Мастер-класс Окошко в мир, или Формирование читательской компетентности через приёмы продуктивного чтения

Мастер-класс
Окошко в мир, или Формирование читательской компетентности через приёмы продуктивного чтения

Здравствуйте, уважаемое жюри, коллеги, участники конкурса «Учитель года». Символом этого конкурса является пеликан, который вручается победителю.
- Можем ли мы назвать его талисманом конкурса?
-Что такое ТАЛИСМАН?
Прочитайте лексическое значение слова по словарю Ожегова.
В словаре В.И.Даля сказано: талисман – вещь, в коей, по поверью, заключена спасительная волшебная сила: перстень, ладанка и пр.
- Синонимы.
- С чем ассоциируется у вас слово «талисман»?

Обсуждение:
Синонимы:
оберег
амулет
символ
Ассоциации:
защита
покровительство
кулон
камень
чары
заклинание
магия
суеверие


Эпитеты, определения:
дорогой
ценный
счастливый
приносящий удачу
Волшебный
таинственный
Хочу отметить, что христианская церковь кране отрицательно относится к талисманам, считая их считая их узами души для человека.
Какому человеку и для чего нужен талисман?
В интернете: на удачу, на счастье, на успех, на деньги
Талисман - в суеверных представлениях предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу.

- Я тоже пришла на конкурс с талисманом. Так называется повесть современной писательницы Виктории Токаревой.

Слайд Приём "Прогнозирование"
3.2. Работа с группой:
- Скажите, какой сюжет подсказывает название повести?
Ответы
Итак, повесть В. Токаревой «Талисман». Кратко о сюжете (даю пересказ):

В девятом «Б» шел классный час. Классная руководительница Нина Георгиевна вполне обоснованно обвиняет Александра Дюкина (Дюка) в том, что он не готовится к урокам, не участвует в общественной жизни и даже не хулиганит. Она называет его пустым местом, нулём, на что подросток говорит, что он талисман(так называла его мама) и он приносит удачу тем, кто возьмёт его на опасное дело. Сначала он помог однокласснице, потом к нему обращаются и подростки, и взрослые. Автор не прибегает к мистике, он показывает, что «талисманство» Дюка – это его хитрость, случайность, владение информацией и даже преступление. Однако мальчик чувствует, что авторитет, который он заработал у ребят, может рухнуть в любой момент. И он рассказывает обо всём маме., начиная с собрания.
На фоне слайда "Дебаты"
Задание группам:

- Попробуйте предположить дальнейший ход событий. Что скажет мама Дюку?
Предлагаю провести небольшие «дебаты»: 1 группа находит аргументы «за» то, что мама одобрит «талисманство» сына. 2 группа – аргументы против этого предположения.

КОММЕНТАРИЙ
Ответы

- Давайте наши читательские предположения проверим текстом.

А теперь обратимся к тексту.
Текст:
Знаешь, в чем твоя ошибка? спросила мама. В том, что ты живешь не своей жизнью. Ты ведь не талисман...
Ты не талисман. А живешь, как талисман. Значит, ты живешь не своей жизнью. Поэтому ты воруешь, врешь и воешь.
... Надо быть тем, кто ты есть. Самое главное в жизни найти себя и полностью реализовать. Поэтому надо быть собой и больше никем. Дай слово, что перестанешь талисманить.
Даю слово, пообещал Дюк.
Это талисманство замкнутый порочный круг.


Работа в группах
На слайде: Диалог
- Почему мама считает «талисманство» Дюка «замкнутым порочным кругом»?
- Можем ли мы считать, что этот разговор - финал рассказа?
- Что должно произойти, чтобы повествование получило логическую завершённость?
(Мальчик должен пережить ситуацию выбора, которая покажет, какие выводы он для себя сделал.)

Сократить -Ночью Дюку звонит Нина Георгиевна и попросила его пойти с ней в больницу, где лежит её мама. Её срочно попросили прийти. Значит и учительница поверила в Дюка-талисмана. Мальчик позвонил в больницу и узнал, что мама учительницы умерла. Пойдёт ли подросток с Ниной Гергиевной в больницу, ведь он знает, сто «талисманство» не подействует.

Задание группам:
На слайде Чтение с остановками

- Обратимся к тексту. Как автор развивает образ героя?


·Потом мысли стали просачиваться в его голову одна за другой. Первая мысль была та, что сейчас позвонит Нина Георгиевна и надо что-то придумать и не ходить. Стоп Потому что пойти с ней в больницу значит, провалиться, порушить конструкцию талисмана, выстроенную такими усилиями. Нина Георгиевна увидит, что Дюк не просто нуль. Это было бы еще ничего. Нуль в конце концов нейтрален и никому не мешает.
Она увидит, что он минус единица. Врун и самозванец с преступным потенциалом. И если он таков в пятнадцать лет, то что же выйдет из него дальше?
И наверняка ближайшее классное собрание будет посвящено именно этой теме.
Вторая мысль, следующая за первой и вытекающая из нее, была та, что если Дюк не пойдет с Ниной Георгиевной, то она пойдет одна, потому что сопровождать ее некому. Стоп Она жила со старой матерью и маленькой дочкой. Он представил, как она поплетется в ночи. Потом одна встретит это известие. И одна пойдет обратно. Как она будет возвращаться?
Да и чем он мог ей помочь? Только тем, что быть рядом... Но ведь он мужчина. А это и есть его сущность, Замысел природы.
- В больнице напутали, мама учительницы жива. В благодарность за то, что мальчик обладает редким даром - «быть талисманом, давать людям счастье», она поставит ему «5» по литературе и договориться с другими учителями о хороших отметках


Работа с группами
На слайде ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАЛА РАССКАЗА
1 группа – если Дюк согласится с Ниной Георгиевной,
то .
2 группа – если Дюк не согласится с Ниной Георгиевной,
то

КОММЕНТАРИЙ
Чтение сегодня – это метапредметная компетенция. И тогда становится понятно, почему в новом стандарте закреплена необходимость развития смыслового чтения, формирование читательской компетентности. Приёмы продуктивного помогают мне формировать вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию. Воспитание зрелого читателя является целью всей системы образования. Такой читатель способен выбирать и отбирать литературу для чтения и способы работы с ней. Он компетентный, целеустремленный, рефлексирующий. Он читает всю жизнь.


Ответы

ЧИТАЮ ТЕКСТ
Дюк давился снами Веры Павловны и уговаривал себя: «А что? Очень интересно...» Но ему было неинтересно. Ему было скучно, как и раньше, Просто он не мог себе позволить брать пятерки даром. Как говорил Сережка, «на халяву».
Даром он мог брать только двойки.

- О чём же повесть В.Токаревой?
- Вернёмся к названию повести – «Талисман». Вспомним наши ассоциации, размышления. Какие из них помогут понять смысл заглавия, а значит, и идею повести?


Защита, покровительство, суеверные представления
Идея повести: Талисман нужен неуверенным в себе людям. Жить за счёт кого-то – это удел слабого, надеющегося не на себя, а на удачу, чудо – талисман.

- «Самое главное жизни – найти себя и полностью его реализовать»
«Надо быть собой и больше никем».
Что можно добавить к словам В.Токаревой? Помочь ребёнку стать самодостаточной личностью - это моя сверхзадача. Поэтому я учу детей читать и познавать мир и самого себя.
На вопрос, нужен ли человеку в жизни талисман, одна ученица написала: «Иметь талисман- какой-либо предмет, который придаёт тебе уверенность в особых обстоятельствах, - я не считаю слабостью, если это лишь дополнение к усилиям и стараниям, приложенным для достижения своей цели».
- А зачем конкурсу «Учитель года» нужен талисман?
Я напомню вам легенду о крылатом ученике, которого воспитал учитель и с гордостью вернул его старику. Но того больше обрадовали крылья самого учителя. Может быть, поэтому наш талисманом – птица. И пусть получит её тот, кто выше взлетит.


Спасибо за внимание!










15