Литературное чтение Русская народная сказка Сивка Бурка
Литературное чтение
Тема урока: Русская народная сказка «Сивка – бурка»
Цель урока: Способствовать полноценному восприятию художественного произведения путём правильно организованного анализа текста.
Задачи урока: 1. Формировать у учащихся умение анализировать художественное произведение: определять тему и идею.
2. Развивать в детях оценочные суждения о характере героев, об их поступках.
3. Воспитывать у учащихся такие качества, как честность, доброту, отзывчивость, сопериживание, стремление прийти на помощь в трудную минуту.
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
- Ребята, с каким жанром УНТ мы познакомились на прошлых уроках?
(Со сказкой).
- А что же такое сказка?
- Какие виды сказок вы знаете?
- Какие сказки относятся к «бытовым»? Приведите примеры.
- Какие сказки относятся к сказкам о животных?
- Какие сказки относятся к «волшебным»?
- Ребята, с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
(Сказка «Сивка – бурка»)
- К какому виду сказок её можно отнести? Почему?
III. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, скажите какова тема нашего урока? Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка – бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки, и, на основании этого, определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос: «Чему учит нас эта сказка?».
Вступительное слово учителя. Сказка «Сивка – бурка» - одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за, внешним неприглядным, видом дурочка.
IV. Анализ сказки.
1. Присказка. Учитель читает наизусть отрывок из сказки П. Ершова «Конёк – горбунок».
«…Зачинается рассказ Прямо к солнцу поднимался
От Ивановых проказ, Лес стоячий под ногой,
И от Сивка, и от бурка, Сбоку облак громовой;
И от вещего каурка. Ходит облак и сверкает,
Козы на море ушли; Гром по небу рассыпает.
Горы лесом поросли; Это присказка: пожди,
Конь с златой узды сорвался, Сказка будет впереди.»
- Что такое присказка?
- Для чего она употребляется?
- Что идёт в сказке далее?
2. Зачин.
- Найдите, пожалуйста, зачин в сказке «Сивка – бурка»
- Что такое зачин? (Зачин – это начало сказки. В нём указывается место действия, которое всегда неопределённое, перечисляются главные герои и даётся формула завязки).
Чтение «зачина» из сказки П. Ершова «Конёк – горбунок». (Ученик читает отрывок наизусть).
- Сравните содержание этих двух «зачинов». Что вы заметили?
3. Основная часть. Определение главных черт характера героев.
И вот в трудной работе – «поймать злого вора» - раскрываются характерные черты каждого из трёх братьев.
- Как поступили старшие братья?
- Что можно сказать об их характере?
( лживые, трусливые, хитрые)
- Как поступил Иванушка?
- Какой он?
(смелый, честный)
- Как относились к Иванушке его братья и их жены? Найдите подтверждение этому в тексте.
Выборочное чтение. (Чтение отрывка из сказки.)
Отношение братьев и их жен к Иванушке.
- Кого поймал Иванушка?
- Найдите описание Сивки – бурки в тексте.
- Почему братья не поверили Иванушке, что он поймал коня?
- Как они относились к младшему брату? Найдите подтверждение в тексте.
- («посмеялись вволю», «…Куда тебе, дурню? Людей смешить?») Отношение к Иванушке Елены Прекрасной.
- Что вы можете сказать о Елене Прекрасной? Какая она?
(добрая, внимательная, отзывчивая)
Найдите подтверждение в тексте.
- Почему Елену называли Прекрасной? За красивую внешность, или по другой причине?
- Что смогла разглядеть Елена в Иванушке?
(За внешностью дурочка скрывается добрая, честная, широкая душа.)
- Чем заканчивается сказка?
4. Концовка.
- Почему нам так нравятся народные сказки? Какой конец имеет сказка «Сивка – бурка»?
(Добро торжествует над злом, правда над ложью.)
- Назовите черты характеров присущие положительным героям?
- Какими качествами обладают отрицательные герои?
- Кто из героев сказки вам понравился больше?
Обращение к выставке рисунков.
- Посмотрите, ребята, как построена эта сказка? Какие части в ней встречаются?
(присказка, зачин, повторы, концовка)
- Можно ли считать эту сказку народной?
Как и все народные сказки, эта сказка заканчивается счастливо, но «...сказка - ложь да в ней намёк, добрым молодцем урок!»
- Чему научила вас эта сказка?
- Почему до сих пор она пользуется успехом и с удовольствием читается и детьми и взрослыми?
Вывод: добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими, никому не нужными.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
Пересказ сказки стр.39-49