Конспект урока литературного чтения В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович

Муниципальное образовательное учреждение
«Павелецкая средняя общеобразовательная школа №1»
Скопинского района Рязанской области







Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему:
«В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»»



Составила: учитель Иевлева Светлана Александровна







р.п. Павелец
2011
Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»
Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характеристику героя по плану; развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас, развивать внимание, память, мышление, воображение; воспитывать интерес к литературному творчеству, умение слушать собеседника, способность анализировать свои и чужие поступки.
Ход урока
Организация учащихся на работу.
Речевая разминка

Прочитай на одном дыхании
РА-РО-РУ-РЫ-РЭ
РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ
АРЬ-ОРЬ-УРЬ-ЫРЬ-ЕРЬ

Первый столбик прочитайте грустно, второй радостно, третий торжественно.
ЛЕЙ ТРЕПЕТ ШУМ
КЛЕЙ ТРЕЗВОН БУМ
УЛЕЙ ТРАКТОР ГУЛ
ЛЕЙКА РЕАКТОР ГАМ
СКЛЕЙКА ТРАМ
НАКЛЕЙКА БАМ

Скороговорку говорим с ускорением в три захода.
У БЕРЕГА НИЛА ЛЕЖАЛ КРОКОДИЛ,
ВНИМАТЕЛЬНЫМ ВЗГЛЯДОМ ЗА ЦАПЛЕЙ СЛЕДИЛ,
ПРОВОРНАЯ ЦАПЛЯ ЛЯГУШКУ СХВАТИЛА,
СЛЕЗЫ БЛЕСНУЛИ В ГЛАЗАХ КРОКОДИЛА

Игра «Соедини антонимы» (у детей карточки со словами, они ищут пары).
ВЕЛИКАН ВОСТОК
СОЮЗНИК КАРЛИК
ДРУГ ВРАГ
ЗАКАТ ПРОТИВНИК
ЗАПАД ВОСХОД
СЕВЕР РАЗГОРАТЬСЯ
ПОДЪЁМ ВЕРХ
НИЗ ЮГ
УГАСАТЬ СПУСК
ТРУДИТЬСЯ ЛЕНИТЬСЯ
ЧЁРНЫЙ БЕЛЫЙ
ПРАВО ЛЕВО

Прочитай рассказ в картинках (две команды читают рассказ цепочкой).

Введение в тему урока
Чтобы узнать героя нашего сегодняшнего произведения, надо разгадать кроссворд.

111


Маленький волшебный человечек (гном).
Герой, который убежал от дедушки и бабушки (колобок).
Житель сказочного города из сказки писателя Н. Носова (коротышка).
Пернатый певец из сказки Г. Х. Андерсен (соловей).
У нее было семеро детей, которых хотел съесть злой серый волк (коза).
Друг Чебурашки (крокодил).
Мальчик из деревни Простоквашино (Федор).

В клетках – Морозко.
- Вы смотрели русскую народную сказку «Морозко». Вспомним ее персанажей и дадим им характеристику по плану:
Как зовут героя?
Где он живет?
Какие поступки совершает?
Какой характер у героя?
Ваше отношение к герою?

Для четвертого вопроса есть подсказка на доске:
вежливый, добрый, смелый, ленивый, отзывчивый, злой, злопамятный, умный, мудрый, скромный, трудолюбивый, честный, лживый, самолюбивый, простой, справедливый, внимательный.

- Какая это сказка: авторская или народная? Докажите.
- Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой «Мороз Иванович».

Физкультминутка «Если весело живется».
Чтение произведения В. Ф.Одоевского.
- Влади
·мир Фёдорович Одо
·евский родился 30 июля 1803 в Москве, умер 27 февраля 1869, там же, князь русский писатель, философ, педагог, музыковед и теоретик музыки.
Был последним представителем одной из старейших ветвей рода Рюриковичей. Его отец Фёдор происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича, замученного в 1246 году в Орде и причисленного к лику святых.
Мать Екатерина Алексеевна, из крепостных.

Чтение сказки цепочкой (словарная работа ведется в процессе чтения).

- Какой персонаж сказки В.Ф.Одоевского похож на Настеньку? На Марфушку? Почему их так назвали?


Физкультминутка «Елочки-пенечки»
Первичное восприятие.
- В сказке сказано, как Рукодельница очищала воду. Расскажите.
- А сейчас заглянем в избушку Мороза Ивановича.
- Что происходит в природе, когда взбивается перина Мороза Ивановича? (поднимается метель)
- Для чего он травку зеленую держал под снегом? (что бы она не замерзла)
- Какой подарок получила Рукодельница? Ленивица? Почему?
- Чтобы выйти из избушки, надо взять снежинку и ответить на вопрос.


Кого у окошка считала Ленивица? (мух)
Куда упало ведерко? (в колодец)
«Едва спустилась Рукодельница к самому дну, смотрит: перед ней» (печка)
С чем был пирожок? (с сахаром и изюмом)
Чем вынимала Рукодельница пирожки? (лопаткой)
Какие яблоки росли на дереве? (золотые)
Что ел Мороз Иванович? (снежные комочки)
Сколько дней просил служить Мороз Иванович Рукодельницу? (три)
Из чего сделан дом Мороза Ивановича? (изо льда)
Из чего перина Мороза Ивановича? (из снега)
Что за диковина была у Мороза Ивановича? (зеленая травка под периной)
Какая вода в колодце? (студеная)
Какое кушанье приготовил Мороз Иванович? (мороженое)
Каких монет насыпал Мороз Иванович Рукодельнице? (серебряных пятачков)
Какой подарок получила Ленивица? (серебряный слиток и бриллиант)
Из чего был подарок Ленивицы? (из ртути)
Что сыпалось с волос Мороза Ивановича, когда он тряс головой? (иней)
Как Мороз Иванович называл свой колодец? (студенец)
Что подарил Мороз Иванович Рукодельнице закалывать косыночку? (брильянтовую булавочку)
Кто первый встретил Рукодельницу? (петух)

Итог урока и выставление оценок.
- Рассмотрим иллюстрацию к сказке.
Каким художник изобразил Мороза Ивановича?
Кого он вам напоминает?
- На следующем уроке мы продолжим работу по этой сказке.

Организованное окончание урока.
Дети поют «Песню волшебников»



Список литературы

Литературное чтение. 3 кл. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [Сост. Л. Ф. Климанова и др.]. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2009
Приглашаем на урок. 3 класс: русский язык, математика, чтение, окружающий мир: (конспекты уроков по программе «Школа России») / авт.-сост. Н. В. Лободина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2010
Занимательные сказочные материалы к урокам литературного чтения и математики в 1-4 классах. – 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. И. В. Блинова. – Волгоград: Учитель, 2008




жђ Заголовок 1жђ Заголовок 2жђ Заголовок 3жђ Заголовок 4жђ Заголовок 5жђ Заголовок 6жђ Заголовок 7жђ Заголовок 8жђ Заголовок 915