Урок литературного чтения 3 класс УМК Планета Знаний
Урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Планета знаний»
Тема урока. В.Белов «Малька провинилась»
Цель:
Образовательная:
-формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;
-отрабатывать умения анализировать текст, обобщать, делать выводы;
-формирование навыка осознанного, выразительного чтения;
-формирование умения определять жанр и тему литературного произведения.
Воспитательная:
-формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
-воспитание чуткого отношения к живой природе;
-обогащение нравственного опыта младших школьников;
-обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
-воспитывать гуманное отношение к животным.
Развивающая:
-развитие умения выразить в устной речи впечатление от прочитанного;
-развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения;
-развитие внимания к внутренней жизни главных героев произведения.
Оборудование. Учебник «Литературное чтение. 3 класс.Ч.1» (Э.Э.Кац); иллюстрации к рассказам «Малька провинилась», «Верный и Малька»; рабочий лист к уроку (Приложение№1, приложение №2); сердечки для проведения рефлексии; словарь русского языка ( Ожегов С.И.)
Ход урока
Организационный момент.
С добрым утром начат день,Первым делом гоним лень.На уроке не зевать,А работать, отвечать.Тихо сели. Урок литературного чтения.
2.Формулирование темы и цели урока.
- Проверим, насколько вы были внимательны вчера на уроке. По иллюстрации вспомни название произведения и его автора. Определите первую часть темы урока, учитывая, что сегодня вы познакомитесь с новым произведением этого же автора.
У: Впишите фамилию автора в верхний прямоугольник.
Тема:
У: Чтобы определить вторую часть темы урока, выполним следующее задание. Определи название произведения. Объясни, как ты его прочитал.
«М проАвиЛ ни Ь ла К сьА»
У: Впишите название произведения в нижний прямоугольник.
Назовите тему урока полностью.
У: Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цели урока.
Цель:
* расширить знания о жизни и творчестве … …;
* познакомиться с произведением … … « … …»;
* учиться … « … …».
Учащиеся отвечают:
*расширить знания о жизни и творчестве Василия Белова;
*познакомиться с произведением Василия Белова « Малька провинилась»;
*учиться анализировать произведение «Малька провинилась».
3.Подготовительная работа.
На слайде портрет писателя.
-Вспомните, что вы знаете о Василии Ивановиче Белове?
Информация об авторе
Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов учился во 2классе. Он был такого же возраста, как вы. Из воспоминаний детства ему больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению.
У отца имелась небольшая библиотечка. Все книги из домашней библиотечки Вася изучил во время войны от корки до корки. Иногда специально растягивал удовольствие и читал книгу медленно, чтобы надолго хватило. Любимой книжкой была книга А.П.Гайдара "Дальние страны".
- Дополним мой рассказ о Василии Белове, прочитав сведения из рубрики задания «В гостях у автора».
У: Что нового узнали о В.И.Белове из рубрики «В гостях у автора»?
Словарная работа.
У: В произведении встретится новое слово, значение которого нужно уточнить. Рассмотри запись. Прочитай слово. Объясни его значение.
--------------------------------------
-Какое слово вы прочитали?
-Как вы понимаете его значение?
-Значение слова из словаря Ожегова (Кутенок- щенок собаки)
Антиципация.
У: Учитывая название произведения, слово из него и иллюстрацию к произведению предположите, о чем в нем пойдет речь?2755265249555
3.Первичное чтение учителем.
У: Проверим наши предположения. Послушайте произведение Василия Белова «Малька провинилась». (Учебники закрыты)
4.Проверка первичного восприятия.
- С каким произведением В.Белова мы познакомились?
- О чем это произведение?
- Подтвердились ли ваши предположения?
- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться справочником.
Словарь чувств
восторга патриотизма сострадания
восхищения печали справедливости
красоты прекрасного страха
любви равнодушия стыда
обиды радости тревоги
огорчения разочарования уважения
ожидания сомнения уверенности
ответственности сопереживания юмора
Вторичное чтение детьми.
-Перечитаем текст еще раз и определим жанр этого произведения.
5.Анализ произведения.
- Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ.
Признаки рассказа
Повествование о реальных событиях.
Небольшой объём.
Немного действующих лиц.
4.Описание одного эпизода.
-Определите тему рассказа. ( Этот рассказ о животных. )
Чтение с дополнительным заданием
- Прочитаем рассказ еще раз с дополнительным заданием. При чтении подчеркивайте слова, значения которых вам непонятны.
-Как вы понимаете значение словосочетания заречная деревня? (Деревня, находящаяся за рекой)
-Объясните значение слова деловито. ( Толково, серьёзно, озабоченно)
-Что значит « все впустую»? (Ничего не достигая, зря)
- В чем провинилась Малька?
- Где стали жить кутята? Зачитайте отрывок из текста.
- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? При ответе можно использовать «Словарь чувств»
- Куда и зачем бегала Малька через день?
- Какие препятствия встречались на её пути?
- Какой увидел автор Мальву при встрече на тропе? Подтвердите словами из текста.
- Какое открытие сделал автор? Докажите это открытие автора словами из текста.
- Какие чувства он испытал? Используем «Словарь чувств»
- Мы познакомились с двумя рассказами о Мальке. Что можно сказать о характере Мальки, если прочитать только рассказ «Верный и Малька»? ( Малька была злой, надоедливой, беспокойной собачкой.)
- Что можете сказать о главной героине после знакомства с рассказом «Малька провинилась»?
(Малька была доброй, любящей, мужественной собакой.)
- Прочитай слова. Рассмотри иллюстрации. Сформулируй задание. (приложение)
4218305166370смелая
15684550800злАя
надоедЛивая
заботливая
силЬная
трусливая
беспоКойная
мужественная
упрямАя
любящая
Д: Мы соединим слова, характеризующие Мальку с иллюстрациями к рассказам «Верный и Малька», «Малька провинилась».Самостоятельная работа.
- Проверим, что у вас получилось.
Обобщающее слово учителя:
Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце, способное на глубокие высокие чувства. Прочитав рассказ Василия Белова, я думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете «равнодушны ко всему живому - будь то синица, постучавшаяся в замороженное окно, одинокий пыльный кустик у дороги», или собака, стремящаяся покормить свое дитятко, несмотря на трудности и преграды.
6.Домашнее задание.
- Дома вы прочитаете рассказ еще раз и выполните необычное задание.Используя рисунки из книги, воспользовавшись книгами В.Белова с выставки вы смоделируете обложку книги на выбор к прочитанным рассказам «Верный и Малька» или «Малька провинилась» или к своей придуманной истории о Мальке.
7.Рефлексия.
У: -Какой образ Мальки вам понравился больше, в рассказе «Верный и Малька» или «Малька провинилась»? ( Учитель обращает внимание детей на рисунок №1 и рисунок № 2.)
Обозначьте свой выбор, прикрепив сердечко к иллюстрациитого рассказа, в котором Малька была для вас более симпатичной. (Учащиеся делают выбор и прикрепляют сердечко к выбранной иллюстрации.)
У: Молодцы, ребята, спасибо вам за старание! Урок окончен.