Конспект урока Литературного слушания в 1 классе Е.Ильина Шум и Шумок


Конспект урока
составила Шинтяпина Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
МАОУ «Первомайская СОШ» Первомайского района Оренбургской области
Класс: первый
Предмет: обучение грамоте (литературное слушание)
Учебник: Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: уроки слушания. 1 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф,2013г.
Л.А.Ефросинина. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2015г.
Тема урока: «Е. Ильина «Шум и Шумок»»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с рассказом Е. Ильиной «Шум и Шумок», для осознанного восприятия литературного произведения, формирования нравственных понятий о дружбе, поведении в школе, отношении к другим людям.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость чтения;
метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия; познавательные – формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; коммуникативные – оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
предметные: научатся сравнивать жанры (стихотворение, рассказ, сказка), получать информацию о героях, произведении или книге, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); получат возможность научиться инсценировать отдельные эпизоды произведения в группах.Сценарий урока
I. Организационный момент.
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
- Вы чувствуете солнечное тепло? Пусть сегодня на уроке будет тёплая, дружеская атмосфера. Повернитесь друг к другу, поклонитесь, улыбнитесь, пожелайте друг другу дружеских успехов, творческой работы на уроке. А в конце урока покажем своё настроение.
II. Работа с книгами о детях.
− Рассмотрите модели обложек. Определите тему и жанр каждой «книги». (Рассказы о детях, стихи о детях, сказки о детях.)

Учитель может предложить для работы книги с выставки, подготовленной им самим. Например, стихи о детях: Барто «В школу»; Аким «Мой верный чиж»; Благинина «Тюлюлюй»; рассказы о детях: Баруздин «Человеки»; Пермяк «Пичугин мост»; Носов «Фантазёры»; Пантелеев «Буква „ты”»; Железников «История с азбукой»; сказки о детях: русские народные сказки «Привередница», «Гуси-лебеди»; Шарль Перро «Красная Шапочка» и др.)− Рассмотрите книги на выставке. Прочитайте заголовок и фамилию автора. Определите, какие книги соответствуют первой (второй, третьей) модели. Объясните свой ответ.
III. Работа по теме урока.
1. Вступительная беседа.
− Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит запись шума моря; шума леса; шума детских криков, голосов.)
− Что вы услышали и представили? Какой шум не понравился? Почему? Где можно услышать этот шум? (На улице, в магазине, в школе.)
− Откройте учебник. Рассмотрите картинки и скажите, о чем пойдет речь в произведении? Как оно называется? Кто автор произведения?
Слово об авторе (информация для учителя).
Елена Ильина (настоящее имя − Лия Яковлевна Прейс, урождённая Маршак; 1901−1964) − русская советская писательница.
Сестра С. Я. Маршака. Окончила Ленинградский институт истории искусства. Печаталась с 1925 года. Автор повестей «Медведь-гора» (1936), «Четвёртая высота» (о подвиге Гули Королёвой, 1945), «Это моя школа» (1955), документальной повести для детей «Неутомимый путник» (1964). Елене Ильиной принадлежит много рассказов, стихов и сказок для детей младшего и среднего возраста. Занималась переводом иностранной литературы на русский язык.
2. Слушание произведения, беседа после чтения.
Учитель читает рассказ до рубрики «Прочитай*».
− Какое чувство вызвало это произведение? Как вы думаете, почему автор так его назвала? Каким представляете Шум в рассказе? Как на Шум подействовало слово «тихо»? Хотите узнать, куда спрятался Шумок? Читаем дальше.
Читаем текст под рубрикой «Прочитай*».
3. Работа с учебником. (Самостоятельная работа в парах)
− Прочитайте предложения в учебнике. Выполните задания на карточках.
Карточка 1.
– С помощью стрелок укажите, где какой шум живет.
Морской шум в лесной чаще
Зеленый шум  в городе
Шум улицы у берегов
Шум ветра в городе
Шум голосов в поле
Проверка выполненной работы.
Физкультминутка
4. Повторное чтение текста.
− О каком Шуме идет речь в тексте? Какие слова использует автор, называя его?
На доске записаны слова: Шумок, Шум, Большой Шум, Шумиголова.
− Как вы думаете, почему названия разные? От чего это зависит? Кто помогает рождению Шума? Чего боится Шум? Когда он снова появляется? Почему?
− Как вы понимаете предложение: «Тут Шумок под шумок подобрался к ребятам»?
5. Работа по тетради.
Слайд: «Где много шуму, там мало толку».
− Прочитайте, подчеркните пословицу. Объясните её.
− Что чаще появляется в классе: Шум или Шумок? Как от него избавиться?
6. Моделирование обложки.
Слайд: три модели жанров.
− Определите, какая модель обложки подходит к нашему произведению. Почему третья модель? Каким цветом раскрасим прямоугольник? (Рассказ о детях, поэтому прямоугольник − жёлтый.)

IV. Итог урока.
− С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор? Почему Елена Ильина назвала свой рассказ «Шум и Шумок»? Можно ли сказать, что этот рассказ о вас? Чему учит рассказанная автором история? (Где много шуму, там мало толку.)
Для самостоятельной работы (по желанию учащихся): придумать свою историю с героями Шум, Шумок и Угомон; найти и принести в класс книги о детях.