Урок русской словесности в 5 классе на тему Пословица недаром молвится
Урок русской словесности в 5 классе.
Тема «Пословица недаром молвится»
Ахметова А.А., учитель русского языка
Цель: развитие знаний учащихся о пословицах. Задачи: способствовать пополнению активного словарного запаса учащихся пословицами и поговорками; развивать творческие способности учащихся; умение выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
воспитывать трудолюбие, чувство сострадания на основе текстов-загадок.
Оборудование: электронная презентация.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Оргмомент. Создание позитивного эмоционального настроя.
II. Мобилизующий этап.
Прочитайте предложения, написанные на доске:
Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживешь.
Старая пословица век не сломится.
Пословица - всем делам помощница.
– Так что же это? Объясните смысл выражений.
III. Формулирование темы урока.
Каким одним словом мы можем объединить эти предложения?
Правильно, и тема нашего урока: "Пословица недаром молвится".
Запись темы урока.
Актуализация знаний учащихся о пословицах.
Пословица- это жанр фольклора, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
В пословице народный ум , народная правда мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.
VI. Закрепление.
Задание 1.
Рассказы о пословицах. Задание: Какую пословицу иллюстрируют тексты-загадки?
А) Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.
Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать. На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку, потому что он совсем не учил уроки.
Б) Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.
Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.
В) На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.
А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.
Большое Безделье всегда хвасталось:
– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.
Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.
– На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?
Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.
Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.
А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог.
Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:
– И все равно я лучше!
Задание 2.
Закончите пословицу:
- Что с воза упало, то ... (пропало)
- Век живи, ... (век учись)
- Один в поле ... (не воин)
- Не зная броду, ... (не лезь в воду)
- Дело мастера ... (боится)
- Когда я ем, ... (я глух и нем)
- Утро вечера ... (мудренее)
- Чем дальше в лес, ... (тем больше дров)
Задание 3 .
Чему учат пословицы разных народов мира?. Японская: «Оглядывайся на себя по три раза в день». (Эта пословица учит следить за своим поведением).
Монгольская пословица: «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» (говорит о том, что любое большое дело начинается с малого).
Арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка» (когда пострадает невинный человек).
«Пересол вызывает жажду». (Это значит, что во всем нужна мера).
Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома» (пословицы учат не причинять вреда другим людям).
Французы говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала» (советуют не отчаиваться).
Индийцы говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь» (когда не берегут дружбу).
Задание 4. Соотнесите русскую пословицу с иностранной:
Не обещай журавля в небе, дай лучше воробья в руки (грузинская).
В трудную минуту друг тут как тут (арабская)
Не все мёд, что сладко (немецкая).
Заперли хлев, когда украли быков (армянская).
Рук не протянешь, так ложку с полки не достанешь. (латышская)
Задание 5. Вставь пропущенное слово в пословицу.
• Дареному ... в зубы не смотрят.
• Когда ... на горе свистнет.
• ... рубят – щепки летят.
• Не ..., так и не мычи.
• Не плюй в ... – пригодится воды напиться.
• Большому ... – большое плавание.
Задание 6. Собери части пословицы.
– сколько волка ни корми– век живи
– любишь кататься – денег не берут
– лучше поздно – один ответ
– семь бед– люби и саночки возить
– за спрос – он все в лес смотрит
– век учись – чем никогда
Задание 7. "Отгадай пословицу"
Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы с этими словами.
Коса – камень. .Лес – дрова.
Шило – мешок. Язык – дело. .
Дело – мастер. Труд – лень.
VII. Подведение итогов работы. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание: выучить наизусть 5-6 пословиц.