Урок литературного чтения в 2 классе К.Ушинский «Проказы старухи – зимы. Сказка


Урок литературного чтения в 2 классе
(УМК «Начальная школа ХХI века»)
Автор:Шиблева Ю.П.
Тема: К.Ушинский «Проказы старухи – зимы. Сказка».
Цель урока: формирование положительной мотивации предмету.
Предметные УУД:чтение сказки К.Ушинского «Проказы старухи-зимы». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа со сказкой, выразительное чтение, определение её смысла.
Познавательные УУД: совершенствование навыка выразительного чтения, уметь определять тему, жанр, соотносить вопросы с содержанием произведения, выполнять задания в учебнике и тетради.
Регулятивные УУД: сознательное чтение текста.
Коммуникативные УУД: формирование приёмов мыслительной деятельности.Личностные УУД: осознание значимости сказки К.Ушинского «Проказы старухи – зимы», её поучительного смысла, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Методические приёмы: метод динамических поз, методика зрительно-координационных упражнений; методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла», работа с сенсорным крестом, экологическое панно.
Материально-техническое оснащение урока:
Общеклассная работа: классная доска, мультимедийный проектор,
Каждому: учебная хрестоматия: Ефросинина,Л.А. Литературное чтение: 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012 г. Рабочие теради: Ефросиниа, Л.А.: Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Ефросинина . – М.: Вентана-Граф,2012, ручки, простые и цветные карандаши, резинки, снежинки для рефлексии.
Парная работа: карточки.
Ход урока
Организационный момент.
- Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
- Пожелайте друг другу удачи.
Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт – учебник с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.
Введение в тему урока. Целеполагание урока.
- Ребята, скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
В результате обсуждения формулируем план урока (работа с экологическим панно):
Речевая разминка.
Проверка домашнего задания.Работа в парах.
Знакомство с автором.
Словарная работа.
Чтение сказки.
Физминутка.
Составление модели обложки.
Работа в тетради.
Домашнее задание.
Речевая разминка. (Слайд №2)
- Ребята, а теперь давайте немного разомнём наш язычок и голосок. Посмотрите на экран. Что вы видите? (Скороговорку).
Около кола - колокола,
И на колах - колокола.
1. Прочитайте глазками.
2. Прочитайте шёпотом.
3. Прочитайте вслух.
4. Прочитайте медленным темпом.
5. Прочитайте быстрым темпом.
6. Прочитайте с восклицательной интонацией.
7. Прочитайте с вопросительной интонацией.
- Молодцы!
Работа в парах.
- Ребята, как вы думаете, чем сейчас мы с вами займёмся? (Работа в парах).
- Объединитесь в пары. У вас на рабочих местах лежат карточки. Прочитайте задание. Обсудите выполнение со своим напарником и приступайте к выполнению задания.
- А теперь проверим, как вы справились. (Слайд №3)
- Молодцы!
Знакомство с автором. (Слайд №4)
Константин Дмитриевич Ушинский родился в городе Тула 19 февраля 1824 года в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет.Учился Константин Дмитриевич в Новгород-Северской гимназии. Затем поступил в Московский университет. После окончания стал учителем. Ушинский стремился к тому, чтобы в России было, как можно больше школ и в них учились бы дети простых русских людей. Он написал для детей такиекнигикак: «Детский мир», «Родное слово», «Утренние лучи», «Четыре желания», «Бишка» и т.д.(Слайд №5,6)
-Разнообразие произведений, написанных Константином Дмитриевичем Ушинским, велико! Я вам представила совсем небольшую часть.
Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт – учебник с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.
Словарная работа.(Слайд №7)
- Прежде, чем начнем читать, давайте разберем некоторые слова, что они означают.
На каждое слово один ученик: читает слово и его пояснение.
ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
ОКОННИЦЫ - СТЁКЛА В ОКНАХ
САЛАЗКИ - САНКИ
ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ
СТРЕХА – СВИСАЮЩИЙ КРАЙ КРЫШИ
Чтение сказки. (Слайд №8) Хрестоматия 1 часть с.16-19
Чтение текста учителем.
Учащиеся молча читают текст вслед за учителем.
Беседа по прочитанному тексту.
- Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?
- Как зима решила расправиться с птицами?
- Что сделали птицы?
- Как звери спасаются зимой от мороза?
- Что сделала зима с реками и озерами?
- Как спрятались рыбы?
- Как приготовились люди к зиме?
- Почему не боятся зимы дети?
- Почему зиме стало обидно?
Физминутка. (Слайд №9)
Утром бабочка проснулась.
Потянулась,
Улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
Работа над текстом. (Методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла»).
Ребята, сейчас мы с вами поработаем над текстом. Внимательно посмотрите на зрительные точки. Что вы видите? (Иллюстрации).(Слайд №10,11,12,13)
Найдите в тексте отрывки, которые подходят к каждой иллюстрации и прочитайте:
- как спасались от зимы птицы? (1 точка)
- что сделали звери, чтобы защититься от холода?(2 точка)
- как спрятались рыбы?(3 точка)
- о зимних забавах детей?(4 точка)
Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт – учебник с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.
Составление модели обложки.
- Ребята, у вас на столах лежат листочки. Как вы думаете, для чего они нам понадобились?
- Молодцы! Сейчас мы с вами составим модель обложки.
- Итак, назовите автора произведения? (К. Ушинский).
- Жанр нашего произведения? (Сказка).( Работа с сенсорным крестом: определение жанра произведения).
- Тема сказки? (О природе).
- Заголовок? (Проказы старухи – зимы).
- А теперь самостоятельно составьте модель обложки.
- Давайте проверим правильность выполнения. Посмотрите на экран. (Слайд № 14)
Работа в тетради.(с.57)
- Откроем нашу рабочую тетрадь на странице 57.
- Назовите имя и фамилию автора, с произведением которого мы сегодня будем работать?
- Прочитайте заголовок.
- Сколько заданий нам предложено выполнить? (2).
- Давайте поработаем над 1 заданием.
Хорошо читающий ученик читает задание, идёт совместное обсуждение и выполнение задания.
- А про 2 задание я вам скажу немного позже.
Итог урока. (Слайд № 15,16)
- Какую сказку мы сегодня читали? О чем, о ком она?
- Что больше всего понравилось? Запомнилось?
- Посмотрите на экран. Вы видите слова. Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима?
СЛОВА: ХОЛОДНАЯ, СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ. МОРОЗНАЯ, ВЕТРЕННАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ, БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ.
Домашнее задание. (Слайд № 17)
Х. 1 часть с.16-19выраз. чт. Т1 с. 57 задание 2.
Рефлексия. (Слайд № 18)