Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ФГОС Школа России

1.Пояснительная записка

Программа по литературному чтению для 2 класса  разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования года, школьной основной образовательной программы начального общего образования на период 2014-2015 годы;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России». (Л.Ф. Климанова. Литературное чтение  Учебник.2 класс. В 2 ч. М.: Просвещение,2012.)
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 4.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Цели обучения:
 развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читатьи рассказывать, импровизировать;
 овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
 воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

2.Общая характеристика предмета

Литературное чтение один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. Литературное чтение один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстеическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
– методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
– методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
– методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
– степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
В системе уроков планируется использование следующих типов уроков:
· урок изучения нового материала;
· урок закрепления знаний;
· урок обобщения и систематизации знаний;
· комбинированный урок (предполагает выполнение работ и заданий разного вида);
· урок-игра (на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки);
· урок-путешествие.

3. Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 4 на 2014 – 2015 учебный год на изучение литературного чтения во 2 классе отводится 3 учебных часа в неделю. Литературное чтение изучается в течение 4 четвертей.

I четверть
27 часов, 3 часа в неделю

II четверть
21 часов, 3 часа в неделю

III четверть
30 часов, 3 часа в неделю

IV четверть
24 часов, 3 часа в неделю



Рабочая программа рассчитана на 136 учебных часов, в том числе для проведения:

Контрольных работ
5 часов

Творческих работ
3 часа

Экскурсий
4 часа


4. НРК (национально – региональный компонент) составляет 15%
Использование национально-регионального компонента при обучении предмета повышает эффективность педагогического процесса, требует учета возрастных особенностей учащихся, уровня их языковой подготовки, применения творческих приемов развития личности учащихся.
Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и культурное своеобразие региона. 
Целью введения  национально-регионального компонента является: воспитание уважения к ценностям национальной культуры, формирование творческого подхода к оценке национальной культуры, формирование представления о взаимных связях между различными национальными культурами и воспитание гражданственности и патриотизма.
 Включение национально-регионального компонента в содержание образования, наряду с патриотическим воспитанием, позволяет решать задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания
Задачи национально-регионального компонента:
прививать чувство любви    к Родине, народу, гордости за свою страну;
повышать познавательный интерес к национальной культуре;
создать условия для формирования навыков чтения и понимания несложных аутентичных текстов с целью извлечения информации о жизни, быте, истории народов севера;
создать условия для овладения каждым обучающимся способности вести разговор, соблюдая нормы речевого  этикета в рамках тематики регионального компонента.

№ п\п
Тема
Дата

1
Потекши и прибаутки.
Скороговорки, считалки и небылицы


2
Загадки, пословицы и поговорки.


3
Внеклассное чтение. Адыгейская сказка «Старый кот и мыши»


4
Внеклассное чтение. Адыгейская сказка «Петух - хвастун»


5
Внеклассное чтение. Адыгейская сказка «Дружная компания»


6
Внеклассное чтение. Адыгейская сказка « Шапка - небылица»


7
Из детских журналов.


8
Внеклассное чтение. Адыгейская сказка «В гостях у старого нарта»


9
Адыгейские писатели детям


10
Внеклассное чтение. Адыгейская сказка «Ток Тхагалиджа»


11
Внеклассное чтение. Адыгейская сказка «Как появились камыль и пхачич»


12
Внеклассное чтение. Адыгейская сказка «Злая мачеха»


13
Внеклассное чтение. Адыгейская сказка М Паранук «Лиса и журавль»


14
Внеклассное чтение. Адыгейская сказка М Паранук «Кто сильнее?»


15
Внеклассное чтение. Адыгейская сказка «Заплатка»Повторение.




5.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета « Литературное чтение»

· делить текст на части, озаглавливать части;
· выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
· подробно и выборочно пересказывать текст;
· составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
· размышлять о характере и поступках героя;
· относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную ( авторскую) сказку;
· находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
· относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
· соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

6. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению

Изучение литературного чтения во 2 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
осознанно воспринимать (при чтении вслух, при прослушивании) содержание различных видов текстов;
читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию.
Ученик получит возможность научиться:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

7.Содержание учебного предмета « Литературное чтение»


Тема
Всего
часов

1
Введение
1

2
Самое великое чудо на свете
4

3
Устное народное творчество
15


Малые жанры 5



Сказки 10


4
Люблю природу русскую. Осень 
8

5
Русские писатели
14

6
О братьях наших меньших  12
13

7
Из детских журналов
9

10
Люблю природу русскую. Зима
9

10
Писатели – детям
17

11
Я и мои друзья
10

12
Люблю природу русскую. Весна  9
10

13
И в шутку и всерьез
14

14
Литература зарубежных стран
12


ИТОГО
136


8. В течение года предусмотрено выучить 19 произведений наизусть.

Произведения для заучивания наизусть.

Тема урока.

1
Р. Сеф « Читателю»

2
Ю. Мориц « Сказка по лесу идёт»

3
Ф. И. Тютчев « Есть в осени первоначальной..»

4
А. А. Фет « Ласточки пропали»

5
А. С. Пушкин « Вот север тучи нагоняя»

6
А. С. Пушкин Отрывок из сказки « Сказка о рыбаке и рыбке»

7
И. А. Крылов « Стрекоза и Муравей»

8
Д. Хармс, С. Маршак « Стихи»

9
Ю. Д. Владимиров « Чудаки»

10
Бунин, Бальмонт, Аким « Стихи о природе»

11
Ф Тютчев « Чародейкою зимою»

12
С. Есенин « Поёт зима-аукает..»

13
А Барто « Дело было в январе.»

14
К. Чуковский « Радость»

15
К. Чуковский отрывок из произведения « Федорино горе»

16
А. Барто « Верёвочка»

17
Ф. Тютчев « Зима недаром злится»

18.
А. Плещеев « Стихотворения»

19
Б. Заходер « Песенки Винни Пуха»

Ориентировочные показатели  по темпу чтения:
2 класс – 30- 40 слов в минуту в конце первого полугодия, 40-50 слов в минуту в конце второго полугодия.

9.Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

1. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1/  (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская)2012 год
2.Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой,  С. В. Кутявина, М.:  ВАКО,2012
3.Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 2 класс
4. Ким « Литературное чтение 2 класс» С. В.Кутявина. ВАКО, 2012 год
5.Т.М. Лаврентьева Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД, 2013, Волгоград
6.Т.М. Лаврентьева  Диагностика уровней формирования предметных умений и УУД, 2013 Волгоград
7. Портреты
Ф.И. О
Автор

Пушкин А. С.
В. А. Тропинин

Некрасов Н. А.
И. Н. Крамский

Крылов И. А.
К. И. Брюллов

Катаев В. П.
В. Тарасов

Лермонтов М. Ю.
К. И. Горбунов

Горький М.
В. Серов

Кольцов А. В.


Гоголь Н. В.


Салтыков – Щедрин М. Е.


Тургенев И. С.
И. Е. Репин

Гайдар А. П.
В. И, БУлгаков

Л. Кассиль
С. С. Бойм

В. А. Жуковский


С. Я .Маршак


Ф. В. Гладков





8.Аудиоматериалы
1.Вести из леса В. Бианки
2.Дядя Стёпа С. Михалков
3.Аленький цветочек  С. Аксаков
4.Любимые сказки ( сборник )
5.Классика советской  мультипликации
6.Наши любимые мультфильмы
9.Книги для внеклассного чтения:
Весёлый ветер Э. Мошковская
Дядя Фёдор, пёс и кот Э. Успенский
Крокодил Гена и его друзья Э. Успенский
Ребята и утята М. Пришвин
Приключения барона Мюнхаузена Э. Распе
Витя Малеев в школе и дома Н. Носов
Фантазёры Н. Носов
Незнайка в Солнечном городе Н. Носов
Малахитова шкатулка П. П. Бажов
В стране невыученных уроков Л. Гераскина
Приключения Буратино А. Толстой
Приключения жёлтого чемоданчика С. Прокофьева
Приключения Нильса с дикими гусями С. Лагерлёф
Путешествие Гулливера Д. Свифт
Рассказы и сказки Е. Пермяк
Басни  И. А. Крылов
В мире русской литературы  Сборник
Родные нивы  Сборник поэзии
Вечерняя сказка 365 сказок
Братец Кролик и Братец Лис Д.Харрис
Поросёнок Бейб Д. Кинг- Смит
Три толстяка Ю. Олеша
Родничок Хрестоматия
Старик Хоттабыч Л. Лагин
Сказка о рыбаке и рыбке А. С. Пушкин
Конёк Горбунок П. Ершов
Телефон К Чуковский
Мойдодыр К Чуковский
Рассказы и сказки Д. Ушинский
Русские волшебные  сказки сборник
Книжки малышки 20 шт
Басни и сказки русских писателей сборник
Азбука вежливости  Л. Васильева-Гангнус
Приключения Незнайки и его друзей Н. Носов
10.Сайты:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://1-4.prosv.ru литературное чтение
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Биографии, портреты
http://shkola-abv.ru/arhiv_2012.html
http://www.uchportal.ru/load/47
Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»» (http://festival.1september.ru/)
Сайт «Потому» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Сайт «Детские презентации» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Сайт «Методкабинет (газета «Начальная школа»)» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Сайт «RusЕdu» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Сайт «Умничка» (http://ya-umni4ka.ru/?p=2103#more-2103)
Сайт « Умничка»






10.Коррекционная работа
по образовательной программе начального общего образования, адаптированной для обучения детей с задержкой психического развития.

Вид работы
Сроки

Проведение речевых разминок.
На каждом уроке

Словарная работа
На каждом уроке

3.Проведение мониторинга по технике чтения учащихся.
Ежемесячно.

4.Проведение мониторинга по технике чтения учащихся.
Ежемесячно.

Речевой образец чтения
На каждом уроке

6.Индивидуальные коррекционные занятия
По мере необходимости (вторник)

7.Использование планов, наглядного материала, вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие )
По мере необходимости

8.Включение в работу парами, тройками   с взаимопроверкой и обсуждением
выполнения задания. Включение в работу группами.
На уроках по мере необходимости

9.Работа с родителями ( индивидуальные встречи, беседы, телефонные звонки,  СМС – информирование, электронный журнал)
По мере необходимости

10.Вовлечение  детей  в организацию внеурочной деятельности
Февраль игра – соревнование  « В гостях у сказки», участие в неделе начальных классов – март.

11.Работа со школьным психологом.  Развитие личности ребёнка через изучение и осознание своих особенностей.
1 раз в неделю( пятница)

12.Работа над произношением, дикцией.
На коррекционных занятиях и  по мере необходимости  на уроке


11. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
– искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
– неправильная постановка ударений (более 2);
– чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
– непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; – неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
– неумение выделить основную мысль прочитанного;
неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
– нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
– нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
– монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
– не более двух неправильных ударений;
– отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
– осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
– неточности при формулировке основной мысли произведения;
– нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

15