкались об него.
– Не все сразу, не все сразу, – недовольно скрипел Пень. – Приму сколько успею: не могу же я разорваться на части! Ну и народ – шагу без меня ступить не могут.
* * *
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился.
Все выше, дале вьется он
И вот ушел за небосклон
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла–
А я здесь в поте и в пыли
Я, царь земли, прирос к земли!...
(Ф. Тютчев)
ВОЛНЫ И ЛЮДИ
Волны катятся одна за другой
С плеском и шумом глухим;
Люди проходят ничтожной толпой
Также один за другим.
Волнам их воля и холод дороже
Знойных полудня лучей;
Люди хотят иметь души ... и что же?
Души в них волн холодней!
(М. Лермонтов)
ДИАГНОСТИКА МАЙ М.В. ГАМЕЗО (Е.А. ПЕТРОВА)
Изучение общительности предполагается вести по следующим признакам:
Потребность в общении.
Контактность.
Способность понимать другого человека.
Способность к сочувствию, сопереживанию.
Умение пользоваться средствами общения.
№ п/п
Показатели
Баллы
7654321
Показатели
1
Имеет много друзей
Непопулярен
2
Отсутствуют недоброжелатели, недруги
Многие его недолюбливают
3
Любит быть на людях, ищет новых
друзей
Замкнут, общается с узким
кругом друзей
4
Не боится выступать перед людьми в
новой обстановке
Робкий, застенчивый
5
Открытый
Скрытный
6
Отзывчивый
Черствый
7
Ориентируется преимущественно на
собственное мнение
Озабочен мнением
окружающих о себе
8
Дает или дарит свои вещи сверстникам
Никогда ничего не дает
сверстникам
9
Радуется хорошей отметке сверстника
Равнодушен к отметкам
сверстника
10
Выполняет работу за других
(опоздавших, больных, ...)
Никогда не делает работу за
других
11
Часто говорит «спасибо»
Никогда не благодарит за
услугу
12
Делится с другими своими
переживаниями
Никогда не делится своими
переживаниями
13
Умеет по лицу распознавать плохое
настроение
Не умеет распознавать
плохое настроение
14
Всегда внимательно слушает
товарищей, не перебивает
Всегда перебивает
товарищей, не слушает
собеседника
15
Хорошо определяет по лицу состояние
безразличия
Не может определить по
лицу состояние безразличия
16
Хорошо различает позы враждебности
Не способен определить
позу враждебности
17
Понимает позу превосходства
Не способен понимать позу
превосходства
18
Свободно общается со взрослыми
Стесняется общаться со
взрослыми
19
Уходя, всегда прощается
Никогда не прощается
20
Хорошо владеет собой, может
сдерживать проявление чувств
Несдержан, неспособен
владеть своими чувствами
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Вычислите общую сумму баллов по всем двадцати показателям. Эта сумма будет характеристикой общительности как черты личности испытуемого. Наивысшая сумма может быть 140, наименьшая – 20.
Сумма баллов по показателям 1,2,4,18 покажет степень контактности ребенка. Сумма баллов по показателям 3,5,7,12 характеризует степень выраженности потребности в общении, по показателям 6,8,9,10 – эмпатии, по показателям 13,15,16,17 – понимание другого человека, а показатели 11,14,19,20 – степень владения элементарными средствами общения. По каждому из показателей 1–5 сумма баллов может колебаться от 4 до 28.
4. Используя рисуночный тест для определения эмоционального состояния ребенка в системе межличностных отношений, по результатам исследования сделайте краткие выводы и предложите собственные психолого-педагогические рекомендации по оказанию необходимой психологической поддержки, нуждающимся в ней детям.
РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Не каждый младший школьник способен четко сформулировать в словесной форме понимание отношений, ощущений, чувств. Это можно сделать с помощью небольшого рисуночного теста, которым довольно широко пользуются американские педагоги и который весьма охотно взяли на вооружение учителя России.
Учитель на доске рисует шесть схематических рожиц. Любой ребенок, даже не умеющий рисовать, сможет легко их изобразить. Эти схематические изображения будут служить ребятам ответами на вопросы учителя. Объяснение им сути задания может быть следующим: «Посмотрите, какие рожицы я нарисовала. Скажите мне, пожалуйста, они одинаковые или разные?» Обычно следуют ответы: «Одни из них веселые, а другие – нет» и т.п. Задайте детям еще один вопрос: «Как вы считаете, какие чувства испытывает человек, когда лицо у него радостное, улыбающееся, вот как это (указываете на изображение)? А что чувствует, когда лицо грустное, печальное?» Если дети испытывают затруднение при ответах, то можно пояснить доступными примерами содержание эмоциональных переживаний, условно переданных в нарисованных рожицах. Разбудите их воображение, которым так богаты дети! Затем можно перейти к выполнению задания. Оно заключается в следующем: две веселые рожицы будут означать, что человек испытывает приятные и радостные чувства, он очень доволен; две грустные, что человеку невероятно грустно, у него плохое настроение или он чем-то очень недоволен. Одна радостная рожица означает, что человек испытывает хорошие чувства, но не в значительной степени. А одна грустная рожица будет означать, что ему скорее грустно, чем радостно, но мрачных чувств он все же не испытывает. Объясняя ребятам суть задания, учитель должен стремиться к тому, чтобы они поняли различную степень эмоций, выражаемых в рисунках.
Далее детям предлагается следующее: учитель называет слова, означающие что-то знакомое и известное им, а они, в свою очередь, подумав, какие чувства у них при этом возникают (исключительно хорошие, весьма неприятные, просто хорошие или не очень хорошие), рисуют на листочке рожицы, наиболее точно отражающие их чувства.
Явления, отношение детей к которым учитель хочет выяснить, могут быть самыми разными. Например, сам ребенок. Когда учитель произносит «Я», следует пояснить, что речь идет о самом ребенке. Попросите их произнести «про себя» или шепотом «Я» – и выразить свои чувства соответствующей картинкой. Таким же образом педагог может узнать об отношении ребенка к своим одноклассникам, учителю, семье, попросив его употребить вместо местоимения «Я» соответствующее словосочетания («мои одноклассники», «мой учитель», «моя семья» и др.). Дети быстро уясняют суть задания и выполняют его быстро и охотно.
Какова же информация, получаемая учителем в результате выполнения этого теста? При его одноразовом применении можно сказать, какие чувства испытывает ребенок в настоящий момент по отношению к тому или иному явлению. Эти чувства могут быть и ситуативными, т.е. отражающими его сиюминутное эмоциональное состояние. Но за этими ответами могут стоять и давние глубокие переживания ребенка. Поэтому целесообразно регулярно использовать этот тест, чтобы получить некоторую динамику эмоциональных отношений ребенка. Так, например, если он постоянно передает учителю листочки с одними унылыми рожицами, это уже серьезный повод задуматься и попытаться выяснить причины такого состояния. Картинки ребят могут дать педагогу информацию о том, что кто-то из них «не в ладах» с самим собой, у кого-то трудно складываются отношения с товарищами по классу, у третьего – неблагоприятные отношения в семье, а кто-то из них не удовлетворен взаимоотношениями с учителем... Имея информацию, которую дает этот несложный тест, педагог может придать индивидуальной работе с детьми большую целенаправленность.
ъђЗаголовок 1ъђЗаголовок 4¤ђЗаголовок 6Основной шрифт