РАЗРАБОТКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТАКСОНОМИИ БЛУМА
РАЗРАБОТКА СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТАКСОНОМИИ БЛУМА
С.Е. Аманжолова учитель математики и физики
КГУ СОШ№21 города Эибастуза
2015 год определен датой перехода школ республики на 12-летнее образование. Реформа образования предполагает не столько увеличение времени обучения в школе, сколько изменение содержания образования, его базовых методологических оснований. Одним из приоритетных направлений образовательной политики является переориентация образовательного процесса на компетентностный подход. Как сказано в проекте Программы развития образования РК на 2010-2020 годы «Казахстану необходима кардинальная модернизация образования, способная воспитать самостоятельную молодежь, которая сможет адаптироваться в быстро изменяющемся мире и поднять экономику Казахстана до уровня развитых стран мира» (1).
Все это: переориентация на компетентностный подход, применение новых технологий и методов, запрос общества на гражданина образованного, критический мыслящего, способного к саморазвитию и творчеству- говорит о необходимости перераспределения функций ученика и педагога в рамках учебно-воспитательного процесса в сторону увеличения самостоятельной деятельности учеников и сведения до минимума когнитивной роли педагога.
Обучаясь в рамках международного проекта «Современная школа
21 века» под руководством Рудика Георгия Алексеевича профессора, доктора педагогических наук, кандидата технических наук директора Центра современной педагогики, наша школа осваивает приемы, формы и методы, способствующие увеличению доли самостоятельной работы учащихся на уроке (2). Главной фигурой традиционного урока был учитель, демонстрирующий свое первенство с помощью монолога, а ученику отводится функция молчаливого наблюдателя. Низкие результаты КПД урока говорят о многословии учителя, неточности формулировок и заданий. Это приводит к необходимости одно и тоже повторять несколько раз, желание самому ответить на свой вопросы, чтобы сэкономить время. Также это отнимает драгоценное время, которое можно было бы отдать на самостоятельную деятельность учеников. Следовательно, педагогам необходимо следить за речью, не увлекаться объемной информацией, отбирать только тот материал, который действительно пригодиться ученику в практической деятельности, повышение эффективности урока наши педагоги связали с применением взаимообучения учащихся, так как именно взаимообучение самый подходящий прием для совершенствования навыков самостоятельной деятельности учеников на уроке, который ставит его сначала в позицию «добытчика» новых знаний, а потом – ретранслятора, который уже не по учебнику, а своими словами донесет новый материал до слушателей. Не все знания приобретаемые учениками в школе можно отнести к «жизненно необходимыми», практикозначными. Многое из того, что заучивают школьники, остается неприменимыми в жизни. Следовательно, для урока надо отобрать информацию, которая наверняка станет полезной в жизни или при изучении следующего материала. Следующий этап проектирования урока - подбор учебных заданий, которые должны отвечать следующим требованиям:
-ученик сможет их выполнить без помощи учителя или при минимальной консультации педагога;
-создать условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала;
-быть четкими, понятными для каждого ученика;
-быть немногословными;
-должны начинаться с глагола, описывающего, что ученик должен делать.
Для разработки заданий для самостоятельной работы можно применять таксономию Блума (3).
Уровни учебных целей
Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня
1. Знание
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории.
· воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
2. Понимание
Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.
· объясняет факты, правила, принципы;
· преобразует словесный материал в математические выражения;
· предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.
3. Применение
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.
· применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
· использует понятия и принципы в новых ситуациях.
4. Анализ
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.
· вычленяет части целого;
· выявляет взаимосвязи между ними;
· определяет принципы организации целого;
· видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
· проводит различие между фактами и следствиями;
· оценивает значимость данных.
5. Синтез
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.
· пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
· предлагает план проведения эксперимента или других действий;
· составляет схемы задачи.
6. Оценка
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.
· оценивает логику построения письменного текста;
· оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
· оценивает значимость того или иного продукта деятельности.
Задания первых трех уровней должны быть под силу всем учащимся, если хоть один учащийся не выполнил задания трех уровней, то урок можно считать неудовлетворительным. Обязательно следует к уроку разработать задания всех уровней. Если никто из учеников не выполнил задания шестого уровня, то, возможно, объем предыдущих пяти заданий был велик. Если кто-то из учеников выполнил задание всех шести уровней, а урок еще не закончился, то надо иметь в резерве учебные задания шестого уровня.
После ознакомления с информацией учащиеся приступают к выполнению учебных заданий. Вся работа в классе осущствляется самостоятельно, придерживаясь следующих рекомендации:
При этом все ученики находятся в равном положении – одни и те же задания в одно и то же время.
При работе на уроке учащиеся не должны мешать друг другу.
При появлении вопроса, учащийся поднимает руку, и учитель подходит к нему.
Выслушав вопрос не спешите дать ученику ответ, а укажите ему, на что следует обратить внимание и где можно найти ответ на вопрос. Такая деятельность на уроке дает возможность ученику научиться «добывать» знания самому.
Каждый ученик начинает с первого задания, работает на протяжении всего урока. Чтобы перейти к следующему заданию ученик поднимает руку, учитель подходит и определяет верно ли выполнено задание, и только потом ученик приступает к выполнению следующего задания. Можно использовать приемы взаимопроверки,
использование «контролера» в малой группе и т.п.
Количество заданий, выполненных учеником на уроке, зависит
от его интеллектуальных и творческих способностей (4).
ПЛАН УРОКА №1
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
КАТАЛОГ КОМПЕТЕНЦИЙ
ТЕМА:
1
Базовая компетенция:
«Умножение и деление рациональных выражений»
Умение общаться на иностранном языке
Дисциплина:
1.1
Составляющая компетенция:
Алгебра
Знание лексики английского языка при изучении темы «Умножение и деление рациональных выражений»
Класс:
7
1.1.1
Метод, прием, операция, средство/цикл
Преподаватель:
Уметь общаться на иностранном языке
Аманжолова Сайран Ермековна
Дидактическая степень/категория:
Социализация цели
Учебное заведение:
ГУ СОШ № 21, г.Экибастуза
Базовый учебник:
1
«Алгебра» учебник для 7 классов Алматы: «Атамура»
Содержание урока:
2
«Общество»
1. Умножение алгебраических дробей;
2. Деление алгебраических дробей;
3. Преобразование рациональных выражений, с использованием ФСУ.
3
«Я»
ПЛАН УРОКА: «Умножение и деление рациональных выражений»
7 класс СОШ №21 г. Экибастуз 2014г.
КЛАССИФИКАТОР
ОРГАНИЗАЦИЯ
Учебное задание
Таксон уч.адач по БЛЮМУ
Орг.орма оценивания
Общее время урока:
45
1
Усвой из текста учебника правило умножения
дробных выражений, запиши в тетрадь с
помощью «арабской грамоты»
1.22
3
Работа в паре/ сам
2
Усвой из текста учебника правило деления
дробных выражений, запиши в тетрадь с
помощью «арабской грамоты»
1.25
3
Работа в паре/самооценивание
3
Найди из текста и запиши в тетрадь формулы умножения и деления дробных выражений
1.32
3
Работа в паре
4
Установи соответствующие части определений и формул соеднительными линиями
(см. Приложение №1)
2.10
2
Раб паре
5
Представь с помощью «Кластера» понятия связанные со словом «дробь»
2.10
3
Раб в паре/взаим
6
Выбери из предложенных равенств верные,
в результате проверки должен получиться математический термин, запиши ключевое слово на английском языке
(см. Приложение №1)
3
3
Раб в паре/ взаимооц+оценка учителя
7
Выполни действия и найди соответствующую
ответу – букву в таблице. Расшифровав пентаграмму, ты узнаете имя человека, чей папирус с решением задач на деление дробей дошел до нас, запиши
ключевые слова на английском языке
(см. Приложение №1)
3
4
Работа в паре взаимооценка +оценка учителя
8
Примени правила умножения и деления дробных выражений и запиши компоненты дроби на английском языке
(см. Приложение №1)
3
6
Работа в паре/ взаимооц+оценка учителя
9
Проанализируй древне-египетскую задачу Ахмеса: «Разделить 7 хлебов между 8 людьми».Сколько разрезов всего придется провести и сколько хлеба достанется каждому человеку?
4.10
6
Раб в паре/взаимооценка +оценка учителя
10
Сформулируй алгоритм умножения и деления дробных выражений в виде выражении последовательных действии.
5.10
6
Раб в паре/ взаимо+оценка учителя
11
Оцени в каком случае мама выберет наиболее дорогой вариант стоимости кредита: заем в 1000000 тенге, за который нужно выплачивать по 92000 тг. Ежемесячно в течении года или тот же заем, за который нужно плотить ежемесячно 36000 тг. В течение 3 лет. Что можно сказать о продолжительности кредита, размере взносов и общей стоимости кредита?
6.20
6
Раб в паре/ взаимооценка +оценка учителя
Такие уровни позволяют каждому ученику реализовать
максимально свой интеллектуальный потенциал. И результаты очень быстро дадут о себе знать и не только в повышении качества знаний. Но и в освоении коммуникативной компетентности (при организации парных и групповых работ), информационной компетенции (работа с письменными источниками информации).
В конце урока следует определить достигнуты ли цели урока и оценить деятельность учащихся на уроке. В традиционном уроке оценка в конце урока достается далеко не каждому ученику. В предлагаемом уроке оценку может получить каждый ученик, который присутствует на уроке. Для этого учитель имеет много форм и методов: самооценка, взаимооценка и т.п.
На этом этапе формулируется одна из важных компетентностей учащихся – умение самооцениваться. Эта компетенция необходима на протяжении всей жизни и особенно, на начальном этапе проектирования своей образовательной траектории.
Использованная литература:
Программы развития образования РК на 2010-2020 годы.
«Современная школа 21 века» автор Рудик Г. А.
«Компетентностная педагогика 21 века» Жайтанова А.А. ,
Рудик Г. А. , Проскурин В.П.
«Атлас-практикум по разработке и внедрению национальных стандартов образования в контексте Европейской квалификации»
автор Рудик Г. А.