выступление на совещании о сохранении здоровья
Заявка
На участие в областном конкурсе авторских программ обучающих семинаров-тренингов по подготовке волонтеров антинаркотического движения учащихся.
1 Название работы: классный час « Наше здоровье: витамины».
2.Номинация: внеклассное мероприятие
3.Автор: Шевченко Наталья Семеновна
4. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нижнемамонская СОШ №1» Верхнемамонский муниципальный район.
5. Должность: учитель начальных классов
6.Адрес ОУ: с. Нижний Мамон-1, ул.40 лет Победы, 22, Верхнемамонский муниципальный район
7. Контактный телефон: 8-920-408-27-39
Руководитель ОУ_______________ (Полунин._В.И.)
Дата__________ М.П.
Наименование конкурсного мероприятия: классный час «Наше здоровье: витамины».
Номинация: внеклассное мероприятие.
Наименование образовательного учреждения: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Нижнемамонская СОШ №1», ул. 40 лет Победы, 22, Верхнемамонский муниципальный район.
Шевченко Наталья Семеновна, учитель начальных классов.
Тел. 9-920-408-27-39.
Пояснительная записка.
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и развития детского организма. Ребенок пошел в школу значит, его организм должен перестроиться, чтобы учение было успешным. Помочь научить слушать свой организм – задача, которую может решить учитель. Существует много причин, которые влияют на рост заболеваемости учащихся младшего школьного возраста. Одна из них - неправильное питание. Следует сказать, что анкетирование родителей моих первоклассников в прошлом году показало, что 10-я часть из них не принимают никаких мер по изменению рациона своих детей в период летних каникул, почти половина, выбирают для пополнения запасов витаминов, покупая их в аптеке. Разговор о правильном питании, знакомство с основами ,его организация я начинаю с первого класса.
В настоящее время проблема здоровьесберегающих технологий в начальных классах – одна из самых насущных. Как научить детей беречь свое здоровье? Одно из лучших средств, на мой взгляд, - пропаганда здорового образа жизни через сотрудничество с родителями. Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Родители должны научить своих детей воспринимать жизнь и здоровье как великую ценность. Для решения этой задачи дети вместе с родителями проводят исследовательскую деятельность во внеурочное время. С исследовательской работой мои ученики начали знакомиться с 1 класса. Мой ученик 1 класса часто из-за болезни пропускал уроки. Врач посоветовал ему чаще употреблять в пищу овощи и фрукты. Он задумался: чем они полезны? Совместно с родителями мы сформулировали тему «Овощи и фрукты - витаминные продукты». Ученик поставил цель – определить вещества, содержащиеся в овощах и фруктах, и составить список наиболее полезных продуктов. Объектом исследования первоклассник выбрал членов своей семьи. В течение определенного времени в меню семьи ежедневно включались овощи и фрукты. Когда произошли изменения в самочувствии членов семьи, было сделано сравнение: как они чувствовали себя до эксперимента и сейчас. Ученик самостоятельно сделал вывод: при ежедневном включении в меню овощей и фруктов семья стала реже болеть; у него с сестрой поднялось настроение, другие члены семьи стали лучше выглядеть. Возник вопрос: почему это так происходит? Моя роль заключалась в том, чтобы направить ученика к источникам знаний: посоветовать литературу. Мама ученика помогла найти материал в Интернете. Собрав материал и изучив его, мальчик выступил с сообщение перед своими одноклассниками на уроке по предмету «Окружающий мир». После того как мы вместе с учащимися прослушали сообщение о витаминах, учащиеся сделали вывод, что необходимо знать, каких витаминов и микроэлементов не хватает организму и в каких овощах и фруктах они находятся. Мною были даны рекомендации детям и родителям по разработке для каждого ученика «Меню для здоровья». Родители моего класса постоянно способствуют сохранению здоровья своих детей и формируют потребность в здоровом образе жизни, что является важнейшей задачей начальной школы.
Актуальная задача современного образования – обучение школьников бережному отношению к своему здоровью. Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком, делаться акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Детям, вступившим в новый этап своей жизни – школьный, обязательно нужна ситуация успеха. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение, - двигатель развития ребенка. Этому способствует исследовательская деятельность детей совместно с родителями, классные часы, праздники, проведение которых показывает, что соблюдение правил организации правильного питания позволяет снизить процент заболеваемости в классе, повысить работоспособность, улучшить эмоциональный настрой. Это в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся и повышению качества учебного процесса.
Предлагаю сценарий классного часа, помогающего расширить и углубить знания учащихся о влиянии витаминов на здоровье, определить, в каких продуктах, овощах и фруктах они содержаться, воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.
Содержательная часть.
Цели:
учить детей быть здоровыми душой и телом; мотивация на здоровый образ жизни посредством рационального питания; закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.
Задачи:
формирование у детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, мотивационной сферы правильного питания.
План проведения:
1.Оргмомент. Психологический настрой.
2.Вступительная беседа. Рассказ учителя о значении витаминов.
Никогда не унываю и улыбка на лице,
Потому что принимаю витамины А, В, С.
( на доске карточки А, В, Е, С, медь, цинк)
3.Учитель: Витамин А нужен для укрепления зрения.
Его можно найти в молочных продуктах, в моркови, икре.
Ученик: Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или пьет морковный сок.
Учитель: Витамин В способствует укреплению всего организма и хорошей работе сердца.
Ученик: Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Учитель: Хочется напомнить о бережном отношении к хлебу.
Хлеб – драгоценность! Им не сори!
Хлеба к обеду в меру бери.
Зерна наших дней светитесь
Позолотою резной,
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной!
Витамин С укрепляет организм и человек меньше подвергается простудным заболеваниям.
Ученик: От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
Учитель: Ягоды – это кладовая витаминов. Никто не любит лечиться таблетками, ведь они почти всегда горькие, неприятные. Но есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую тарелку.
Ученик: На прогалинке лесной земляничка под сосной,
Земляничка – невеличка хорошо цвела весной.
Солнце грело много дней, пышный кустик у камней
Учитель: Земляника или домашняя клубника очень полезная. Ее едят свежую, но можно заваривать чай.
Витамин Д редкий, но один из самых важных витаминов. Дефицит этого витамина в организме человека, замедляет рост. А содержится он в продуктах животного происхождения: в сыре, желтке, печени, сельди. А еще для хорошего роста необходимо солнышко.
4.Инсценировка стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
5.Игра: « Делим урожай» (два ученика отгадывают загадки и раскладывают овощи и фрукты на две кучки)
Загадки: В оранжевом платье
И прячется ловко.
Сидит под землею
До срока (морковка)
В борще не будет пусто
Когда хороший урожай
Вдруг дарит нам (капуста)
Он доводит всех до слез
Но те слезы не в серьез.
Победит любой недуг
Золотисто – желтый (лук)
В этой сумочке зеленой
Много сладких крох.
Что за вкусная загадка
Это же (горох)
6.Советы Доктора Айболита:
а) При простуде надо пить чай с малиной.
б) От насморка полезен свекольный сок.
в) При кашле пьют настой редьки на меду.
г) От головной боли помогает избавиться капустный лист.
д) Не заболеть гриппом помогают лук и чеснок.
7.Игра: « Полезное, неполезное»
(условия игры: если полезный продукт – хлопать в ладоши, если вредный – топать) Яблоко, торт, огурцы, рыба, карамель, морковь, творог, чупа – чупс, клюква, зефир, сыр.
8. Стихи читают дети:
Мы рождены, чтоб жить на свете долго;
Грустить и петь, смеяться и любить,
Но чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Взгляни вокруг: прекрасная природа
Нас призывает с нею в мире жить.
Дай руку, друг! Давай с тобой поможем
Планете и себе здоровье сохранить.
9.Заключительное слово учителя:
Здоровье не купишь, его разум дарит. Желаю вам выполнять правила правильного питания, употреблять только полезные продукты, чтобы всегда быть здоровыми и красивыми.
(угощение гостей праздника овощами и фруктами, вручение присутствующим учителям букетов: лук, укроп, петрушка).
Используемая литература:
1.Приключения в стране «Здоровье»: учебник для 2 кл. К.А.Пармз.
Москва,1993г.
2.Как я расту: Советы психолога родителям. Урунтаева Г.А.Москва,1996г.
3.Наш выбор: здоровый образ жизни. Я.В.Соколов Москва,2010г.
(по инициативе Губернатора Воронежской области А.В.Гордеева).
4.Журнал «Начальная школа» №1 2009г.
15