Формирование коммуникативной компетенции посредством игровой деятельности


Министерство Образования Республики Башкортостан
Государственное Автономное Учреждение
Дополнительного Профессионального Образования
Институт Развития Образования Республики Башкортостан
Обобщение педагогического опыта
работы по теме:«Формирование коммуникативной компетенции посредствомигровой деятельности»учителя английского языка МБОУ СОШ села Семилетка Дюртюлинского района РБ
Исламовой Г. А.
2016
Инновационные изменения, произошедшие за последнее время вобразовании: модернизация, профилизация, введение государственныхстандартов второго поколения, Единый государственный экзамен поиностранному языку заставили каждого из нас, а так же меня задуматься надтем, что «вечные» ценности и цели образования в новых условияхвидоизменяются, и задачи учителя в настоящее время изменились посравнению с прошлым. С этой точки зрения моя задача состоит в том, чтобы помочьучащимся развивать возможности из осознанного и ответственного учения,объяснение стратегии и методов учения, процессов оценки собственнойдеятельности.
В связи с этим появилась проблема, какие технологии могут статьнаиболее успешными? Каким образом я, учитель могу научить ребенка бытьне единицей общества, а его активной составляющей, умеющей жить иработать в социуме?
Таким образом, целью моей педагогической работы стало: развитиеличности школьника, его творческих способностей, интереса к учению,формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, уменийи навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охранаи укрепление физического и психического здоровья детей; формированиекоммуникативной компетентности.
Для достижения целей я поставила перед собой следующие задачи: - применять такие методы и способы работы, чтобы развивать уучащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учитьрассуждать, мыслить;
- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за периодобучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения инавыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученныезнания в повседневной жизни;
- развивать психологическую, личностную, психофизиологическую ипсихосоматическую сферы личности ребенка, формируя способность ксаморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.
Основной идей моей педагогической концепции являетсяобязательное создание условий для развития и саморазвития не толькокоммуникативных умений, но и для развития творческих навыков.
Актуальность моего опыта работы состоит в том, чтотрадиционные методы обучения ориентированы на средний уровеньготовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокогорезультата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационныетехнологии, которые способствуют формированию у детейкоммуникативных компетенций, способствующих успешности учеников всовременном обществе.
Одной из ведущих целей обучения иностранному языку являетсяформирование коммуникативной компетенции. Коммуникативность являетсяметодическим содержанием современного урока иностранного языка.Система моей работы основана на принципе коммуникативно-ориентированного обучения, который возможен в условиях деятельностногоподхода.
Коммуникативное обучение мною реализуются через использование заданий коммуникативного характера, которые стараюсь выстраивать на основе игрового, имитационного и свободного общения. В этой связи как одна из форм организации деятельности учащихся начального и среднего школьного возраста выступает игра. Я считаю, что через игру, имитацию и поиск нового формируются личностные и познавательные УУД учащихся.

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Самая главная задача – добиваться, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.
Я думаю,  все со мной согласятся, что большую помощь в решении данного вопроса оказывают игры. Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, а также уверенность в успешном овладении им. Использование на уроках игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку.
Игра очень важна для ребенка: он познает мир, легко усваивает сложнейшие понятия. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности человека, ребенка в особенности. Нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у них проявляется терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий.
Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сделать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряют мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке, то здесь таятся богатые обучающие возможности. Для детей игра – прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может оказаться первым в игре: находчивость и сообразительность здесь становится порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, становится легче учиться. Ведь одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
По изречению А.С Выготского «Игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни». Так в 3 классах при закреплении лексики на темы «Цвет, размеры, формы», я применяю ролевую игру «Бюро находок» (The lost Property office), где ученикам предлагается выступить в роли человека потерявшего вещь и в роли работника бюро. В ходе совместного диалога у обучающихся формируются навыки речевого общения, закрепляется речевые клише на заданную тему. В старших же классах организую деловые игры, которые представляют собой практическое занятие. Примерами используемых деловых игр являются «Вы - Менеджер», «Журналист», «Телемост».
В связи с внедрением ФГОС я постоянно организовываюисследовательскую деятельность учащихся, т.к. данная деятельностьявляется основным условием формирования УУД. Эта форма работы рассчитана на учащихся среднего и старшего звена.
В настоящее время использование средств сети Интернетстало очень популярным и доступным. Я использую элементы проектнойработы на уроках английского языка. Ведь ни для кого не секрет, работая над проектом, учащиеся получают возможность работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. Опыт разрешения, пусть локальной, но целостной проблемы формирует привычку доводить дело до конца, не останавливаться на полпути. Конечным результатом является презентация проектов, их защита и обсуждение. По окончании презентации участники этих групп анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения. Очень важно, чтобы учащиеся увидели положительный опыт в процессе презентации.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и духовно-нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Работая над проектом, учащийся имеет максимальную возможность для самореализации, что позволяет формированию коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
За время работы в этом направлении мной собраны комплекты презентаций учащихся по английскому языку на основе программы Power Point. Например, в 6-ом классе, дети представили проекты по страноведческой тематике «Англия», «Австралия»; в 7-ом классе проекты по темам «Английский праздник», «Моя любимая книга», «Спорт в моей жизни», учащиеся 8 класса защищали проекты по темам: «Школа будущего»,«Мир вокруг нас». Учащиеся 4х классов защищалимини- проекты по теме «Мой дом». В процессе защиты проекта формируются также личностные УУД.
В обучении английскому языку метод проектов предоставляетвозможность учащимся использовать язык в ситуациях реальнойповседневной жизни, что, несомненно, способствует формированиюкоммуникативных навыков учащихся.
Ни для кого не секрет, что применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Вот основные направления использования ИКТ на моих уроках:
1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.
2. Создание собственных мультимедийных презентаций.
3. Использование ИКТ во внеклассной работе.
4. Использование ресурсов сети Интернет.
Интернет предоставляет большие возможности для изучения материалов ФГОС; подходов к уроку, оцениванию и анализа урока с позиций ФГОС и составления собственных авторских разработок.
В своей работе я использую материалы образовательных, методических, информационных, справочных сайтов и порталов. Знакомлюсь с опытом работы учителей, а также делюсь своим опытом.
В моей работе как учителя – предметника и как классного руководителя есть определенные творческие находки, педагогические идеи, которые я размещаю на своем персональном сайте и на других мини сайтах учителей.
Среди методических приемов и интерактивных форм обученияшкольников иностранному языку в системе моей работы важное местозанимают здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочнойдеятельности, так и во внеклассной работе. Поэтому здоровьесберегающийподход прослеживается на всех этапах моего урока, посколькупредусматривает чёткое чередование видов деятельности: смена видовречевой деятельности и активности. Обязательным элементомздоровьесберегающей организации любого урока английского языка всоответствии с современными требованиями являются физкультминутки,офтальмотренинг для глаз, двигательно-речевые упражнения, упражненияна релаксацию.
Создав копилку различных игр для уроков английского языка, я обратила внимание, что многие игры можно прекрасно использовать для физкультминуток на уроках.
В 2014 году мною представлен доклад на тему: « Игра как элемент здоровьесберегающих технологий при обучении английскому языку» на Международной научно-практической конференции « Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы» (28 марта 2014г. ) на базе ИРО РБ.
Нужно отметить, что чем больше информации, методов и инструментов использует учитель в своей работе, тем больше эффект от его работы. Но самое главное – это желание учителя работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Процесс моего самообразования как учителя я реализую следующими действиями:
​  посещаю уроки коллег и участвую в обмене опытом;
​  постоянно произвожу анализ своей педагогической деятельности;
​совершенствую свои знания в области классической и современной психологии и педагогики; изучаю методические журналы, знакомлюсь с публикациями по вопросам психологии, педагогики и методики преподавания предмета в Интернете.
​  систематически интересуюсь событиями современной экономической, политической и культурной жизни;
​  повышаю уровень своей эрудиции: выполняю тесты и другие задания по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы; Участие в олимпиадах – существенный мотив для самообразования учителя по предмету, т.к. для подготовки учащихся к участию в олимпиаде от учителя требуются более глубокие знания, чем материал школьного курса. Считаю, что учитель должен обладать знаниями в различных учебных предметах. Часто на своих уроках использую сведения из физики, географии, биологии, литературы, исторические сведения.
​  систематически прохожу курсы повышения квалификации;
​   показываю открытые уроки;
активно участвую в методической работе школы и района;
​ большое внимание уделяю организации внеурочной деятельности по предмету.
Подводя итоги, хочется сказать, что безусловным показателем эффективности моей работы стало повышение мотивации учащихся к изучению английского языка, положительная динамика качества обучения, оценка коллег моего активного участия в школьном и районном педагогическом сообществах, участие в совместных с представителями Высшего образования конференциях, участие в конкурсах педагогического мастерства,, а также участие и победы моих воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах. Еще я поняла, чтобы понять ребёнка, надо не опуститься, аподняться до его уровня, нужно расти вместе с ним, научитьсяоткрывать каждый раз мир заново. В этом заключается секрет работыучителя – секрет его молодости.