Педагогический опыт Организация проектной деятельности в начальной школе


Содержание
Краткая аннотация опыта………………………………………………….…….2
Обоснование необходимости опыта…………………………………………....2
Цели и задачи опыта………………………………………………………….….4
Основное содержание опыта……………………………………………………5
Особенности организации проектно – исследовательской деятельности...6
Основные этапы формирования проектной деятельности учащихся начальной школы ..…………………………………..…………………….8
Внеклассная форма организации проектной деятельности младших школьников ………………………….………………………………..…….12
5. Ресурсы…………………………………….………………………………………12
6. Партнеры………………………………………………………………….……. 12
7. Целевая аудитория……………………………………………………….…...13
8. План реализации опыта……………………………………………………….13
9. Ожидаемые результаты и социальный эффект…………………………….…..13
10. Перспективы дальнейшего развития опыта……………………………...…15
Литература……………………………………………………………….................16
Приложение
Краткая аннотация проекта
«Организация проектной деятельности учащихся начальной школы»
Педагогический опыт представляет собой разработанную и апробированную систему внедрения проектной деятельности, включающую в себя сочетание урочной и внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов. Опыт носит практико-ориентированный характер, он технологичен и универсален, все указанные формы и методы работы могут быть использованы педагогами, работающими по любым технологиям и программам начальной и средней ступени образования. Опыт содержит план и этапы реализации. Приведены промежуточные результаты реализации опыта и перспективы дальнейшего развития. Реализация данного опыта приведет к повышению индивидуально-личностного смысла учения школьников, повышению мотивации, более прочного, неформального усвоения знаний, формирования и развития надпредметных умений и как следствие, повышение качества знаний, создание условий для проектной деятельности и формирования ключевых компетенций у учащихся начальной школы.
Обоснование необходимости опыта
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. В современной начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, его должны научить учиться. Для этого надо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные – универсальные способы деятельности и способы регуляции своей деятельности, и личностные – развитие мотивации и системы ценностных ориентаций школьников.
Поэтому актуальным становится внедрение проектно - исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектная деятельность является востребованной в педагогической практике, так как является одним из методов обучения, побуждающим ученика занять активную, субъектную позицию, самостоятельно добывать, присваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и её результаты, формировать адекватную самооценку.
Я применяю проектную деятельность как один из методов обучения. Управляя активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формирую у него необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности: деятельностную, мыслительную, информационную, коммуникативную (Приложение 1). Под компетентностью рассматриваю знания, соединённые с опытом их практического применения.
Разработку своего опыта я начала с проведения анкетирования с целью определения уровня базовых умений и знаний учащихся работы с информацией, в решении нестандартных задач, в области исследования. Представляю результаты этой работы.
Уровень сформированности знаний и умений
у учащихся 1-4 классов, направленных на формирование проектной деятельности

Рис.1.
(1) Понимание смысла прочитанного или услышанного текста и соблюдение правил осознанного чтения (72%);
(2) знание правил и навыков постановки вопросов к тексту (57%);
(3) умение определить тему и идею текста (45%);
(4) умение выделять главное, существенное (38%);
(5) умение систематизировать, обобщать, классифицировать (34%);
(6) знания, умения и навыки решения нестандартных задач (23%);
(7) умение давать характеристику объекта или явления (17%);
(8) умение видеть несколько вариантов решения задачи (14%);
(9) умение доказать свой вариант решения задания (9%).
Анализ полученных результатов позволяет отметить, что уровень базовых умений, необходимых для ведения проектно – исследовательской деятельности не высок. Причины этого различны. Прежде всего, они заключаются в психологических особенностях младшего школьника и во фрагментарности у учащихся предметных знаний, умении и навыков, направленных на познание окружающего ребёнка мира.
Результаты анкетирования являются подтверждением того, что ученики 1 классов мало задумываются о важности умения пользоваться разными учебными средствами в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации, однако учащиеся 4 классов проявляют большую заинтересованность в данном вопросе. Причина повышения интереса школьников к данной проблеме заключается в более глубоком осознании возможностей реализации жизненных целей и благополучия, которые невозможны без наличия сформированных общеучебных умений.
Во всех официальных документах Правительства РФ заявлены ориентиры на компетентностный подход в образовании. Поэтому актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это востребовано сегодня в целях формирования проектной компетентности, определенной ФГОС нового поколения, что требует разработки системы организации проектной деятельности учащихся в начальной школе.
3. Цели и задачи проекта
Анализ закономерностей развития образовательной практики, методической литературы, изучение передового педагогического опыта позволили мне сформулировать следующую идею: организацию проектной деятельности учащихся начальной школы целесообразно рассматривать как одну из системообразующих основ формирования учебной деятельности.
При организации работы над проблемой формирования проектной деятельности учащихся начальной школы необходимо осмыслить следующие противоречия:
-    существующая система организации учебно-воспитательного процесса, используемые виды деятельности на уроках в начальной школе не отвечают требованиям новых ФГОСов в части формирования компетенций, повышения познавательной активности, развития интереса у всех учащихся к обучению;
- в содержании программы начальной школы имеются вопросы, раскрывающие самостоятельность, творческие способности учащихся, умения наблюдать, познавательную активность, но нет разработанной системы соединения знаний с прикладными умениями и навыками, которые учащиеся могли бы применить в повседневной жизни для решения той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Цель опыта: разработать систему организации проектной деятельности младших школьников, обеспечивающую эффективность и качество начального образования, формирование творческих способностей и исследовательских навыков учащихся начальной школы.
Задачи:
провести анализ нормативных документов, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования ключевых компетентностей младших школьников посредством проектной деятельности;
использование проектной деятельности в педагогической практике для формирования ключевых компетенций и повышения качества образования;
создание обучающей, воспитывающей и развивающей среды, способствующей развитию творческого потенциала учащихся, их способностей и индивидуальности.
4.Основное содержание опыта
Изучая степень разработанности проблемы проектной деятельности учащихся начальной школы, мною были проанализированы труды: М.А. Ступницкой (теоретические основы, организация и содержание проектной деятельности учащихся)[7], А. Б. Воронцова (материалы о новой форме учебной деятельности в начальной школе, методика решения проектных задач в начальной школе)[1], Н.В Кашлевой (включение проектной технологии в систему деятельности образовательного учреждения)[3], А.И. Савенкова (методический материал, предназначенный для развития исследовательских способностей школьников в 5-9 классах)[5], И.С. Сергеева (методические приёмы внедрения метода проектов)[6], Г.Б. Голуб (методические и дидактические аспекты сопровождения учителем проектной деятельности учащихся основной школы)[2]. Исследованиями данных авторов внесен существенный вклад в теорию и практику внедрения проектной деятельности в учебный процесс, однако не просматривается система работы по формированию проектной и исследовательской деятельности в начальной школе, что делает мой опыт актуальным.
Для того, чтобы доказать способность проектной деятельности стать центральной и системообразующей при формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, я проанализировала курс начальной школы на предмет содержания в нём понятий, законов и явлений, которые находятся в основе знаний и умений, позволяющих использовать проектную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе, выбрала для себя средства, методы и формы работы с учащимися, определила роль для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, педагогов, социальных партнёров), наметила результат данной деятельности.
Всё это позволило мне создать модель системы организации проектной деятельности учащихся начальной школы, которая отражена на рисунке 1.
Рис. 1.
Требования ФГОС
Здоровый образ жизни

Цель: формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми ученик может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях

Проектная деятельность

Образовательный процесс
Содержание: формирование ключевых компетентностей учащихся, актуализация межпредметных связей, принцип интеграции дисциплин
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формы организации деятельности
Средства обучения
Методы обучения
Обучение. Воспитание. Развитие
Социальное сотрудничество
Деятельность родителей

Результат: повышение мотивации учащихся к обучению, социальная адаптация, успешная организация собственной жизнедеятельности; самореализация учащихся; формирование индивидуальной образовательной траектории


Рассмотрев сущность и структуру проектной деятельности в начальной школе, я определила возможные пути и формы её реализации: изменение организации учебной деятельности, выделение этапов формирования проектной деятельности с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников, организацию внеклассной работы как одной из форм развития исследовательских навыков, творческого потенциала и познавательной активности младших школьников.
4.1. Особенности организации проектно – исследовательской деятельности
Реализацию своего проекта я начала с изменения организации учебной деятельности на уроке, отдав предпочтение групповой форме работы, выбрав субъект – субъектный способ взаимоотношений учитель – ученик, изменив структуру урока и пересмотрев используемые виды деятельности учащихся на уроке. Вот как выглядит схема организации учебной деятельности на уроках:

Система взаимодействия «учитель-ученик»: взаимоотношения между учениками и мною строятся не на принципе фронтального обучения, и не на принципе «учитель – ученик», при котором другие ученики лишь мешают этому взаимодействию, а на принципе групповой формы работы (по 4 – 6 человек). Состав групп постоянно меняется. Групповая форма организации занятий не является ни «бригадным» методом, ни коллективно – распределительным способом деятельности, а строится по законам взаимоподдержки. А это значит, что для решения учебной задачи, реализации проекта и проведения исследования не каждый ученик в отдельности, а группа соединяют свои силы воедино для достижения положительного результата.
По-другому, в отличие от традиционных форм обучения, строятся отношения между педагогом и учащимися. В (Приложении 2) представлена таблица как распределяются роли учителя и ученика на моих уроках .
По - иному выглядит и структура моих уроков, которая состоит из таких компонентов, как потребность в новых знаниях, впечатлениях; принятие учебной задачи; выдвижение рабочей гипотезы и путей её решения, предположительный план решения, само решение, анализ полученного результата, доказательство его верности. Здесь важно создать такие условия на уроке, чтобы каждый участник учебной деятельности мог активно участвовать в решении учебной задачи, то есть быть субъектом учения. Я только помогаю организовать дискуссию по обсуждению выдвинутых гипотез, и руковожу групповым поиском ответа на поставленную проблемную задачу, задавая уточняющие вопросы авторам гипотез. Логическим завершением каждого этапа урока становится положительный результат – успех ребёнка, а в качестве домашнего задания – постановка новой проблемной задачи. Вот особенности структуры моих уроков (схема 2):

Важным является то, что проектная деятельность на моих уроках не ограничивается исследованием в одной области знаний, а устанавливает взаимосвязь между учебными предметами, тем самым формирует метапредметные знания и умения и в течение одного учебного дня можно одновременно изучать темы нескольких предметов, объединенных одним проектом. Например, проект «Лента времени», начатый на уроке математики в теме «Единицы времени», находит продолжение на уроке литературного чтения в теме «Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», а затем на уроке окружающего мира при изучении исторических событий, связанных с войной 1812 года.
4.2. Основные этапы формирования проектной деятельности учащихся
Для реализации опыта мне необходимо было выделить основные этапы
формирования проектной деятельности в зависимости от возраста учащихся начальной школы, содержания программы в соответствии с ФГОС и формируемой компетентности.
Учитывая специфику проектной деятельности, возрастные особенности учащихся начальной школы при работе над проектом, я выделила следующие этапы: пропедевтический (1 класс), обучающий (2-3 класс), интенсивный (4 класс) и которые соотнесла с видами деятельности, информированностью, грамотностью, коммуникативными, мыслительными и деятельностными компетенциями, формируемые на каждом из указанных этапов. Определила способы педагогической диагностики, которые представлены в таблице 1.
Методы педагогической диагностики Таблица 1.
Класс Название этапа Методы педагогической диагностики
1 Пропедевтический (предварительный) Тесты интеллекта Д.Векслера,
Тесты креативности Е.Торренса.
2-3 Обучающий А.Б. Воронцов «От оценки способов взаимодействия в группах к оценке возможностей младших школьников действовать в нестандартных ситуациях». [с.122]; Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М.Заславский и др.]; М.: Просвещение, 2009. – 176с.
4 Интенсивный М.А. Ступницкая «Критериальное оценивание проектных работ учащихся». [с.34]; Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 68с.

Одним из основных принципов реализации метода проектов является использование различных видов деятельности учащихся на уроке согласно определенных этапов организации проектной деятельности. Подробная характеристика содержания каждого этапа представлена в таблице 2. (Приложение 3)
В соответствии с этапами организации проектной деятельности определяются виды учебных проектов. На пропедевтическом этапе использую на уроке краткосрочный по времени (10-15 минут) учебный проект – совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнёров, имеющую общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Проект «Малые букварные таблицы» в период обучения грамоте дают повод для обучения видеть проблему, выработки умения задавать вопросы, ведущие к постановке цели и шагов (задач) для решения этой проблемы. Обучающий этап системы предусматривает кроме небольших сообщений и описаний наблюдений, учебные проекты такие как «Лента времени», «Королевство частей речи», направленные на формирование умений анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы. Результаты работы над этими проектами могут быть использованы при выполнении исследовательской работы во внеурочное время. Проблема расширяется, и исследование дополняется с точки зрения межпредметности. Учащиеся постепенно переходят с обучающего этапа на интенсивный.
На интенсивном этапе реализации проектной деятельности мною также используется такая форма самостоятельной деятельности школьников как разработка и выполнение индивидуальных исследовательских работ, которая завершается оформлением и защитой проекта. Работа в выбранном направлении осуществляется школьниками в течение всего учебного года или полугодия.
Реализация внедрения проектной деятельности в начальной школе на каждом этапе обеспечивает решение задач:

Пропедевтический этап. На пропедевтическом этапе реализовывается установка, отражаемая в вопросах «Кто? Как? Что? Где? Когда?». Учащиеся получают информацию от учителя, через информационные карты, учатся работать самостоятельно с различными источниками информации (словари, справочники, дополнительная литература). Добытая детьми информация, на интересующий их вопрос, рассматривается в процессе беседы или дискуссии на уроке (в течение 10-15 минут). Учащиеся, владея информацией, могут, например, на уроке обучения грамоте, давать характеристику звука речи по схеме:
Произнеси звук, глядя в зеркало
При произношении не встречаются преграды
При произношении встречаются преграды
Звук гласный
Слышишь шум
Слышишь голос и шум
Согласный глухой
Согласный звонкий
Звук согласный
зЗ
з
Произнеси звук в «наушниках»

Смягчает предыдущий согласный звук
Предыдущий согласный звук не смягчает

на уроке окружающего мира смогут давать характеристику объекту окружающего нас мира по схеме:
Рассмотри и назови объект
Объект создан человеком?
7
Объект часть природы?
Для чего человек его создал ?
Объект дышит, растёт, питается, приносит потомство, умирает?
,,

Объект не дышит, не растёт, не питается, не приносит потомство, не умирает?
,,


Объект живой природы
Объект неживой природы
о
Из чего человек создал этот объект?

К какому «царству» принадлежит?
Как использует человек этот объект?
Как человек сделал этот объект?

Что ты знаешь о нём?
зЗ
з


Отвечая на эти вопросы, ребёнок учится наблюдать, описывать, систематизировать, классифицировать, обобщать знания в понимании настоящего и окружающего мира.
Обучающий этап. На данном этапе происходит: усвоение основных терминов и понятий, раскрывающих основные составляющие проектной деятельности; формирование информированности за счет расширения кругозора учащихся, способности ориентироваться в вопросах, касающихся окружающего мира учащегося и содержания учебного материала; расширение и углубление информационной культуры учащихся, формирование метапредметных знаний и умений, обеспечивающих понимание и грамотное объяснение проблем, значимых для ученика при работе над проектом. Содержание школьного курса 2 - 3 класса обеспечивает возможность формировать исследовательские способности школьников, предполагающую их способность объяснять механизмы процессов и явлений окружающего ребёнка мира. На обучающем этапе реализовывается установка, отражаемая в вопросах «Почему? Отчего?». Этот этап требует развития понимания и установления связей, ассоциаций. Отвечая в своих сообщениях на эти вопросы, ребёнок учится более объективно наблюдать, описывать, устанавливать ассоциации, усваивать новые знания.
Интенсивный этап предполагает изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрируют учащиеся в ходе проектной деятельности, подразумевающих использование ими способов достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы и её разрешение, которое должно завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным должным образом. Завершение одной задачи для творческого, любознательного, инициативного человека – не окончание работы, а лишь начало новой. Поэтому на интенсивном этапе необходимо приучать детей к вопросам: «Что ещё может интересовать тебя в этой проблеме?», «Что ещё ты можешь предложить или сделать?». Эти вопросы пробуждают любопытство, развивают воображение ребёнка, побуждают проверить, как далеко простираются границы его компетентностей, повышая мотивацию к познанию нового, к исследованию, к открытиям, к обучению. Возможность становления проектной деятельности на интенсивном этапе обеспечивается наличием уже достаточно высокого уровня подготовленности и информированности учащихся, достигнутых на предыдущих этапах.
В ходе реализации проекта пришла к выводу, что организация проектной деятельности младших школьников должна осуществляться не только на уроках, но и в индивидуальной исследовательской деятельности учащихся, в содержании программ дополнительного образования, других формах внеклассной и воспитательной работы школы.
4.3. Внеклассная форма организации обучения школьников проектной деятельностью.
Внеклассная работа по проектной деятельности предполагает развитие интереса к предмету, осуществление помощи школьникам в выборе и осуществлении индивидуальной образовательной траектории, в профессиональном самоопределении, углубление и расширение знаний и кругозора учащихся, осуществление межпредметных связей, формирование практических умений и навыков, повышение мотивации к обучению.
Современными формами внеклассной работы учащихся могут выступать факультативы, кружки, а также научное общество учащихся. Возможность их проведения определяется вариативной частью современного базисного плана.
Для реализации проекта мною разработана программа дополнительного образования для учащихся 3-4 классов «Эрудит» (Приложение 3), содержание которого способствует формированию целостного представления школьников о проектной деятельности, этапах работы над проектом, критериях оценивания.
Методы проведения внеклассных занятий не имеют принципиальных отличий от методов, используемых на уроке.
Проектную деятельность во внеклассной работе с младшими школьниками я организую таким образом, чтобы она носила исследовательский характер, была тесно связана с окружающей действительностью и личностно значима.
5. Ресурсы
Участники проекта
Ученики
Учитель Учителя-предметники Родители Педагоги дополнительного образования, тренеры Служба сопровождения (психолог, социальный педагог)
Администрация
Социальные партнёры
6. Партнёры
Учреждения физкультуры и спорта: АМУ «Дворец спорта», СК «Дружба»
Учреждения культуры: МАО КДК «Янтарь», МАО КДК «Метро», МБУ «Музейно – выставочный центр», МБО ДОД «Дом детского творчества», МБУ ЦБС «Детская библиотека», Межшкольный методический центр г. Когалыма. Схема сотрудничества с другими учреждениями города представлена в (Приложении 6).
Родители. 4. Творческая группа педагогов
7. Целевая аудитория
Участниками данного проекта являются ученики 1-4 классов в возрасте от 6,5 до 11 лет. Опыт имеет положительный результат благодаря привлечению специалистов учреждений культуры и спорта, учителей – предметников. Содержание опыта, методические рекомендации, разработанные в ходе его реализации, будут интересны и могут быть использованы как учителями начальных классов, так и учителями среднего и старшего звена.
8. План реализации опыта
Подготовка и реализация опыта - 6 лет (2007г. – 2013г.) и включает в себя 4 этапа.
I этап – Аналитически-констатирующий этап (2007 – 2008 гг.).
Основная цель – выявление проблем формирования проектной деятельности в начальной школе.
II этап – Проектный этап (2008 – 2009 гг.).
Основная цель – определение принципов, приемов, форм и методов реализации методической системы. Организация работы по их апробации. Определение методов диагностики методической системы.
III этап – Внедренческий этап (2009-2013гг.). Основная цель – внедрение методической системы по этапам с учетом возрастных особенностей: 1 класс – пропедевтический, 2-3 класс – экстенсивный, 4 класс – интенсивный.
IV этап – Обобщающий этап (2012-2013гг). Основная цель – анализ и обобщение результатов инновационной деятельности. Поиск новых форм и методов совершенствования методической системы по формированию проектной деятельности учащихся. Работа с учащимися в направлении формирования устойчивой мотивации и стабильно высокого качества обучения через исследовательскую и проектную деятельность. (Приложение 7)
9. Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации опыта
Оценить эффективность проектной деятельности возможно с точки зрения повышения интереса к обучению, развитию таких исследовательских действий как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся идей, интерпретация и преобразование этих идей и информации, и как следствие - формирования у учащихся предметных результатов: показателей общей и качественной успеваемости.
Достижение метапредметных результатов, обозначенных в новых образовательных стандартах, возможно только при использовании деятельного подхода к обучению в процессе проектной деятельности.
При освоении личностных действий проектная деятельность ведёт к формированию у учащихся: критического отношения к информации и избирательности её восприятия; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; основ правовой культуры в области использования информации. Прогнозируемый результат проектной и исследовательской деятельности учащихся в начальной школе: сформированность ключевых компетенций, общеучебных и универсальных учебных действий, способность применить знания и умения во внеурочной и внеучебной ситуации, осознанный выбор будущей профессии, реализация индивидуальности в обществе, активная жизненная позиция.
Промежуточные результаты реализации опыта
Проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания. Это подтверждается положительной динамикой учебных результатов моих учеников, психолого-педагогической диагностики (Приложение 9), результативностью участия воспитанников в интеллектуальных состязаниях (Приложение 10), научно – практических конференциях и конкурсах исследовательских проектов (Приложение 11). В течение последних пяти лет общая успеваемость составляет 100%. Имеется положительная динамика успеваемости на «4» и «5». Процент учащихся, имеющих «4» и «5» по итогам учебного года, растет: от 83 % в 2007-2008 учебном году до 91% в 2011-2012 учебном году. Опыт работы показал, что с применением проектной деятельности наблюдается повышение мотивации учащихся и качества успеваемости.
В период с 2007 по 2012 год мною подготовлены участники и призеры олимпиад: за период с 2008 по 2012 год из 62 участников 50 стали победителями и призерами (Приложение 10), из 15 участников научно – практических конференций и конкурсов разного уровня 11 были отмечены дипломами победителей, призеров, лауреатов. (Приложение 11).
Опыт работы показал, что:
Проектная деятельность формирует ключевые компетентности учащихся;
Проектная деятельность позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, самоанализ, презентация и самопрезентация, самообучение и др.
Проектная деятельность обеспечивает совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, направленную на достижение общего результата для всех участников проекта; Проектная деятельность является способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации;
Проектная деятельность является способом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС.
10. Перспективы дальнейшего развития опыта
Проект достаточно устойчиво вписывается в процесс обучения начальной школы, выстраивается полноценная система обучения и воспитания учащихся на основе индивидуального подхода, творческой и исследовательской деятельности, происходит социальная адаптация, успешная организация собственной жизнедеятельности.
На основе опыта предполагается:
организация и проведение мероприятий с учителями начальных классов, направленных на организацию проектной деятельности младших школьников;
организация исследовательской деятельности с учащимися на межпредметной основе;
публикация результатов работ учащихся; обобщение педагогического опыта.
Исходя из мониторинга результатов педагогического опыта, можно сделать вывод о том, что при четко спланированной и обоснованной деятельности по внедрению проектной деятельности младших школьников, целенаправленно и систематически ее применять при обучении и во внеклассной работе в школе, то можно ожидать повышение качества обученности школьников, уровня сформированности проектной компетентности, имеющей практическое значение для успешного овладения ключевыми компетентностями школьника в соответствии с ФГОС.

Литература:
Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.
Голуб Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – Самара: «Учебная литература»2006 – 176с.
Кашлева Н.В. Школьная проектная лаборатория/Н.В.Кашлева, Ж.В.Дмитриева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 142с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат – М., 2000
Савенкова А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005. – 203с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие . – 7-е изд. – М.: АРКТИ, 2010. – 80с.
Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 64с.
Список приложений
Тип деятельности учащихся и формируемые компетентности в процессе проектной деятельности
Отношения между учащимися и педагогом.
Характеристика этапов проектной деятельности учащихся Таблица 2.
Программа дополнительного образования кружка «Эрудит».
Список учителей - предметников использующих проектно - исследовательские методы обучения, работающих в моем классе с указанием типа и направления реализуемых проектов.
Материально – техническое обеспечение.
Социальное сотрудничество в рамках организации проектной деятельности.
Публикации. Распространение педагогического опыта.
Содержание этапов реализации проекта.
Психолого-педагогическая диагностика.
Результаты работы с учащимися в научно-исследовательской и проектной деятельности.

Приложение 1
Тип деятельности учащихся и формируемые компетентности в процессе проектной деятельности.
Тип проекта Цель проекта Проектный продукт Тип деятельности учащегося Формируемая компетентность
Практико-ориентированный Решение практических задач заказчика проекта Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации Практическая деятельность в определённой учебно-предметной области Деятельностная
Исследовательский Доказательство или опровержение какой – либо гипотезы Результат исследования, оформленный установленным способом Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями Мыслительная
Информационный Сбор информации о каком–либо объекте или явлении Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому – либо вопросу Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации Информационная
Творческий Привлечение интереса публики к проблеме проекта Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно – прикладного искусства, видеофильмы Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики Коммуникативная
Игровой или ролевой Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия) Деятельность, связанная с групповой коммуникацией Коммуникативная
Отношения между учащимися и педагогом Приложение 2
Роль учителя Роль ученика
Предлагает проблему проекта Присваивает проблему проекта, наделяет её личностным смыслом. Определяет зону своего знания – незнания по данной проблеме.
Описывает сюжетную ситуацию. Ставит задачу перед учащимися: предложить свою гипотезу в решении данной проблемы Вживается в ситуацию, предложенную учителем. Каждый ученик выдвигает свою гипотезу, анализируя имеющийся опыт, находя пути решения
Намечает цели и задачи реализации проекта Уточняет и конкретизирует цели и задачи
Предлагает создать группы с конкретными задачами, предлагает распределить обязанности членов групп, разработать план работы групп, обдумать формы презентации Разбиваются по группам, распределяют обязанности, планируют работу группы, выбирают форму презентации результатов работы
Консультирует учащихся по их запросу, корректно контролирует и стимулирует при необходимости Самостоятельно реализуют собственный план работы, каждый выполняет свои обязанности, оказывает помощь другим,
Ставя вопрос перед учащимися, просит обязательного пояснения своей точки зрения Ищет необходимые знания и применяет их при реализации проекта. Переводит знания в символическую модель, в представленную схему, активизирует свои представления об этом явлении
Координирует выдвижение гипотез Сопоставляет своё суждение с суждениями других
Наблюдает за тем, как дети фиксируют и объясняют свои представления об обсуждаемой проблеме, видит неточность, ошибочность или неполноту детских представлений, создаёт условия для дискуссии, руководит детским поиском ответов на поставленную задачу. Самостоятельные индивидуальные представления выстраиваются в общую точку зрения. Ребёнок овладевает способом познавательной деятельности, учится вычленять в собственном представлении о мире, как зоны собственного знания. Так и зоны не до конца ясного, не известного.
Создаёт условия, чтобы каждый ученик мог активно участвовать в решении учебной задачи. Ученик становится субъектом учебной деятельности
Ставит новую цель: как решить поставленную проблему Выдвижение плана решения поставленной задачи.
Руководит обсуждением выдвинутых решений Сопоставляет разные решения, анализирует в группе полученные результаты, делает вывод.
Оказывает помощь при подготовке презентации результатов Готовит и репетирует презентацию.
Эмоционально поддерживает каждого ученика, оценивая любой результат деятельности (и положительный, и отрицательный) Положительная реакция и эмоциональная поддержка сверстников.
Приложение 3
Характеристика этапов проектной деятельности учащихся Таблица 2.
этап Класс Задачи этапа Формы и виды деятельности
Пропедевтический (предварительный) 1 Через систему или набор заданий целенаправленно стимулировать систему детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Групповая и индивидуальная работа;
Работа со словарями, справочниками, библиотечными каталогами, энциклопедиями; наблюдения, анализ информации, обобщения, подготовка
коротких сообщений; решение проектных задач, ведение лунного календаря, коллективные учебные проекты «Малые букварные таблицы», «Профессии наших родителей», «Из чего состоит всё вокруг нас?».
Обучающий 2-3 Усвоение основных терминов и понятий, раскрывающих основные составляющие проектной деятельности, формирование информированности за счет расширения кругозора учащихся, способности ориентироваться в вопросах, касающихся окружающего мира учащегося и содержания учебного материала. Формирование метапредметных знаний и умений, обеспечивающих понимание проблем, значимых для ученика при работе над проектом. Развитие произвольности психических процессов, быстроты мышления, творческого воображения. Освоение элементами компьютерной грамотности; работа с различными источниками информации, классификация, умозаключения, выводы, структурирование добытой информации. Учебные проекты «Лента времени», «Королевство частей речи», «Таблица умножения на квадратных метрах», «Таблица умножения из подручного материала». Индивидуальные проекты здоровьесберегающей тематики: «Что такое снег и можно ли его есть?», «Влияние плавания на организм человека», «Польза и вред компьютера», «Эфирные масла – это красота, здоровье и удовольствие», «Северные ягоды – лакомство или лекарство?». Участие в школьной научно-практической конференции.
Интенсивный 4 Формирование элементов деятельностной, мыслительной, информационной и коммуникативной компетенции учащихся, предполагающих самостоятельное грамотное решение проблем в соответствии с этапами работы над проектом обоснованно и целесообразно. Овладение ИКТ, составление каталога, извлечение из любого текста максимум информации, решение проектных задач с целью научиться ставить цель, планировать действия, контролировать и оценивать свои действия и результаты и результаты своих сверстников, осуществлять перенос способов действий из одной области в другую.
Приложение 4
Программа дополнительного образования кружка «Эрудит».
Программа кружка «Эрудит»
Пояснительная записка.
Программа нацелена на помощь учителю и учащимся 1-4 классов в постановке и проведении исследовательских и лабораторных работ, выполнении исследовательских проектов, развитии практических навыков.
Основной целью программы является формирование и развитие личности учащегося через воспитание, коррекцию, самоопределение; формирование единой естественнонаучной картины мира, сочетающей единство и многообразие свойств живой и неживой природы. Все более необходимым звеном в процессе обучения становятся исследовательские и лабораторные работы, научные и экологические проекты с широким обсуждением основных идей и результатов.
Сегодня, когда в образовательный процесс активно внедряется компетентностный подход, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания и их роли в формировании у учащихся ключевых образовательных компетентностей, т. е. усвоения не просто некоторой суммы дискретных знаний и умений, а совокупности образовательных компонентов, обеспечивающих эффективное осуществление определенных видов деятельности. Задача формирования ключевых компетентностей может быть с успехом решена путем организации проектной и исследовательской деятельности межпредметного характера. Межпредметные связи способствуют формированию надпредметных понятий, полное представление о которых невозможно получить в одной предметной области (например, понятия материя, явления природы, различные виды движения и энергии). Одним из эффективных способов установления таких связей является уровневая дифференциация при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.
При всем многообразии видов межпредметного взаимодействия можно выделить три основных направления, которые могут быть реализованы в проектно-исследовательской деятельности:
комплексное изучение одного явления или объекта разными науками;
использование методов одной науки для изучения различных явлений и объектов в других науках;
привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения различных явлений и объектов.
Цель: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Формировать умения и навыки самостоятельной проектной исследовательской деятельности учащихся как одного из средств повышения качества образования и успешности.
Задачи:
· привлечение творчески одаренных детей к самостоятельной учебной деятельности;
· развитие межпредметных связей в проектной деятельности;
· формирование коммуникативной компетенции учащихся
· развитие культуры публичной дискуссии;
· формирование умений и навыков научного общения;
· создание творческих лабораторий в целях дальнейшего развития у учащихся ключевых образовательных компетентностей.
Обучающие:
учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам;
учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения решения проектных задач;
Развивающие:
повышать интерес к науке через работу в различных проектах;
развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением проектных задач;
развивать пространственное воображение через решение проектных задач;
формировать умения строить проектные модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять проектные методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.
Воспитательные:
воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие через работу в кружке;
воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели начальной школы, недели науки, подготовку и представление докладов, решение задач;
формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.
стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения в кружке учащиеся должны приобрести основные навыки самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки применения теоретических знаний, научиться грамотно применять компьютерные технологии при отборе информации и для презентации результата, развить интерес к науке.
Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся.
Программа рассчитана на 102 часа, из расчета 3 часа в неделю.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы:
доступности,
преемственности,
перспективности,
развивающей направленности,
учёта индивидуальных способностей,
органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся начальных классов, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Формы контроля:
№п/п Контроль Форма контроля
Решение проектных задач Участие в школьных и городских олимпиадах, дистанционных интеллектуальных конкурсах «ЭМУ», «Русский медвежонок», «Познание и творчество»
Проекты, исследовательские работы Участие в конференции НПК «Гости из будущего»
Разработка викторин, интеллектуальных конкурсов для начальной школы, математических праздников, лингвистических игр, краеведческих турниров, математических марафонов Неделя науки
Неделя начальной школы
План работы кружка «Эрудит»
на 2012-2013 учебный год
№ занятия Тема занятия Количество часов Примечание
Вводное занятие
Знакомство с программой кружка 1 Стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами.
Наука в жизни человека. Составление презентации по теме 1 Учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам.
3-4 Способы получения информации в современном мире 2 формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление.
5-6. Наука и книга. Структура книги.
Правила работы с книгой. 2 Учить работать с книгой – источником знаний и информации.
7-8. Методы самостоятельной работы с литературой. Виды переработки и сокращения текста. 2 Учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам.
9-10. Выбор книги в библиотеке по заданной теме. Алфавитный каталог. Систематический каталог.
Составление каталога 2 Формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами
11-12. Справочная литература. Словари.
Работа со справочной литературой. 2 Воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и презентацию проекта, в процессе исследования, подготовку и представление докладов.
13-14. Периодические издания. (газеты, журналы)
Работа с периодическими изданиями 2 Формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением проектных задач.
15-16 Интеллектуальные игры.
Составление и проведение викторин 2 Учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам.
17-20 Сценарии праздников
Составление сценариев на любую тему. Коллективный проект. 4 Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде сценариев к календарным и школьным праздникам.
21-24 Рукотворная книга
Проект: Изготовление книги. 4 Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде рукотворной книги.
25-26 Проект. Разработка и оформление буклета «Викторина» к неделе науки. 2 Для конкурса буклетов организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка. Буклеты оформить в компьютерном классе
27-30 Проект: Подготовка и проведение праздника «Фокусы, загадки-шутки, иллюзии». 4 Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде сценария праздника.
31-34 Решение проектных задач. 4 Учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения решения задач.
35-36 Разработка и проведение математической игры. 2 Для математической игры организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка.
37-40 Разработка и проведение краеведческой игры «Знай свой край» 4 Для краеведческой игры организовать поиск интересных заданий или составление задач самими участниками кружка.
41-44 Разработка и проведение интеллектуальной игры «Искорка» 4 Для интеллектуальной игры организовать поиск интересных заданий или составление задач самими участниками кружка.
45-48 Подготовка и проведение конкурса буклетов «Интересная задача» 4 Для конкурса буклетов организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка. Буклеты оформить в компьютерном классе
49-52 Коллективный проект «Лента Времени» 4 Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде наглядного пособия, папке с событиями и презентации.
53-54 Выбор темы для индивидуального проекта. 2 Выбрав тему проекта, ребята индивидуально или по группам разрабатывают его и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде исследовательской работы или доклада и презентуют его во время защиты.
55 – 60 Индивидуальные консультации по реализации индивидуальных проектов. Практические занятия. 6 Учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения решения задач.
61-64 Защита проекта. 4 Развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.
65-70 Коллективный проект «Муравьиная ферма». 6 Выбрав тему проекта, ребята индивидуально или по группам разрабатывают его и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде исследовательской работы или доклада и презентуют его во время защиты.
71-74 Решение проектных задач. 4 Развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.
75-78 Коллективный здоровьесберегающий проект «Сам себе я помогу – своё здоровье сберегу». 4 Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде буклетов с рекомендациями по здоровьесбережению, презентации, выставке плакатов «Полезные привычки».
79-82 Коллективный проект. Разработка и оформление экологического буклета «Сохраним природу Югорского края». 4 Для конкурса буклетов организовать поиск интересных материалов или составление статей самими участниками кружка. Буклеты оформить в компьютерном классе
83-86 Коллективный проект. Разработка и оформление стендового проекта «Огонь друг и враг». 4 Ребята по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде стенда.
87-90 Коллективный проект. История войны в песнях военных лет. 4 Ребята по группам разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде концерта.
91-96 Индивидуальные проекты. История моей семьи в истории моей страны. 6 Ребята индивидуально разрабатывают проект и готовят защиту – продукт проектной деятельности – в виде буклета, презентации или стенда.
97-98 Выставка проектов. 2 Развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.
99-100 Выбор тем индивидуальных проектов на следующий учебный год. 2 Выбрав тему проекта, ребята индивидуально или по группам разрабатывают его и готовят в течении лета защиту – продукт проектной деятельности – в виде исследовательской работы или доклада и презентуют его во время защиты.
101-102 Интеллектуальный марафон «Парад звёзд» 2 Развивать мышление через усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.
Методическое обеспечение:
Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на проектных задачах. Метод обучения через проектные задачи базируется на следующих дидактических положениях:
наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические проектные задачи, решение которых даёт им новые знания;
с помощью проектных задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными теориями
усвоение учебного материала через последовательное решение проектных задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
Большое внимание уделяется овладению учащимися проектными методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению проектных моделей. Обсуждение решений проектных задач с учащимися необходимо проводить в виде эвристической беседы. Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях кружка необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии. При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников. В работе кружка широко применяется метод проектов. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль учащихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность. Совместно-распределенная деятельность учителя и учащихся при организации исследовательской деятельности в рамках метода проектов включает в себя три основных этапа: мотивационный, операционно-познавательный, рефлексивно-оценочный. На первом, мотивационном, этапе осуществляется создание учебно-проблемной ситуации – мотивирующая задача, совместное целеполагание, прогнозирование предполагаемого результата (продукта проекта), распределение учащихся по парам или группам (в случае парного или группового проекта), планирование исследовательской деятельности, а также актуализация знаний и умений, необходимых для выполнения проекта. На втором, операционно-познавательном, этапе учащиеся осуществляют план проекта посредствам сбора, анализа и систематизации фактического материала, выдвижения, доказательства или опровержения гипотез, а также определяют форму продукта проекта и непосредственно готовят сам продукт. На третьем, рефлексивно-оценочном, этапе в процессе презентации результатов исследовательских проектов (продуктов) осуществляется анализ и самоанализ планировавшихся и достигнутых результатов, анализируется собственная деятельность, определяется содержание корректирующей деятельности. Этап может завершаться постановкой задачи по окончательной доработке продукта проекта. Преобладающей деятельностью учащихся является исследовательская, поэтому основная задача учителя – создать условия для включения школьника в деятельность, направленную на самостоятельное выдвижение гипотез и на поиск их доказательств. Таким образом, использование метода проектов в кружковой работе позволяет, придерживаясь традиционной системы учебных занятий, избегать их отрыва от реальной деятельности, пробуждает интерес к познанию, а также способствует достижению требований современного информационного общества. На занятиях также применяются:
педагогические способы взаимодействия с детьми; словесные методы (рассказ, беседа);
практические методы (упражнения, тесты);
методы стимулирования и мотивации; поощрения;
учебно-познавательные игры, занимательные материалы;
участие в школьных интеллектуальных играх и олимпиадах;
организация логических операций; заинтересованность в результатах;
самооценка деятельности и коррекции.
Литература:
Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология.— Пг., 1923.
Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.
Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера / Отв. Ред. Б. С. Соколов.— М.: Наука, 1989.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций /Собрание сочинений, т. 3. — М., 1983.
Гальперин П.Я. К учению об интериоризации //Вопросы психологии, 1966, № 6.
Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
Маклаков Г. Ю. Метод исследования информационного воздействия на психосоматические структуры человека // Информационные технологии и безопасность: Матер. Науч.-практ. Конф.— К.: Знание, 2001.
Мольц М. Я – это Я, или Как стать счастливым.— М.: Прогресс, 1991.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 – 2000 г.
Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
Расторгуев С. П. Философия информационной войны.— М., 2000.
Самохвалов В. П. Психический мир будущего.— Симферополь: КИТ, 1998.
Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
Стариш А. Г. Интуиция и её роль в познании // Матер. Науч.-практ. Сем. «Идеология и массовое сознание»: Препринт.— Симферополь, 1990.
Стариш А. Г. Теория открытых систем как парадигма процессов глобального развития.— Симферополь: Универсум, 2003.
Турчин В. Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. М.: Наука, 1993.
Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 53-67.
Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 3-24.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
Янковский С. Я. Концепции общей теории информации.— М., 2000
Приложение
Материально – техническое обеспечение:
Вид Средства Тип проекта
Наглядно - демонстрационный материал большая букварная таблица, малые букварные таблицы, лента времени, лунный календарь, таблица умножения на квадратных метрах Исследовательский
Раздаточный материал кубики, абаки, бумажные бусы – счёт в десятке и сотне, бусы из бисера – таблица умножения, мыльные пузыри, веера букв и цифр, волчки, медиаторы Практико-ориентированный
Электронные образовательные ресурсы электронные презентации, электронные учебно-методические пособия Презентация проекта
Музыкальные инструменты металлофоны деревянные ложки, бубен Творческий
Спортивный инвентарь мячи, скакалки Игровой
Нестандартное оборудование индивидуальные конторки, зеркала, спицы, ножницы, куклы – перчатки для театрализации Практико-ориентированный
Ролевой
Специальное оборудование мультимедийный проектор, компьютер, телевизор, DVD-плеер, видеомагнитофон, сканер, принтер Презентация проекта
Приложение 7
План мероприятий реализации опыта
Направления деятельности работы над проектом Продукт деятельности /Мероприятие Сроки Где заслушивается результат
2007-2008уч. год
1. Анализ литературы по проблеме формирования проектной деятельности
школьников, анкетирование учащихся.
2.Определение уровня сформированности базовых знаний и умений у учащихся 1-4 классов, направленных на овладение проектной компетентностью.
3.Выявление принципов, приемов, форм и методов работы. Определена актуальность, этапы формирования проектной деятельности учащихся начальной школы, структура исследования. Октябрь
2007г. ШМО учителей начальной школы.
2008-2009 уч. год
1.Разработка программно-методического сопровождения проекта.
2.Выделение целесообразных тем курса начальной школы или разделов, которые можно реализовать через проектную деятельность. Рабочая программа по начальной школы, программа дополнительного образования по формированию проектной деятельности «Эрудит». сентябрь-декабрь 2008года Методический совет школы.
Курсы повышения квалификации 1. Информационные технологии в деятельности учителя – предметника.
2. Управление образовательными программами в учреждениях общего образования в рамках новых ФГОС.
3. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
4. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. октябрь 2008г.
ноябрь 2011г
2011
2011 -ШМО учителей начальных классов (информация с курсов).
-ГМО учителей начальных классов.
Организация работы по формированию состава участников кружка «Эрудит» Определение состава кружка (учащиеся, разрабатывающие и реализовывающие исследовательские проекты). март
2008г. Заседание творческой группы педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью с учащимися
Первичная апробация программ и планов. Корректировка рабочих программ. в течение
уч. года ШМО учителей начальных классов
Диагностика результатов деятельности проекта. Ранжированный список проблем и противоречий деятельности, направленной на формирование проектной деятельности учащихся Апрель-
май 2008г. ШМО учителей начальных классов
Определение задач и содержания работы на следующем этапе реализации проекта. План работы на следующий этап
Апрель-
май 2008г ШМО учителей начальных классов
2009-2013гг.
Организация работы учителя по методической системы формирования проектной деятельности учащихся в учебно-воспитательный процесс. Отслеживание результатов реализации проекта через систему наблюдений, педагогической диагностики адекватной уровням сформированности критериев оценки Октябрь 2009г Заседание ШМО начальных классов
Организация методического всеобуча по направлениям проекта.
Выступление: «Реализация инновационных технологий в начальной школе в рамках Президентской инициативы «Наша Новая школа»
Выступление: «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе» Август
2009 г.
Декабрь 2009г.
Городская педагогическая «Августовская» конференция
Педагогический совет
Организация работы по обобщению опыта
Обобщение опыта работы: XIX Городской смотр-конкурс педагогического мастерства представлена работа по теме: «Виды деятельности в инновационной технологии» (1 место)
Выступление: «Инновационные здоровьесберегающие виды деятельности на уроках в начальной школе»
Обобщение опыта работы: Представление материалов на получение гранта Главы города «Лучший учитель начальной школы»
Выступление: «Инновации в образовательном процессе»
Выступление: «Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе, направленная на здоровьесбережение»
Выступление: «Формирование здорового образа жизни учащихся в процессе проектной деятельности в начальной школе»
Выступление: «Формирование ключевых компетенций при использовании проектного метода в начальной школе»
Выступление: «Исследовательская и научно-исследовательская деятельность в начальной школе»
Выступление: «Социальное сотрудничество при организации проектной деятельности в начальной школе в рамках воспитательной программы классного руководителя»
Выступление: «Организация проектной деятельности в начальной школе»
Декабрь 2009г.
Март
2010 г.
Декабрь 2010 г.
Апрель 2011 г.
Май
2011 г.
Декабрь 2010г.
Апрель 2011г.
Май
2011 г.
Март 2012
Март 2012 ГМО учителей начальных классов
Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная году учителя «Педагогика в глобализирующемся пространстве науки», г.Тобольск
ГМО учителей начальных классов
Педагогический совет
II Региональная научно-практическая конференция «Профессия педагога в условиях модернизации образования».
г. Сургут
- Юбилейная научно-практическая конференция «X Знаменские чтения» г. Сургут
- XIX Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения»,
г. Новосибирск
Городской семинар классных руководителей.
II Городская педагогическая научно-практическая конференция. Г.Когалым
Организация проектной деятельности младших школьников Участие в конкурсах, научно-практических конференциях, форумах.
Печатные варианты ученических исследовательских проектов. 2009 – 2011г Заседание ШМО
Заседание творческой группы учителей
2012-2013 уч. год
Организация работы по проектной деятельности с учащимися 1-4 классов Участие в конкурсах, научно-практических конференциях, форумах.
2012 – 2013г.
(в течение года) Заседание ШМО учителей начальных классов.
Отслеживание результатов реализации инновационного проекта через систему наблюдений, педагогической диагностики Оформление мониторинга результативности проекта
(анкетирование, диагностика).
Май 2011г, май 2012г, май 2013г.
Сентябрь 2012г Заседание ШМО учителей начальных классов
Заседание творческой группы педагогов.
Анализ результатов инновационной деятельности. Информация о реализации проекта Ноябрь 2013 г Заседание ШМО учителей начальных классов
Обобщение, систематизация полученных результатов. Корректировка плана реализации проекта.
Май 2012г Заседание ШМО учителей начальных классов
Разработка рекомендаций по внедрению методики формирования проектной деятельности младших школьников. Участие в выставке печатной продукции.
Методические рекомендации. В течение 2012-2013гг. Заседание творческих групп.
Удостоверения, подтверждающие прохождение курсов повышения квалификации, сертификаты конференций, распространение опыта, публикации представлены в (Приложении 7). Содержание этапов реализации проекта представлено в (Приложении 8).
Отчеты данных мониторинга обучения в таблицах и диаграммах за период с 2007-2008 по 2011-2012 учебные годы Таблица 3.
№ Показатели 2007-2008 2011 -2012
1. Всего учащихся 22 22
2. Общая успеваемость (%) 100 100
3. Качество обученности (%) 83% 91%
Позитивные результаты
Динамика изменения обученности учащихся по предметам (%)

Динамика изменения качества знаний учащихся по предметам (%)

Результаты муниципальных контрольных работ по предметам
Рис.2
Учащиеся выполнили муниципальные контрольные работы на оптимальном уровне с высоким показателем качества знаний.
Приложение 8
Социальное сотрудничество
Социальное сотрудничество в рамках организации проектной деятельности



Распространение педагогического опыта
Год Название опыта Где был представлен опыт
2008 2009 Квалификационная работа по теме: «Внедрение технологии «Школа развития индивидуальности», представленная на городской смотр – конкурс педмастерства. Г. Когалым Заседание городского методического объединения учителей начальных классов 1 место
2008 2009 Городской конкурс «Лучший мультимедиаурок» - 2 место. Г. Когалым ММЦ (Межшкольный методический центр)
2009 2010 Городской семинар для воспитателей детских садов по преемственности «Учимся, играя» г. Когалым МОУ «СОШ №3»
2008 2009 Городской семинар для учителей начальных классов «Виды деятельности в технологии «Школа развития индивидуальности г. Когалым МОУ «СОШ №3»
2009 2010 Творческий отчёт «Внедрение здоровьесберегающей технологии «Школа развития индивидуальности» в учебный процесс» (презентация) г. Когалым МОУ «СОШ №3» Заседание городского методического объединения учителей начальных классов
2009 2010 Педагогическая мастерская «Внедрение здоровьесберегающей технологии «Школа развития индивидуальности» в учебный процесс» (презентация) г. Когалым МОУ «СОШ №3» Заседание школьного методического объединения учителей начальных классов
2008 2009 Участие в конкурсном отборе для получения Гранта лучших учителей общеобразовательных учреждений г. Когалым
2008 2009 Педагогический совет школы. Выступление с докладом «Современные педагогические технологии как средство повышения качества знаний учащихся». Презентация. Г. Когалым
МОУ «СОШ №3»
2009
2010 Представление опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательный процесс «Школа развития индивидуальности» Заседание школы педагогического опыта и мастерства
2009
2010 Участник муниципального конкурса «Учитель года города Когалыма» Г. Когалым
2010
2011 Выступление «Интеллектуальные и творческие конкурсы как средство повышение мотивации учащихся» г. Когалым
МОУ «СОШ №3» Заседание школьного методического объединения учителей начальных классов
2010
2011 Представление опыта работы на окружной педагогической конференции «Внедрение технологии «Школа развития индивидуальности» как способ создания здоровьесберегающей среды». Презентация. Статья. Г. Сургут Г. Сургут Сургутский государственный педагогический университет.
2011 Выступление с докладом и презентацией «Виды деятельности в технологии «Школа развития индивидуальности» на Международной конференции «Педагогика в глобализирующемся пространстве науки» Г. Тобольск. Г.Тобольск. Международная конференция «Педагогика в глобализирующемся пространстве науки».
2011 Статья «Виды деятельности на уроках математики в технологии «Школа развития индивидуальности». Г. Тобольск. Г. Тобольск. Тобольская Государственная педагогическая академия имени Менделеева.
2011 Урок русского языка в 3 классе. Сборник «Энциклопедия педагогических идей». Г. Тобольск. Г. Тобольск. Тобольская Государственная педагогическая академия имени Менделеева. Энциклопедия педагогических идей.
2011 Статья «Внедрение технологии «Школа развития индивидуальности» как способ создания здоровьесберегающей среды в начальной школе». Г. Новосибирск. Г. Новосибирск. Международная заочная научно – практическая конференция «Педагогическая наука: прошлое, настоящее и будущее». Секция: Теория и методика школьного образования.
2011 ХX Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения».
Статья «Внедрение технологии «Школа развития индивидуальности» - путь к повышению качества образования». Г. Новосибирск
ХX Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения»
2011 Конкурс учителей города Когалыма на получение гранта Администрации города когалыма в номинации «Лучший учитель начальных классов» - победитель. Г. Когалым.
2011 Конкурс на получение премии «Перспектива» на повышение квалификации по программам менеджмента в сфере образования в 2011 году – победитель. Г. Ханты –Мансийск
2011 Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: « Организация внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС» Г. Когалым
2012 Городской профессиональный конкурс педагогов «Лучший мультимедиаурок» Г. Когалым
2012 Выступление с докладом и презентацией «Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения качества обучения» на городской конференции «Инновационные технологии в образовании» Г. Когалым
Приложение 10
Содержание этапов реализации проекта
Этап Содержание деятельности Планируемый результат
I этап – аналитически-констатирующий
2007-2008 гг. Анализ литературы по проблеме формирования проектной деятельности учащихся.
Разработка программ, обеспечивающих реализацию педагогического проекта.
Прохождение курсов повышения профессиональной подготовки учителя-руководителя проекта, работающего в инновационном режиме.
Изучение проблемы формирования проектной деятельности учащихся начальной школы.
Определение уровня сформированности базовых знаний и умений у учащихся 1-4 классов, направленных на овладение проектной компетентностью.
Выявление принципов, приемов, форм и методов работы.
Определение задач и содержания работы на следующем этапе с учетом полученных результатов. Ранжированный список проблем и противоречий деятельности учителя по формированию проектной деятельности учащихся начальной школы.
Разработка и освоение учителем методологической основы проекта.
Определение путей и форм работы по формированию «Проектной компетентности учащихся».
II этап –проектный
2008-2009 гг.

Выявление и подготовка этапов формирования проектной деятельности у учащихся начальной школы.
Составление рабочей программы по курсу начальной школы с элементами проектной деятельности.
Разработка и первичная апробация программы дополнительного образования по формированию проектной деятельности курса «Эрудит».
Разработка программно – методического обеспечения, направленного на формирование проектной компетентности школьников. Подготовка организационных и технологических подходов к образовательному процессу, направленных на формирование проектной деятельности учащихся.
Корректировка программы, обеспечивающей эффективность реализации методической системы.
III этап – внедренческий
2009-2013гг Организация работы по внедрению методической системы формирования проектной деятельности учащихся начальной школы.
Внедрение программы дополнительного образования по формированию проектной деятельности курса «Эрудит».
Отслеживание результатов реализации инновационного проекта через систему наблюдений, педагогической диагностики адекватной уровням сформированности критериев оценки.
Анализ результатов инновационной деятельности.
Организация работы по представлению опыта педагогическому сообществу в форме семинаров, мастер-классов, участие в научно-практических конференциях разного уровня.
Определение задач и содержания работы на следующий этап с учетом полученных результатов. Формирование банка методических разработок по направлениям проекта.
Участие младших школьников в исследовательской деятельности.
Формирование банка исследовательских проектов учащихся 2-4 классов.
Распространение
информации о реализации проекта
VI этап – обобщающий 2012 – 2013 гг.
Обобщение результатов исследования.
Подготовка публикаций по проблеме формирования проектной деятельности учащихся начальной школы. Поиск новых форм и методов работы.
Работа в направлении формирования проектной деятельности учащихся через исследовательскую деятельность на межпредметной основе. -Получение информации для корректировки мероприятий проекта.
-Распространение
информации о реализации проекта
-Представление результатов работы с учащимися по исследовательской и проектной деятельности на конференциях и в педагогических сообществах.
Приложение 11
Психолого-педагогическая диагностика
4572003763645571500-66040 Результаты работы с учащимися в научно-исследовательской и проектной деятельности
Год Участники Вид деятельности Результат Уровень участия
Школьная научно – практическая конференция «Гости из будущего»
2010 Тарасова Яна
Шангин Кирилл
Габдрахманова Алия
Сёмкина Анастасия Призёр
Победитель
Участник
Призёр 2 место
1 место
3 место
2 место Школьный
2011 Тарасова Яна
Мельник Михаил
Кислякова Елена
Якунин Матвей Участник
Участник
Победитель
Победитель 2 место
3 место
1 место
1 место Школьный
Городская научно – практическая конференция «Гости из будущего»
2011 Шангин Кирилл
Кислякова Елена Победитель
Призёр 1 место
2 место Городской
Всероссийский конкурс исследовательских работ «Юный исследователь»
2011 Тарасова Яна
Шангин Кирилл
Кислякова Елена
Сёмкина Анастасия Победитель
Призёр
Призёр
Призёр Диплом 1 степени
Диплом 2 степени
Диплом 3 степени
Диплом 3 степени Всероссийский
Всероссийский конкурс исследовательских работ «Леонардо»
2012 Тарасова Яна
Шангин Кирилл
Кислякова Елена Лауреат
Лауреат
Лауреат Приглашение на участие в очном туре. Всероссийский
Школьная научно – практическая конференция «Гости из будущего»
2012 Гайнуллина Юлия
Шангин Кирилл
Кислякова Елена
Сёмкина Анастасия
Хамадуллина Полина
Тарасова Яна
Баймухаметова Мадина Победитель
Победитель
Победитель
Победитель
Призёр
Призёр
Призёр 1 место
1 место
1 место
1 место
2 место
2 место
3 место Школьный