Интеллектуальная игра Тайна за семью печатями
Интеллектуальная игра «Тайна за семью печатями».
Разработала: Кокорина А.А., преподаватель литературы и русского языка ГБОУ СПО «Пермский техникум отраслевых технологий»
Участники игры: учащиеся 2 курса, по 3 – 5 человек от каждой группы.
Тема игры: И.А.Бунин.
Цели игры:
обучающая – актуализировать знания учащихся о творчестве и биографии И.А. Бунина, о теории стихосложения и выразительных средствах языка, а также о поэзии 19 века;
развивающая – способствовать развитию у учащихся умений анализировать, сравнивать;
воспитательная – развивать интерес к творчеству Бунина и ко всей русской поэзии, умение работать в команде.
Описание игры.
1 этап. Команды получают задания (по одному), на выполнение которых отводится по 3 минуты (на задания 6 и 7 – по 5минут). Задания выполняются письменно и сдаются жюри, которое оценивает правильность выполнения.
2 этап. За каждое правильно выполненное задание команда получает подсказку с соответствующим номером. Прочитав подсказки, команды должны ответить, кого из писателей загадал ведущий. Право первого ответа у команды, которая получила больше подсказок.
Побеждает та команда, которая правильно назовёт загаданного героя.
Задания к игре «Тайна за семью печатями».
Задание № 1.
Вспомните первые две строки стихотворения, которое заканчивается так:
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!
Задание № 2.
Этот поэт написал следующие строки:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Его сын сказал о нём: «Смерть любимого человека убила в нём желание жить, и последние девять лет он просуществовал под постоянным нестерпимым гнётом мучительного позднего раскаяния за загубленную жизнь той, кого он любил и сгубил своей любовью».
Назовите этого поэта.
Задание № 3.
По какому принципу объединены эти заглавия:
«Мёртвые души», «Живой труп», «Горячий снег»?
Задание № 4.
Назовите выразительное средство, которое есть во всех стихотворениях.
А) Пройдёт – словно солнцем осветит!
Посмотрит – рублём подарит! (Н.Некрасов)
Б) Лишь высших гор до половины
Туманы покрывают скат,
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат. (Ф.Тютчев)
В) А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна. (С.Есенин)
Задание № 5.
Определите жанр каждого стихотворения.
Джордж Кэмпбелл.
Долиной реки
И по горной стране
Доблестный Кэмпбелл
Скакал на коне.
Оседлан и взнуздан
Был конь вороной.
Без всадника в полночь
Пришёл он домой.
Встала с постели
Старая мать.
Жена молодая
Вышла встречать.
«Зелен мой луг,
Но никем он не кошен,
Бедный ребёночек мой
Не доношен!»
Оседланный, взнузданный,
Конь вороной,
Обрызганный кровью,
Вернулся домой.
Тяжко вздымались
Бока у коня,
Стремя о пряжку
Билось, звеня. (Из английского фольклора.)
***
Я умереть хочу весной,
С возвратом радостного мая,
Когда весь мир передо мной
Воскреснет вновь, благоухая.
На всё, что в жизни я люблю,
Взглянув тогда с улыбкой ясной,
Я смерть свою благословлю –
И назову её прекрасной. (М.Лохвицкая)
***
Пия душистый сок цветочка,
Пчела даёт нам мёд взамен.
Хотя твой лоб пустая бочка,
Но всё же ты не Диоген. (Козьма Прутков)
Грибы.
Рос яркий мухомор среди лесной полянки,
Бросался всем в глаза его нахальный вид.
- Смотрите на меня, заметней нет поганки!
Как я красив! Красив и ядовит!
А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал,
И потому его никто не замечал (С.Михалков)
а) элегия; б) эпиграмма; в) басня; г) баллада.
Задание № 6.
Определите размер стихотворения.
Лавров стройных колыханье
Зыблет воздух голубой.
Моря тихое дыханье
Провевает летний зной,
Целый день на солнце зреет
Золотистый виноград.
Баснословной былью веет
Из-под мраморных аркад.
(Ф.И. Тютчев)
Задание № 7.
Разгадайте кроссворд.
Художественное преуменьшение.
2. Художественное преувеличение.
3. Перенос названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов.
4. Один из литературных родов, предметом изображения которого является внутренний мир человека. Название произошло от греческого названия музыкального инструмента.
5. Сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого.
6. Образное определение.
7. Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы.
Ответы на задания.
1.Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья
2. Ф.И. Тютчев.
3. Каждое из названий – оксюморон, сочетание несочетаемого, соединение противоположностей.
4. Сравнение.
5. 1 – баллада; 2 – элегия; 3 – эпиграмма; 4 – басня.
6. Хорей.
7.
5 с
р
а
6 э
1 л
в
п
и
3 м
4 л
н
и
т
2 г
е
и
е
т
7 о
л
и
ц
е
т
в
о
р
е
н
и
е
т
п
а
и
и
т
а
е
ф
к
е
р
о
а
б
р
о
а
л
а
Подсказки к игре «Тайна за семью печатями».
Подсказка № 1.
Ненавидя советскую власть, от всей души желал победы русским во время Второй мировой войны.
Подсказка № 2.
Принадлежал к тому же дворянскому роду, что и Василий Андреевич Жуковский.
Подсказка № 3.
Его детские годы прошли на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии.
Подсказка № 4.
Автор следующих строк:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой
Подсказка № 5.
Более 30 лет прожил во Франции, там скончался и похоронен.
Подсказка № 6.
В октябре 2010 года исполнилось 140 лет со дня его рождения.
Подсказка № 7.
Первый из русских писателей, получивший в 1933 году Нобелевскую премию по литературе.
1
2
3
4
5
6
7