Урок на тему Конвенция о правах ребёнка
МОУ СОШ п. Тарбагатай Петровск-Забайкальского района Забайкальского края
Конвенция о правах ребенка
(урок в 9 классе)
Выполнил: Ведерникова М. Ф.
учитель истории и обществознания
2010 г.
Право – искусство справедливости и добра.
Древнерусское изречение
Цель: дать общее представление о правах ребенка, познакомить с основными документами о правах ребенка.
Задачи:
Развитие у учащихся познавательного интереса к предмету;
Формирование основы правовой культуры; навыков работы с правовыми документами;
Воспитание правовой ответственности, гражданской позиции, толерантности.
Основные понятия: Конвенция, права человека, права ребенка, декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, права и обязанности
Оборудование: Концепция о правах ребёнка, мультимедиопроектор, доска.
План урока:
Показ иллюстраций из жизни детей
Обсуждение доклада Генерального секретаря ООН
Блиц-опрос
Из истории прав ребенка
Знакомство с Конвенцией
Закрепление изученного материала
Ход урока
I Фрагменты фильма или картин о детях, подвергающихся жестокому обращению.
II. В порядке обсуждения
(зачитывают по очереди 2 уч-ся)
В докладе Генерального секретаря ООН «Мы, дети», представленном на специальной сессии по положению детей в сентябре 2001 года, приведены следующие факты:
-более 50 миллионов рождений детей остаются незарегистрированными (75% из них - в Африке);
-почти 11 миллионов детей в возрасте 5 лет умирают от легко предотвратимых болезней (понос, острые респираторные инфекции, дифтерия, туберкулез, коклюш, корь, столбняк);
-примерно 150 миллионов детей недоедают;
-3 миллиарда человек существуют на менее чем 2 доллара США в день; 1,2 миллиарда (50% из них - дети) – на менее чем 1 доллар США в день; даже в самых богатых странах мира каждый шестой ребенок живет ниже национальной черты бедности;
-примерно 100 миллионов детей (от 4-х лет и выше) живут и работают на улицах;
Почти 250 миллионов детей в возрасте от 5 до 14 лет вынуждены работать;
-только 82% детей в мире посещают школу, из непсещающих школу детей 50% девочки;
-ежегодно 15 миллионов несовершеннолетних девочек рожают младенцев;
-примерно 13 миллионов детей в 2000 году потеряли мать или обоих родителей из-за СПИДа (95% этих детей проживает в Африке);
-примерно 120-150 миллионов детей являются инвалидами;
-каждый год 40 миллионов детей в возрасте до 15 лет становятся жертвами насилия в семье;
-почти 4 миллиона молодых людей ежегодно пытаются совершить самоубийство во всем мире, по крайней мере, 100 000 из них умирают;
-должность Уполномоченного по правам ребенка учреждена не более чем в 40 странах.
Учитель:
1.На основании этих фактов сделайте выводы о положении детей в мире, причинах такого положения.
2.Как вы считаете. Каково положение детей в нашей стране (по сравнению с общемировыми фактами)?
IV. Практикум для закрепления материала.
-Что такое Конвенция?
- Чем Конвенция отличается от декларации?
V. Словарная работа.
Декларация (лат. declaration - объявление, провозглашение) – не имеет обязательной силы, это рекомендация, в ней провозглашаются основные принципы, программные положения.
Конвенция (от лат. convention) – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
·Ратификация - утверждение верховной властью международного документа, заключенного её уполномоченными.
VI. Знакомство с Конвенцией о правах ребенка
-всеобъемлющая, т.е. обеспечивает гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права детей;
-универсальная, т.е. касается всех детей в любых ситуациях практически во всех государствах (кроме США, Сомали, которые не ратифицировали Конвенцию о правах ребенка);
-безусловна, поскольку возлагает обязательства на все государства, независимо от их экономического развития, предпринимать действия для защиты прав ребенка;
-целостна по своему характеру, т.к. утверждает важность, неделимость, взаимосвязанность и равнозначность всех прав и свобод ребенка.
Она содержит 54 статьи, учитывающие все моменты, связанные с с жизнью и положением ребенка в обществе.
Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Её положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Конвенция утверждает ряд важных социальных и правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и равноправной личностью.
Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижении совершеннолетнего возраста (18 лет).
Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства. Страны-участницы Конвенции обязаны предоставлять в Комитет ООН доклады каждые 5 лет.
-о мерах, принимаемых государством по улучшению социальной защиты детства;
-о создании и функционировании механизмов и структур для координации и контроля за деятельностью по осуществлению Конвенции:
-о разработке общей политики, программ и услуг в целях осуществления Конвенции:
-о трудностях, тормозящих реализацию Конвенции, и о способах их преодоления;
-о достигнутом прогрессе и планах совершенствования национальной системы защиты детства.
(КОНВЕНЦИЯ) – работа с документом.
VII. Блиц-опрос
1. Что такое права человека?
2.Какие права есть у тебя?
3. Достаточно ли прав у детей?
4.Можешь ли добиться, чтобы твои права уважали?
5.Как защищаются права детей в нашей стране?
6.Какие организации защищают права детей?
7.Какие права та считаешь главными для человека?
8.Как ты думаешь, есть ли особые права у детей? Какие?
9.Кто у нас больше всего нуждается в защите своих прав?
10.Что бы ты сделал для защиты прав других людей или своих?
11.Как ты думаешь, в каком возрасте можно говорить о правах ребенка?
Подведение итогов блиц-опроса.
Задание
-Запишите 5 важных прав, которые вы считаете, должны иметь в школе.
5 прав, которые вы должны иметь дома.
- Подумайте и запишите, какие обязанности должны соответствовать данным правам
VIII. Синквейн
Права ребенка
Международные, российские
Гарантируются, соблюдаются, защищаются.
Не все так плохо в Детском королевстве.
Вперед!
Д/З. написать эссе по теме:
1.Какую роль играет государство в обеспечении прав ребенка?
2.Что бы вы предложили предпринять правительствам для улучшения положения детей в мире, в нашей стране?
.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15