Роль педагога в сохранении и укреплении здоровья детей.


Роль педагога в сохранении и укреплении здоровья детей в начальной школе.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.
Учитель должен владеть методами коррекции психофизических отклонений, повышать устойчивость нервной системы детей для преодоления трудностей. Педагогу надлежит направлять свое внимание на внутреннее ощущение детей. Опытный учитель умеет приемами преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность учащихся.
Пытаясь установить связь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в соблюдении здорового образа жизни и реализации соответствующего воспитательного воздействия на своих учеников, на практике мы сталкиваемся с тем, что сами учителя открыто говорят о том, что они не могут быть примером в ведении здорового образа жизни для своих воспитанников. Чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся.
Педагог должен уметь:
- анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики
оздоровления;
- владеть основами ЗОЖ;
- устанавливать контакт с коллективом учащихся;
- наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
- прогнозировать развитие своих учащихся;
- личным примером учить школьников заботиться о своем здоровье и
здоровье окружающих людей.
Все эти умения тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательном процессе.
Педагогу недостаточно получить в начале года листок здоровья класса от медицинского работника и использовать характеристики здоровья учащихся для дифференцирования учебного материала на уроках. Прежде всего, педагог должен быть примером в вопросах здоровьесбережения.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей ЗОЖ необходимо решение трех проблем:
Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему
жизненному опыту с позиции проблем здоровьесбережения;
Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью
принимать ученика таким, каков он есть, каковы его особенности, склонности, умения и способности;
Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предлагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников во всех смыслах этого слова.