ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)



ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТАПонятие, цели и задачи финансового менеджмента.
Управление формированием движением финансовых ресурсов.
Управление потоками финансовых ресурсов.
Основные пользователи информации финансового менеджмента.
Назначение и структура финансового плана компании.
Анализ показателей финансовой отчетности.
1. Понятие, цели и задачи финансового менеджмента
Финансовый менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленной на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами. Он представляет собой процесс выработки целей управления финансами и осуществления воздействий на них с помощью методов и рычагов финансового механизма.
Перечень вопросов, решаемых финансовым менеджментом, можно представить в виде следующих групп проблем:
источники финансирования – краткосрочное и долгосрочное кредитование, эмиссия и приобретение ценных бумаг, распределение прибыли, привлечение заемных средств;
капитальные вложения и оценка их эффективности – доходность капитала, текущая и перспективная рыночная цена компании, оценка финансового риска;
управление оборотным капиталом – оптимальный размер оборотного капитала, управление краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженностью, структура капитала;
финансовое планирование – содержание, порядок разработки и значение финансового проекта и бюджета;
анализ финансовой деятельности и финансовый контроль – анализ платежеспособности, ликвидности, рентабельности компании, внутренний анализ прибыли, анализ использования капитала.
Целями финансового менеджмента могут быть:
максимизация прибыли;
достижение устойчивой нормы прибыли в плановом периоде;
увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков;
повышение курсовой стоимости акций фирмы;
выполнение социальных функций.
Задачей финансового менеджмента при принятии инвестиционных решений и выборе источников финансирования является определение приоритетов и нахождение компромисса для достижения оптимального сочетания его целей с конечной целью обеспечения роста благосостояния вкладчиков.
Основные функции финансового менеджера заключаются в следующем:
финансовый анализ и планирование на основе показателей финансовой отчетности, сбор и обработка данных бухучета для внутреннего управления финансами и внешней отчетности;
принятие долгосрочных инвестиционных решений; определение оптимальной структуры активов, управление портфелем ценных бумаг;
принятие долгосрочных решений по выбору источников финансирования и формирование структуры капитала компании, разработка политики привлечения капитала на наиболее выгодных условиях, дивидендная политика;
управление оборотными активами фирмы;
функции, связанные со страхованием активов, налогообложением, консультированием, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения, реорганизацией компании.
2. Управление формированием движением финансовых ресурсов
Основная задача финансового менеджмента – принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источника и ее финансирования как внешними, так и внутренними. Управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли является центральным вопросом в финансовом менеджменте.
Одна из задач финансового менеджера – финансовый анализ и планирование в виде общей оценки:
активов предприятия и источников их финансирования;
величины и состава финансовых ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности;
источников дополнительного финансирования;
системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.
Обеспечение фирмы финансовыми ресурсами предполагает детальную оценку:
объема требуемых средств;
формы их предоставления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежная наличность);
степени доступности и времени представления;
стоимости обладания данным видом ресурсов;
риска, ассоциируемого с данным источником средств (капитал собственников гораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).
Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами) предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных инвестиционных решений:
оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые);
целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура;
оптимальность оборотных средств;
эффективность финансовых вложений.
3. Управление потоками финансовых ресурсов
Поток финансовых ресурсов составляют денежные средства:
полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
полученные на финансовых рынках посредством продажи ценных бумаг, получения кредитов;
возвращенные субъектам финансового рынка в качестве платы за капитал в виде процентов и дивидендов;
инвестированные и реинвестированные в развитие производственно-хозяйственной деятельности фирмы;
направленные на уплату налоговых платежей.
Блок по управлению внешними финансами предполагает реализацию отношений фирмы с юридически и хозяйственно самостоятельными субъектами рынка, включая дочерние компании, выступающие в качестве клиентов, заимодавцев, поставщиков, покупателей продукции, а также с акционерами и финансовыми рынками. В этот блок входит:
управление оборотными активами фирмы (движением оборотных средств, расчетами с клиентами, управление материально-денежными запасами);
привлечение краткосрочных и долгосрочных источников финансирования.
Управление внутрифирменными финансами входит в блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю, который включает:
контроль за ведением производственного учета;
составление сметы затрат, контроль за выплатой заработной платы и уплатой налогов;
сбор и обработку данных бухучета для внутреннего управления финансами и для предоставления данных внешним пользователям;
составление и контроль финансовой отчетности (баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств);
анализ финансовой отчетности и использование результатов для внутреннего и внешнего аудита;
оценка финансового состояния фирмы на текущий период и ее использование для принятия оперативных управленческих решений, а также в целях планирования.
4. Основные пользователи информации финансового менеджмента
К внутренним пользователям информации финансового менеджмента относятся высшее руководство и менеджеры всех уровней управления, которые на основе анализа финансовой отчетности определяют потребность в финансовых ресурсах, оценивают правильность принятых ранее инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, делают оценки для внесения корректировок в плановые показатели, разрабатывают и реализуют политику дивидендов, составляют прогнозные формы отчетности и осуществляют предварительные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов, оценивают возможности слияния с другой фирмой или ее приобретения, структурной реорганизации компании.
К группе внешних пользователей относятся:
существующие и потенциальные собственники капитала фирмы, определяющие изменение доли собственных средств предприятия и оценивающие эффективность использования ресурсов;
существующие и потенциальные кредиторы, оценивающие целесообразность предоставления или продления кредита, определения условий кредитования;
поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с фирмой;
государство в лице налоговых органов, проверяющих правильность составления отчетности;
служащие компании, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы на данном предприятии.
Пользователи информации, непосредственно не заинтересованные в деятельности компании, защищают интересы предыдущей группы пользователей. К ним относятся:
аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности определенным правилам с целью защиты интересов инвесторов;
консультанты по финансовым вопросам, вырабатывающие рекомендации своим клиентам относительно вложения капиталов в компанию;
биржи ценных бумаг, оценивающие финансовую информацию при регистрации фирм, принимающие решения о приостановке деятельности какой-либо компании, оценивающие необходимость изменения методов учета и составления отчетности;
законодательные органы, регулирующие предпринимательскую деятельность;
юристы, оценивающие выполнение условий контрактов, соблюдения правовых норм при распределении прибыли и выплате дивидендов;
пресса и информационные агентства, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям;
профсоюзы, определяющие свои требования в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений.
5. Назначение и структура финансового плана компании
Финансовый план компании используется, с одной стороны, для прогнозирования среднесрочной финансовой перспективы, а с другой – для определения текущих доходов и расходов предприятия. Годовой финансовый план представляется в форме бюджета компании и одновременно является инструментом планирования и контроля. В самом общем виде бюджет подразделяется на операционный и финансовый.
Операционный бюджет подразделяется на бюджеты:
реализации (рассчитывается прогнозный объем реализованной продукции исходя из ожидаемого количества единиц продукции и ожидаемой цены);
производства (определяется ожидаемый объем производства на основе бюджета реализации);
прямых затрат на материалы;
прямых затрат на труд;
производственных накладных расходов (амортизация, отдельные виды налогов, включаемые в себестоимость);
общих и административных расходов (расходы по реализации продукции, общие расходы по управлению);
прогнозный отчет о прибыли (расчетная оценка доходов и расходов предприятия на предстоящий период).
Финансовый бюджет состоит из бюджета денежных средств и прогнозного баланса.
Бюджет денежных средств позволяет финансовому менеджеру оценить будущие притоки и оттоки денежных средств за определенный период, поддерживать остатки денежных средств на оптимальном уровне, избегать их избытка и дефицита. Он состоит из четырех разделов:
поступления, включая остаток денежных средств на начало периода;
расходы денежных средств;
избыток или дефицит денежных средств;
финансовый раздел, представляющий статьи заемных средств и погашения задолженности на предстоящий период. Прогнозный баланс позволяет оценить, каким будет финансовое положение компании по прошествии соответствующего периода.
Баланс позволяет:
выявить возможные неблагоприятные для компании финансовые последствия решений, принимаемых на предстоящий период;
проверить математическую правильность других расчетов;
рассчитать финансовые коэффициенты и оценить их уровень с позиций требований финансового рынка;
структурно выделить будущие финансовые источники и обязательства.
6. Анализ показателей финансовой отчетности
В зависимости от целей анализа финансовой отчетности и заинтересованных в его результатах пользователей применяются различные виды анализа и разный набор показателей:
абсолютные показатели для ознакомления с отчетностью, позволяющие сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложений, источниках поступления денежных средств, размеров полученной прибыли, системы распределения дивидендов;
сравнимые процентные показатели;
анализ горизонтальных процентных изменений, характеризующий изменения отдельных статей финансовой отчетности за год (рост в процентах);
анализ вертикальных процентных изменений, предполагающий соотношение показателей различных статей по отношению к одной выбранной статье;
анализ тенденций (трендовый анализ), характеризующий изменение показателей деятельности фирмы на протяжении ряда лет по сравнению с базовым показателем, используемый для прогнозов;
сравнительный анализ, проводимый с целью сопоставления отдельных показателей деятельности фирмы с показателями фирм-конкурентов примерно одинаковых размеров. Этот анализ позволяет выявить стратегию конкурентов и перспективы их развития;
сравнение со среднеотраслевыми показателями, показывающее устойчивость положения фирмы на рынке;
анализ показателей путем использования финансовых коэффициентов, расчет которых основывается на существовании определенных соотношений между отдельными статьями отчетности.
Все финансовые коэффициенты, используемые в финансовом менеджменте, можно сгруппировать следующим образом:
показатели ликвидности, позволяющие определить способность предприятия в течение года оплатить свои краткосрочные обязательства (коэффициент текущей ликвидности, срочной ликвидности и чистые оборотные средства);
показатели деловой активности, позволяющие анализировать эффективность использования ресурсов (оборачиваемость активов, дебиторской задолженности, собственного капитала);
показатели рентабельности, отражающие прибыльность деятельности фирмы (рентабельность всех активов, рентабельность реализации, собственного капитала);
показатели структуры капитала, отражающие способность предприятия погашать долгосрочную задолженность (коэффициенты собственности, финансовой зависимости, защищенности кредиторов);
показатели рыночной активности, характеризующие стоимость и доходность акций компании (прибыль на одну акцию, соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию, доходность акции, доля выплаченных дивидендов).