Урок по окружающему миру на тему Старинная женская работа (УМК Перспектива, 2 класс)


Урок окружающего мира во 2 классе
(Шипилова Е. Г., МАОУ «СОШ № 21» Великого Новгорода).
Тема: « СТАРИННАЯ ЖЕНСКАЯ РАБОТА».
Цели урока: познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани; закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей; воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
Предметные результаты:
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-рассматривать предметы, слайды из презентаций и извлекать из них информацию о трудовых операциях при обработке льна;
-уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном;
-научиться выполнять задание в паре, в группе.
УУД:
Регулятивные:
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
-планирование — составление последовательности действий;
-прогнозирование.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: работать в группе, в паре.
Личностные результаты: адекватная мотивация учебной деятельности.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
Актуализация знаний.
- Ребята, какое сейчас время года?
- Докажите, что сейчас осень.
- А какие вы знаете осенние праздники? А православные праздники, которые народ празднует осенью?
- Вы знаете, что в это время у людей было много забот. Давайте вспомним, при каких совместных работах люди трудятся, поют песни и играют? (Например, капустные вечера, когда женщины собирались вместе и рубили капусту на зиму, и чтобы скоротать эту работу они дружно это делали с песнями.)
Мотивация к теме урока.
- Как вы думаете, почему я вас об этом спрашиваю?
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке?
(Наверное, мы будем говорить о ещё какой-то работе.)
- Ну, что ж, запомните это предположение.
- А сейчас послушайте загадку. В поле рос, скатерть принёс? (лён)
(Слайд 2)
- А что такое лён? (это трава)
- Дети это не простая трава, а культурное растение.
(Слайд 3)
- До чего же красив цветущий лён. Всё поле в голубых цветочках.
Проверка индивидуального задания.
- А сейчас нам Лиза расскажет, что она узнала про лён.
(Рассказ о льне)
- А где в жизни вы сталкивались с такими словами: лён, льняная?
- Сейчас одежда изо льна стоит дорого, и её мало производят. А раньше люди на Руси носили в основном льняные вещи. Сейчас лён – почти забытая культура в наших деревнях: невыгодно, трудоёмко, неперспективно. Утрачиваются навыки ручной обработки льна, которые из века в век, из поколения в поколение передавались мастерицами. Но мы должны помнить, что в хозяйстве России всегда были две главные культуры – рожь и лён. Мы не должны забывать трудовые традиции своего народа.
Выставка изделий.
- Ребята, а сейчас посмотрите на изделия, которые находятся на выставке в нашем классе. Все эти изделия передали ваши родители (старинная рубашка, рушники, скатерти, салфетки изо льна), которые они бережно хранят от бабушек, прабабушек. Можно смело сказать, что эти изделия стали музейными экспонатами. На перемене можно подойти и поближе всё рассмотреть.
Работа в парах.
- А сейчас я предлагаю вам выполнить задание в парах. Перед вами лежит льняная салфетка (показ образца), потрогайте и изучите её. Отложите салфетку и возьмите образцы тканей под номерами. Определите, какой из этих трёх лоскутков – лён. Устно опишите каждый образец. Расскажите о ваших ощущениях. Какая это ткань: грубая, тёплая, шершавая, гладкая, плотная, прочная?
Чья пара будет готова ответить первой, дайте мне знать. (Ответы детей.)
(№1)
Итак, под № 1- хлопок, №2 - шерсть , №3 - лён.
- Какая это ткань? (Прочная и долговечная, …)

Проблемная ситуация. (Слайд 3)
- Ребята, а о чём вы думаете, глядя на эти вещи и на цветущее поле? Какие мысли у вас возникают? А как делали такие вещи?
Работа в парах по теме урока.
- А хотели бы вы узнать, как же получали такую ткань?
- Да, мы сегодня познакомимся с важнейшей старинной женской работой, как женщины из семечек получали льняную ткань. На столах у вас лежат карточки со словами. Сейчас вы внимательно слушайте мой рассказ и последовательно выкладывайте сверху вниз этапы работы.
Презентация (рассказ учителя).
(Слайд 4)
- Ранней весной нужно было вспахать поле и посеять лён. Эту работу делали мужчины. Приметы дня: Кукушка закуковала — пора сеять лён.
(Слайд 5)
- Отцветёт лён, созреют на нём семена, к работе приступали женщины. Они срезали его серпами – это название древнего орудия труда, это железное лезвие, прикреплённое к деревянной ручке. Серпом удобно срезать (жать) высокие стебли, такие как лён, рожь, пшеницу. Целые поля женщины с серпами сжинали весь урожай, а потом складывали в небольшие скирды. Трудно было, но наши предки работы не боялись, да и сжать урожай это только часть дела.
(Слайд 6)
- Из коробочек льна получали семена, а из семян целебное льняное масло. Посмотрите образцы семян и масло льна.
(Слайд 7)
- Снопы с длинными стеблями сначала вымачивали прямо в речке, придавив стебли к камням. Зелёная часть растений вымывалась проточной водой, оставались только прочные волокна.
(Слайд 8)
- Затем их сушили на специальных полках.
(Слайд 9)
- Потом лён трепали, отделяя от древесной части стебля.
(Слайд 10)
- Затем мяли, чтобы сделать его мягче. Так получалась кудель — короткое путаное волокно.
(Слайд 11)
- Следующий этап – очёсывание. Чесали лён специальными щётками. Всю эту сложную работу женщины, выполняли вместе с песнями и беседами.
(Слайд 12)
- Затем женщины садились за прялки и руками скручивали из кудели, пряли пряжу – это нити!
(Слайд 13)
- А уж из нитей на ткацком станке ткали льняное полотно. Выполняли эту работу ткачихи. Разумеется, сегодня большинство операций по обработке льна автоматизировано и выполняют их станки на ткацких фабриках.
(Слайд 14)
- Такая получалась ткань. Здесь мы видим отбеленную ткань и натуральный холст. Холсты используют для написания картин. Из тонкой ткани шили одежду, предметы домашнего обихода, а из плотной – полотно для парусов.
(Слайд 15)
- На этом слайде мы видим готовые льняные изделия домашнего обихода.
- Рассмотрите старинные рубашки и современную женскую одежду (на выставке).
Проверка работы в парах.
- Давайте проверим, что у вас получилось. (Ответы детей.)
-Поднимите руки, у кого карточки выложены в этой последовательности. Молодцы.
Физкультминутка.
Шутливый массаж «Били лён».
Били лён, били (стучать кулачками по спине).
Топили, топили (растирать ладонями).
Колотили, колотили (похлопывать).
Мяли, мяли (разминать пальцами).
Трепали, трепали (трясти за плечи, круговые движения).
Белы скатерти ткали (чертить ребрами ладоней).
На столы накрывали (поглаживать ладонями).
Закрепление.
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр. 74. Прочитайте тему урока.
Задания по рядам:
1 ряд – читает стр. 74 – 75 и выполняет задание на карточке 1.
2 ряд – читает стр. 76 и выполняет задание на карточке 2.
3 ряд – читает стр. 77 и выполняет задание на карточке 3.
- Итак, начинаем проверку вашей самостоятельной работы, внимательно послушайте выступления своих товарищей и подумайте, какой можно сделать вывод.
- Но перед тем как послушать ответ на 1 вопрос, послушаем сообщение про Параскеву Пятницу, его подготовил Егор.
-А теперь расскажем, чем занимались женщины в этот день.
- А я вам приготовила сюрприз – смастерила настоящую льняную куклу – Льняницу. Пока её рассмотрите издалека, а на перемене рассмотрите поближе.
2 ряд – Озвучьте своё задание. (Выступление детей по данному вопросу.)
- Ребята, как вы думаете, труд русских женщин по обработке льна отличается от труда женщин народов коми? (Ответы детей.)
- Перед тем как послушать ответ на 3 вопрос, сначала уточним, кто такой был Димитрий Солунский. А расскажет нам об этом Софья.
- Так, когда же заканчивали обработку льна карельские женщины? (к 8 ноября, ко дню Димитрия Солунского)
Вывод.
- Выполняя своё задание, слушая своих товарищей, к какому выводу вы пришли? (Старинной работой занимались женщины разных народностей.)
- К какому празднику они заканчивали всю тяжёлую работу? (Заканчивали обрабатывать лён после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, ко дню Димитрия Солунского и Параскевы Пятницы, а женщины садились за прялку.)
- Правильно, такая небольшая разница зависела от погодно-климатических условий конкретной местности.
- Как должны были трудиться женщины, чтобы всю работу сделать быстро? (Дружно, сообща.)
- Что можно в классе делать сообща, небольшими группами? (Дежурить, рисовать стенгазету, … .)
Вывод стр. 77. (Ученик читает.)

Работа по тетради.
- А теперь откройте свои рабочие тетради на стр. 46 и по памяти выполните задание №1.
- Какой по счету рисунок вы выбрали? (2)
Заочная экскурсия в музей.
- А сейчас мы мысленно отправляемся в город Кострому, в музей льна и бересты. Город расположился на реке Волга. В 2005 году построила и создала уроженка города Костромы Забавина Наталья Павловна. Сказочный теремок окружают зелёные лужайки, яркие цветники, ручеек. Лён - росток русской культуры, из которого с давних времен получают льняное волокно, называемое "северный шёлк" и используемое для выработки тканей. Пройдем в зал льна.
Работа по тетради.
Стр. 47 , упр. 3.
Домашнее задание.
- Узнайте, для чего использовали ступу с пестом, когда обрабатывали лён?
Выводы и обобщения.
- Итак, о каком растении, дающим прочную красивую ткань, мы сегодня узнали?
Как выглядит это растение? (Тонкий стебель с голубыми цветочками.)
- А теперь перечислим по порядку все этапы работы со льном. (Ответы детей.)
Рефлексия.
- Ребята, оцените свою работу на уроке, если он вам понравился, и вы узнали что-то новое, то покажите мне образец ткани льна, если вы что-то не поняли, то покажите образец хлопка, урок не понравился - то покажите образец шерсти.