План-конспект открытого урока по музыке Урок-игра За семью печатями по теме Джаз. Дж. Гершвин
План - конспект
открытого урока «Музыкальное искусство»
8 КЛАСС
«ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ» (урок – игра).
Преподаватель Урицкая О.В.
Симферополь – 2010.
Тема: «За семью печатями или Джем сейшн»
Эпиграф: «Чувство джаза – это нечто природное»
(Гия Кончели).
Цель урока: обобщить полученные знания о джазовой музыкальной культуре, ее направлениях, жанрах в игровой форме.
Образовательные задачи: повторение знаний, полученных на предыдущем уроке – названия жанров джазовой музыки, получение новых знаний об особенностях джазовой музыки.
Развивающие задачи: развивать логическое мышление, умение использовать, применять знания, полученные ранее на уроках музыкального искусства.
Воспитательные задачи: воспитывать толерантное отношение к культурам других народов, воспитывать у детей музыкальный вкус.
ТСО: компьютер, мультимедийная доска, музыкальный центр, фортепиано.
Кабинет оформлен в виде телевизионной студии.
План урока:
1.Организационный момент. Музыкальное
приветствие.
2.Дидактическая игра «За семью печатями».
3. Распевка
4.Разучивание джазового канона «This Calipso»
Текст и музыка Ули Фюхре.
5. Оценивание художественно – практической
Деятельности учащихся.
6. Домашнее задание.
7.Окончание урока.
Ход урока.
Добрый вечер, уважаемые зрители! Мы начинаем
игру «За семью печатями». Главная тема игры скрыта
за семью печатями. Ваша задача – ответить на шесть каверзных вопросов и подойти к ответу на главный!
В игре будут участвовать шесть основных игроков,
которых мы выберем после блиц – опроса. В процессе игры они могут брать помощь зала.
Итак, выбираем шестерых участников. Любой из вас,
ответив правильно на вопрос , становится участником
игры.
Вопросы:
Кто из композиторов является основоположни-
ком стиля «романтизм» в музыке?(Франц Шуберт).
2.Кто написал это замечательное произведение?(звучит
Соната №14,1 часть Л. Бетховена).
3.О ком великий Бетховен сказал: «Не ручей, но море
имя ему!»(Об Иоганне Себастьяне Бахе).
4. Кто из композитором является основоположником
стиля « импрессионизм» в музыке?(Клод Дебюсси).
5. Как называли недоброжелатели джаз?(музыка плантаций).
6. Кто является автором первой джаз – оперы?(Джордж Гершвин).
Уважаемые знатоки, займите места за игровыми столами. На каждый поставленный вопрос вы должны ответить сначала письменно, затем устно.
За правильный ответ вы получаете печать, в идеале к концу игры их должно быть семь. Если никто из игроков не может ответить правильно, мы просим
помощь зала. Желаю всем удачи! Игра начинается!
(музыкальная заставка «Что?Где?Когда?» Р.Штраус « О чем говорил Заратустра»).
Примечание: за каждый правильный ответ игрокам на листах ответов ставится печать, в идеале их должно быть семь).
ПЕЧАТЬ 1.
Этот стиль развивался сначала в живописи, затем в музыке
в конце XIX – начале ХХ веков во Франции. Основоположник
этого стиля в музыке утверждал красоту повседневной жизни. Его музыка тесно связана с национально-культурны-ми традициями Франции, однако очевиден и новаторский
характер его сочинений. Этот композитор смело ввел в современную европейскую музыку интонации средневековых ладов и ритмы афро-американской музыки.
(звучит «Лунный свет» Клода Дебюсси).
Назовите имя композитора и стиль в музыке, основоположником которого он стал.
На мониторе компьютера появляется первый ответ:
Слайд: Клод Дебюсси. Стиль Импрессионизм.
Действительно, это композитор – Клод Дебюсси. Именно он, увидев картину художника Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» стал основоположником нового стиля в музыке, который позднее назовут «импрессионизм», что в переводе с французского означает впечатление.
ПЕЧАТЬ 2.
Главная особенность нового вида искусства, который появился в Америке в конце XIX века – отточенная пластика актерской игры, поскольку следовало передавать содержание образа лишь жестом, движением, мимикой.
Самый яркий представитель этого искусства стал героем
многих музыкальных произведений – песен, миниатюр.
А теперь внимание: вопрос.
Назовите этот вид искусства и героя, о котором шла речь.
Слайд: Немое кино. Чарли Чаплин.
ПЕЧАТЬ 3.
В древнем Риме я чистил ступени дворцов,
В Вашингтоне я чищу ботинки.
Я всегда был творцом:
Это я воздвигал пирамиды в Египте
И замешивал известь для небоскребов.
Я всегда был певцом:
Я пронес свои песни от Африки до Миссури
И повсюду звучит их рокочущий ритм.
Слайд: Америка XIX в.
Звучит музыкальный отрывок Л. Бернстайна «Америка».
В конце XIX века Америка становится одной из самых развитых стран мира и остается лишь одно явление, которое «выпадает» из образа благополучной страны. Это
явление вызывает резонанс в Западной Европе.
О каком явлении идет речь?
Время пошло, мы ждем ответ.
Слайд: Рассовая дискриминация. Негритянские гетто.
Да, мир в благополучной Америке разделился на «белый» и
«черный». Чернокожее население Америки было лишено
гражданских прав, их считали людьми второго сорта. Единственной радостью в их жизни были песни. Известный
американский композитор Дюк Эллингтон говорил: «Страшась молчания черных рабов, рабовладельцы заставляли их петь, желая не дать им возможности разговаривать, а значит – и сговариваться о планах мести и мятежа».
ПЕЧАТЬ 4.
Простые, иногда примитивные песни, имитирующие плач, помогали в работе достигнуть слаженности, ритмической организации. Как называются эти песни?
Слайд: Блюзы.
Первое значение слова блюз(blues) – меланхолия, хандра. В этих
песнях – исповедях слились и горечь рухнувших надежд, и тоска по утраченной родине, и ненависть к рабскому труду. Иногда блюзы были наполнены яростным весельем, но это был «смех сквозь слезы». За отчаянным весельем скрывалась трагедия целого народа.
Послушаем блюз : «Блюз западной окраины».
ПЕЧАТЬ 5.
Все негры, привезенные в Америку, были обращены в христианство. Рабовладельцы надеялись, что Библия поможет им завладеть душами рабов. А негры видели
В Библии призыв к разрушению цепей рабства. Они начали
создавать собственные песни, в которых обращались к Богу, прося Его совета и помощи. Они интерпретировали библейские сюжеты под влиянием своих сокровенных чувств и мыслей.
Как стали называть эти песни позднее?
Слайд: Спиричуэлс (от англ. Spiritual – духовный)
Звучит спиричуэлс «Let my people go». Этот спиричуэлс
рассказывает о библейском пророке Моисее, выведшем свой народ из Египта.
Уважаемые зрители, запомните, пожалуйста, что блюз и спиричуэлс лежат в основе современной американской музыки и в основе направлений британской рок – музыки.
ПЕЧАТЬ 6.
Внимание, музыкальный вопрос. Звучит «Колыбельная» из
оперы «Порги и Бесс» Дж.Гершвина.
Никогда прежде в Иоулиэн – холле не было столь разношерстной публики, как в тот день 12 февраля 1924 года на концерте, афишированном как «эксперимент в современной музыке». В зале присутствовали Сергей Рахманинов, Фриц Крейслер, Игорь Стравинский.
Программа концерта была большой и разнообразной. Поначалу эксперимент не удавался: публика скучала.
Положение было критическим, когда за рояль сел Маэстро.
Дирижер дал знак, и Маэстро начал соло. От прежней скуки не осталось и следа. Дирижер не замечал, что по его щекам катятся слезы восторга. А потом раздались такие овации, что никто больше не сомневался в «нокаутирующем» успехе оперы «Порги и Бесс».
Назовите имя композитора.
Слайд: Джордж Гершвин.
Став композитором, Дж. Гершвин вначале писал лирические песни. Он очень увлекся негритянской музыкой.
Для того, чтобы лучше усвоить их мелодико – ритмический язык, он поселяется в одном из негритянских районов города. Он изучает их обряды, песни, танцы. Сидя рядом с ними, подпевает, подыгрывает певцам. Вскоре композитор
мог соперничать с любым из них. Свой опыт он использовал
при написании оперы «Порги и Бесс», впервые героями оперы стали жители негритянского гетто! Опера, отрывок из которой вы прослушали, отличается глубиной чувств, захватывающими сюжетными коллизиями.
И, наконец, ПЕЧАТЬ 7,последняя, скрывающая главный вопрос.
«Леди, украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир. Но нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как уважаемую гостью в ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО. Джордж Гершвин совершил это чудо. Он смело одел эту крайне независимую леди в классические одежды концерта.
Однако, нисколько не уменьшил ее очарования. Он – настоящий Принц, который взял Золушку за руку и провозгласил ее принцессой, вызывая удивление мира и бешенство ее завистливых сестер».
Как звали эту прекрасную Леди?
Слайд: Джаз. Симфоджаз.
Абсолютно верно, сегодня мы в игровой форме обобщили знания по теме «Джаз как род современного музыкального искусства. Его истоки и развитие».
Давайте подведем итоги игры. Кто набрал наибольшее количество печатей? Объявляю имя победителя.
А теперь давайте от слов перейдем к делу, то есть, к пению.
Предлагаю разучить джазовый канон «This Calypso”,но для начала мы немного распоемся.
Текст канона на английском языке, давайте вместе его прочитаем. А теперь во время чтения текста постарайтесь
выполнять те движения, которые описаны в тексте. Молодцы! Давайте все вместе споем мелодию от начала
до конца с движениями.
Работа над чистотой интонации, работа в группах.
Исполнение канона.
Наш урок подходит к концу, к сожалению, но я думаю, многим из вас импонируют природные качества этого великолепного стиля: импровизация, эмоциональность исполнения и ритмическая изощренность!
МУЗЫКА ИСЦЕЛЯЮЩАЯ,ТВОЯ МУЗЫКА ПОЗОВЕТ ТЕБЯ ТИХО,САМА ПОЗОВЕТ-ТОЛЬКО СЛУШАЙ НЕ СЛИШКОМ ГРОМКО, НЕ СЛИШКОМ ДОЛГО МУЗЫКА – НЕ ЗВУК В ТИШИНЕ, МУЗЫКА – ТИШИНА В ЗВУКЕ.
В конце урока звучит современный джаз, дрейфуз – джаз в исполнении Джорджа Бенсона.
Домашнее задание.
Найти информацию о направлениях современной джазовой музыки;
Сделать короткое сообщение о легенде джаза Луи Армстронге;
Придумать ритмическое сопровождение к канону «This Calipso”;
Изготовить шумовые музыкальные инструменты из подручных средств, особо оригинальные модели будут оценены дополнительно.
Урок окончен, до свидания!
15