Занятие№1 «Какими были первобытные люди. Система органов чувств.»
Занятие№1 «Какими были первобытные люди. Система органов чувств.»Цель: Познакомить с особенностями восприятия окружающей действительности первобытными людьми; сформировать элементарные представления о роли органов чувств в жизни человека.
Материал: Макеты животных (игрушки), декорации животного и растительного мира (плакаты), изображения первобытных людей(ноутбук, слайды).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Как вы думаете, что необходимо человеку, чтобы он выжил?
Чтобы выжить живому существу необходимы еда, одежда, жилище.
У первобытных людей развивалось первым осязяние ( чувствование кожей); они чувствовали прикосновения и боль, наприме, если наступали на острый предмет или пытались дотронуться до горящей веткир.
У прервобытных людей было много врагов. Даже ночью, устав до изнеможения, они не могли спать спокойно, опасаясь быть застигнутыми в расплох дикими животными.
Тогда не заминимыми помошниками стали уши, т.е начал развиваться и обосатряться слух. Кстати, у древних людей уши были подвижными, они улавливали разные звуки, поворачиваясь как локаторы, по направлению источника звука. У современного человека т ожеесть такие мышцы за ушами, но теперь они очень слабые. Принято считать, что осязание и слух являются самыми древними видами чувствительности.
Постепенно люди научились улавливать и различать разные запахи.
Как вы думаете, с помощью какого органа им это удалось? Конечно же им помогал орган обаняния – нос. С помощью глаз люди с начало различали только свет и темноту, но постепенно научились различать многообразие красок окружающего мира.
Шло время, и люди стали различать пищу по вкусу (еда, сваренная на костре, была намного вкуснее сырой ). Почувствовать вкус им помогал язык.
Дидактическая игра «Все помошники важны, все помошники нужны, а кому какой нужнее?»
Цель: активизировать знания о доминирующем развитии того или иного органа чувств у людей определенной профессии «повар, разведчик, дирижер, парфюмер, фокусник».
Игровое правило: Каждый игрок получает большую карточку с изображением того или иного органа чувств «глаза,нос, уши, язык» игроки по очереди достают по одноймаленькой карточки и либо оставляют ее у себя, если она подходит к изображению на большей карточки, либо возвращают ее обратно.
Игра заканчивается когда у каждого имеется хотябы по одной маленькой карточк. Затем дети по очереди, обосновывают свой выбор. Остальные внимательно слушают и оценивают правильность выбора.
Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил минимальное количество ошибок
Занятие№2 Глаза- орган зрения « Роль зрения в жизни человека. Как видят мир животные».
Цель: Показать какую роль зрение играет в жизни человека, рассказать обособенностях строения глаза и зрительного восприятия предметов и явлений, подчеркнуть разницу органов зрения человека и животных.
Материал: Обьемный макет глаза человека и схематическое изображение его строения, таблица «Восприятие цвета человеком и животными».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель, предлогает детям внимательно рассмотреть в зеркале свои глаза, а потом посмотреть в глаза соседу. « улюдей по два глаза расположены на расстоянии. Чееловек не может одним глазо увидеть другой свой глаз». Дети рассказывают, каквыглядят глаза.
Загадатьзагадку: « Два братца через дорогу живут, адруг друга не видят»
Далее воспитатель спрашивает: « А зачем человеку глаза? Как бы мы жили, еслибы у нас не былоб глаз?» .Для большей убедительности можно предложитьдетям закрыть глаза и рассказать, что они ощущают. Рекомендуется использовать стихотворение Н. Орловой «Ребятишкам про глаза»
Разберемся вместе,детиДлячего глаза на свете?
И зачем у всех унасНа лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко,
Сразу сделалось Темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно –
Ни чего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом-
Правит быстрым самолетом;
Все моря на белом свете
Переплыть мечтает Петя,
Будет Николай Танкистом,
А Сергей парашютистом,
Станет снайпером Илья….
Но для этого, друзья,
Кроме знаний и уменья-
Всем необходимо зренье!..
Чтоб отправился в полет
Реактивный самолет,
Чтобы смело корабли
По морям студеным шли-
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
Очень мнеого не известного,
Очень много интересного
Разузнаешь ты из книг
Вот представь себе на миг…
Ты прочтеш про все на свете,
как летают на ракете,
Сколько всех на небе звезд,
Как устроен длинный мост,
Кто живет на дне морском,
Как железо добывают,
Как микробы изучают,
Как Америку открыли,
Как на льдине люди жили…
Но чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!
Рассказ воспитателя
Природазаботлива оберигает глаза: они расположены в специальныхуглублениях Глазницах. Закрывает эторт дом»Специальная «дверца» под названием – веко. Потечет со лба пот- его остановят брови. Ветер понесет в лицо пыль- ее задержат реснички.
А если пылинки сядут на глаз, то его «слизнет» мигающее веко, так как с внутренней стороны веки влажные. Их работа похожа на работу стеклоочистителей «дворников» на смотровом стекле автомобиля. А если появится опасность, веки по приказу мозга молнееносно зхлопнутся.
Только тогда, когда глаза прикрыты веками они находятся в покое.
Когда же глаза открыты, человек рассматривает то,что находиться перед его глазами, они движуться, то в лево то в право, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.
Видна только передняя часть глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком.
С наружи нам видны бклковая и радужная оболочки. В переди и под векам глаз покрыт специальной прозрачной тканью конъюктивой, которая предохраняет его от инфекции, грязи и пыли.
Радужная оболочка может быть разного цвета.А в самом центре радужнойоболочки находиться зрачек. Именно через него в глаз попадают свет и изображения предметов. В нутрии глаза темно, поэтому с наружи зрачек у всех людей черного цвета. Под действием света зрачек то сужается то расширяется благодаря специальным мышцам. Далее изображение проходит через особую линзу – хрусталик. Этот хрусталик «крепится» на специальных мышцах и может изменять свою кривезну(быть выпуклым, плоским или вогнутым). Кривизна хрусталика зависит от того на каком расстоянии находиться рассматриваемый предмет.
На прпотивоположной стороне глазного яблока находиться очень важная оболочка- сетчатка. Именнонасетчатке и происходит восприятие изображения благодаряспециальным клеткам палочкам и колбочкам. Колбочки воспринимают свет причем могут это делать только тогда когда светло. Днем работают колбачки, а палочки отдыхают. А с наступлением сумерек колбачки отправляются на покой , и их сменяют палочки. Поэтому когда мы входим в темную комнату, то можем только различать предметы, незная какого они цвета. А если включить свет, то трудолюбивые колбачки сразу проснутся и снова примутся за работу, чтобы могли определить что какого цвета.Воспитатель предлогает провести опыты, подчеркивает, что они сами будут выступать в роли исследователей.
Опыт №1
Цель : опренделить реакцию зрачков наразличное освещение6. Детям предлогают рассмотреть зрачки друг друга сначало в освещенной комнате, а потом в полу мраке (при задернутых шторах) Дети самостоятельно приходят к выводу что в освещенной комнате зрачки сужены, апосле пребывапния в комнате без света в течении нескольких минут зрачки расширяются.
Рас ширяются зрачки для того чтобы уловить свет и восстановить способность различать в этих сумерках предметы.
Воспитатель подчеркивает, что, находясь в темнойкомнате, дети могут различать предметы которые там распологаются, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток – палочек.
Педагог продолжает рассказ.
Прямо на против зрачка на сетчатке находится желтое пятно, вкотором очень много колбачек, и поэтому именно в этой части получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с желтым пятном есть слепое пятно, оно лешено палочек и колбачек. Поэтому когда изображение попадает на это место мы не видем того на что смотрим.
Опыт №2 Опыт Мариотта
Цель Доказать что при попадении изображения на слепое пятно человек перестает видеть данное изображение.
Материал: Карточка, в левом верзхнем углу которой нарисован крест, а в правом нижнем два круга (маленький и побольше). Ребенку предлогают смотреть одним глазом на крест, второй глаз закрыт ладошкой. При этом в поле зрения находятся два круга. Затем дошкольника просят по переменно приближать и удалять эту карточку не переводя взгляда с креста. В каойто момент один из кругов перестанет быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно.
Воспитатель рассказывает о том, чем отличается зрение животных и человека.
У всех представителей животного мира разные глаза. Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут. «Глазные пятна», воспринимающие свет есть даже у простейших животных. Воспринимают свет даже растения, поворачивая к нему свои листья.
На поверхности тела плоских червей т.н. «глазки». Но не «глазки», не « глазные пятна» не способны воспринимать изображения, они лишь реагируют на свет.
Рыбы хорошо видят предметы расположенные в близи.
А у берегов Юго-восточной Азии живет рыба – иглобрюх, которая пользуется «специальными солнцезащитными очками» желтого цвета. Стоит рыбе всплыть на поверхность, как специальные клетки желтого цвета начинают «расползаться» по глазу, и тогда кажеться будто иглобрюх надевает очки.
Лягушка видет только движущие предметы, чтобы рассмотреть не подвижный предмет, ей самой не обходимо начать двигаться.
У раков глаза расположены на специальных антенках- стебельках, выдвигаются далеко в перд и могу сами по себе вращаться когда рак не подвижен. И еще у него есть глаз на хвосте, который помагает ориентироваться когда рак пятиться назад.
А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.
У совы и у филина глаза большие, но не подвижные, за то голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же они видят только в темноте.
Куры, голуби, ящирицы способны видеть только при свете.
Вопрос каких специальных зрительных клеток больше у кур, голубей, ящериц? А у совы, филина?
Муравьи даже днем видят звезды.
Стрекоза хорошо различает цвета, но только нижней части глаз. Верхняя половина смотрит в небо, на фоне которого добычакхорошо заметна.
А у пчел 5 глаз: два больших и три маленьких. Кроме того пчелы не обычно воспринимают цвета. Так, например, они не огпыляют красные цветы т. К. красный цвет они воспринимают также, как человек воспринимает черный цвет.
В отличии от животеных, человек может видеть и различать придметы разных оттенков. Но есть люди, не различающие цвета. Они страдают болезнью которая называется «дальтонизм» . Разпознали эту болезнь в 1875 г. Тогда в Швеции произошло крушение поезда, в результате которого погибло много людей. Оставалось не понятным, какк мог машинист повезти поезд на красный цвет. Объяснение оказалось не ожиданным. А оставшемуся в живых машинисту показали мотки цветных ниток и установили, что он не различает цвета.
Явление цветовой слепоты описал Дон Дальтон, который сам страдал этим не дугом