Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным костюмом В рамках проекта «Путешествуем по России»
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным костюмом
В рамках проекта «Путешествуем по России»
Участники проекта. Дошкольники 5-6 лет, их родители, воспитатель.
Срок реализации проекта. Три месяца.
Актуальность проекта Сегодня в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры является утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей народа. Само понятие «патриотизм» девальвировалось в обществе. И обесценивание произошло за счет того, что другие, мнимые ценности стали приоритетными среди людей. Это наблюдается в отчуждении подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, его традиций и духовной истории.
Проблема. Важной проблемой является переосмысление сущности воспитания ребенка. Для того чтобы научить ребенка любить Родину, необходимо обратиться к классике, которая всегда учила патриотизму, надо ознакомить его с традициями, обычаями, культурой своего народа. Научить уважать и чтить их, ибо нет в человеческой жизни более значимых целей, чем свобода и независимость Отчизны, ее слава, могущество, честь и достоинство. С постижения этих категорий и начинается человек как личность.
В период старшего дошкольного возраста происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
В старшем дошкольном возрасте необходимо, прежде всего, обратиться к родной природе, которая является важным фактором патриотического воспитания. Для того чтобы сформировать любовь к природе, уважительное отношение к ней, мы должны познакомить ребенка с традициями, бытом и праздниками русского народа, рассказать о том, что природа являлась испокон веков для человека неотъемлемой частью его быта и культуры.
В контексте формирования любви к природе, уважительного отношения к ней, дети знакомятся с традициями, бытом, трудом, праздниками русского народа. Воспитывая в ребенке чувство патриотизма через природу и костюм, педагог показывает их связь через материал, силуэт, колористку, орнаментику, композицию, способы носить и комплектовать детали костюма и т.д.
Народный костюм – это часть национальной культуры. На основе создания народного костюма складывались многие традиции. К примеру, когда, кому и какой костюм следует носить. Что означает цвет, узоры, орнамент и т.д. Традиции создания и ношения костюма было неотъемлемой частью жизни народа, его труда и праздников. По костюму можно было судить не только о зажиточности, социальном положении человека, но и о его характере.
Тема орнамента русского национального костюма связана с природой, местными обычаями, географическим расположением и т.п.
Мы думаем, что формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
1.Будет сформирован интерес к культуре собственного народа, его жизни, родной природе, традициям;
2.Использование народного костюма будет способствовать появлению и развитию у детей уважительного отношения к культуре, как своего народа, так и других;
3.Народный костюм будет использоваться в разных видах детской деятельности, самостоятельно и в комплексе с другими средствами.
Цель проекта. Познакомить ребят с культурой, традициями, обычаями, праздниками, костюмами русского народа, их разнообразием, орнаментом, рассказать об отличительных особенностях костюма, связи элементов орнамента с природой родного края.
В рамках данной работы были намечены следующие этапы:
Познакомить с:
•традициями, обычаями, бытом, обрядами и праздниками;
•Костюмами (повседневный, праздничный); особенностями костюмов северной России и южнорусских губерний (сарафанным и понёвным комплексом), основой обоих комплексов одежды; рубахой (её магической и охранной силой);
•техникой создания материала и способами его изготовления; рассказать о ткачестве, многоцветье и колористике (символике цвета, значении цветового строя в народном костюме);
•вышивкой, орнаментом, его элементами и деталями.
Тема проекта затрагивала следующие направления образовательной деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
•ознакомление с окружающим;
•экологические представления;
•развитие речи;
•ознакомление с художественной литературой;
•изобразительная деятельность.
На всех занятиях присутствовали куклы Маша и Ванька в русском национальном костюме – персонажи, сделанные вручную введённые нами специально. Они выступали в роли рассказчиков, хранителей знаний о русской народной культуре.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок и рассматривания иллюстраций к ним; мастер- классы в группе и на дому «Куклы наших бабушек»; создание в группе «Музея русского народного костюма»; встречи и знакомство с куклами в русском национальном костюме – персонажами, присутствующими на занятиях и беседах по приобщению детей к русской народной культуре; работа с родителями.
С учётом особенности мышления детей старшего дошкольного возраста были отобраны определённые сведения и тщательно уточнено содержание знаний о русском народном костюме – доступные, достоверные и конкретные.
Содержание составленной нами программы знаний для детей по формированию патриотических чувств через знакомство с народным костюмом представляет, на наш взгляд, приоритетные направления, которых следует придерживаться в процессе приобщения дошкольников к сокровищам русской культуры.
На наш взгляд, этот материал имеет большое практическое значение. Он может быть использован в работе педагогами ДОУ.
Нами предложены 5 таблиц для педагогов ДОУ.
Перспективный план
Цикл занятий по ознакомлению с русским народным костюмом детей старшего дошкольного возраста
Темы и краткое описание содержания занятий
Логика подачи знаний
Сходства и отличия Южнорусского и Северорусского костюма
Одна из задач заключалась в написании рекомендаций родителям по патриотическому воспитанию дошкольников, так как образовательная среда формируется не только в дошкольном учреждении, но и прежде всего в семье. Они представлены в таблице.
Список литературы
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группа - М.: Элизе- Трэйдинг, ЦГЛ, 2004.
Андреева А.Ю. Русский народный костюм: Путешествие с севера на юг. – СПб.: Паритет, 2006.
Бабаева Т.И. Гуманизация педагогического процесса в детском саду / Гуманизация процесса воспитания и развития дошкольника: Межвузов. сб. науч. тр. - СПб.: Образование, 1994.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности //Избр. психол. труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1995.
Буре Р.С. Воспитатель и дети: пособие для воспитателя детского сада. - М.: ЮВЕНТА, 2001.
Величко Н. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.
Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования //Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. - М.: Просвещение, 1986.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования. Программа нового поколения. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Волков Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания //Мир образования - образование в мире. - 2002.-№1. - C. 3-24.
Выготский Л.С. Психология. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
Герасимова З. Родной свой край люби и знай. //Дошкольное воспитание. - 2001. -№2.
Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. - М.: АРКТИ, 2004.
Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М.: Аркти, 2000.
Доронова Т.Н. О новой программе для родителей и педагогов «Из детства в отрочество» //Дошкольное образование: история, традиции, проблемы и перспективы развития: сб. научных трудов. – М., 1997.
Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. – М.: Аркти, 2001.
Ермолов А. Народное погодоведение. - М.: «Русская книга», 1995
Жуковская Р.И. Родной край. - М.: Просвещение, 1985.
Запорожец А.В. Актуальные педагогические и психологические проблемы дошкольного воспитания. – М.: Знание, 1997.
Зверева О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: современные подходы. Методические рекомендации. – М.: ГПИ, 2003.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Изд-во Скрипторий», 2003.
Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.
Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. – СПб.: «Детство-Пресс», 2008.
Ильин И.А. Творческие идеи будущего //Медный всадник. – СПб., 2001.- №7, с. 9-22.
Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение. Уч. пособие. – М.: МГУК, 2002.
История костюма. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: «Детство-Пресс», 1998.
Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим. - М.: Педагогика, 1998.
Кокуева Л.В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. …к.п.н. – Ярославль, 2002.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.: Педагогика, 1995.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007.
Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. – М.: Владос, 2002.
Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
Кошелева А.Д. Роль социальных эмоций в становлении нравственной позиции дошкольника. – М.: Просвещение, 1983.
Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ножкина А.Н. «Детство - программа развития и воспитания детей в детском саду». - СПб., 1997.
Маханева М.Д. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию здорового ребенка: Материалы Всероссийского совещания. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
Неверович Я.З. Анализ условий формирования положительного отношения к труду взрослых. – М.: Просвещение, 1986.
Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. Марковой Т.А., Нечаевой В.Г. - М.: Педагогика, 1984.
Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. – Ярославль: НЮАНС, 1996.
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. д-ра пед. наук Л.А. Парамоновой. – М.: Карапуз-Дидактика, 2004.
Приобщение к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 1998.
Родной край /Под ред. Виноградовой Н.Ф., Жуковской Р.И., Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1985.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПБ.: Питер, 2002.
Русские художественные промыслы /Под ред. М. Шинкарул и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010.
Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. /Собр. М. Забылиным. – М.: Совместное Советско-Канадское Предприятие «Книга-ПРИНТШОП», 1990.
Русский праздничный народный костюм. Знакомим детей с русской национальной культурой, фольклором, традициями и обычаями. – М.: Мозаика- Синтез, 2008.
Рыбаков Б. Макрокосм в микрокосме народного искусства //ДИ СССР 1975. №1. - С. 31-33; №3. - С. 38-44.
Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /Авт.-сост. Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Академия, 2000.
Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. – М.: Аркти, 2006.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: «Радянська школа», 1973.
Ушинский К.Д. Воспитание человека: Статьи: Произведения для детей. - М.: Карапуз, 2000.
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989.
Филатова Л.В. Педагогические условия воспитания патриотизма у ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Дисс. …к.п.н. – Самара, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЯМ
ДЛЯ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ В ДОУ
Приложение 1
Перспективный план
Тема, цель Разделы работы и сопутствующие темы базовой программы Творческие проекты (продуктивная деятельность детей)
Ознакомление с окружающим
Тема: Традиции, обряды и праздники русского народа.
Цель:
Продолжать знакомиться с традициями русского народа обрядами, праздниками.
Закрепить знания о родной природе.
Воспитывать интерес и уважение к родной культуре и прошлому русского народа, желание поддерживать народные традиции. Беседа «Мы живем в России: разнообразие природы, животного мира, люди разных национальностей»
Развитие экологических представлений «Растительный и животный мир России»
Беседа «Традиции нашей семьи»
Игры и забавы на улице (народные игры). Конкурс рисунков «Моя Родина»
Выставка детских работ.
Творческий проект «Расскажи другу о Москве». (Изготовление макетов и коллажей)
Праздник «Масленица» Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.
Игры и забавы на улице (народные игры) Выставка макетов (презентация).
Подготовка к развлечению: разучивание песен и стихотворений; хороводов.
Рисование К.Р.-«Зимние развлечения»
Ознакомление с окружающим
Тема: Русский народный костюм. Рубаха. Её магическая охранная сила.
Цель:
Познакомить с русским народным костюмом (повседневным и праздничным); особенностями костюмов северной России и южнорусских губерний; выделить различия женского народного костюма в зависимости от места жительства, климатических и природных условий.
(Сарафанный и понёвный комплексы).
Познакомить с основой обоих комплексов одежды – рубахой; её магической и охранной силой.
Продолжать воспитывать интерес и уважение к родной культуре и прошлому русского народа; желание поддерживать и развивать народные традиции. Художественная аппликация «Пошла, Млада за водой»
Рисование «Волшебное зеркало» (Вот я в зеркало гляжу, и себя в нем нахожу) Лепка из глины «Игрушки в подарок малышам» (Дымковские)
Роспись игрушек.
Рисование
Тема: «Мы на луг ходили, хоровод водили».
Цель:
Закреплять и обобщать знания детей о русском народном костюме, его составных частях, конструктивных особенностях. Учить расписывать силуэтное изображение девушки в русском костюме, передавать в костюме различия праздничного девичьего костюма в зависимости от места жительства (южнорусский девичий и северорусский костюм).
Развивать творческие способности детей.
Совершенствовать технические умения и навыки.
Воспитывать любовь и уважение к родной культуре и прошлому русского народа, делание поддерживать и развивать народные традиции. Ознакомление с художественной литературой «Пословицы, поговорки, потешки, прибаутки». Творческий проект «Что спасет мир» (изготовление макетов)
Выставка макетов.
Презентация (группового макета).
Ознакомление с окружающим
Тема: История создания русского народного костюма.
Цель:
Дать представление о том, что природа для человека является испокон веков неотъемлемой частью его быта и культуры.
Формировать любовь к природе, уважительное отношение к ней.
Познакомиться с техникой создания народного костюма, рассказать, как и из чего создавалась ткань, как и чем, окрашивалась. Рассказать о ткачестве, многоцветье и колористике (символике цвета, значении цветового строя в народном костюме).
Познакомить со способом создания набивной ткани, характерными особенностями: - основные цвета: красный, синий или красный, чёрный и их сочетания;
- элементы узора: геометрический, растительный и зооморфный.
Продолжать воспитывать интерес и уважение к народной культуре, прошлому русского народа. Беседа «История одежды: сравнение старинной и современной одежды»
Беседа «Что из чего делают»
Чтение рассказа Л.Кона «Лён»
Беседа «Как производят эти вещи» Ручной труд «Народное гулянье» (куклы из бросового материала)
Выставка изделий русского народно-прикладного искусства
Ручной труд «История одной куклы» (мастер-класс изготовление кукол кувадки и закрутки)
Ознакомление с окружающим
Тема: «Орнамент в Русском народном костюме»
Цель:
Формировать любовь к природе, уважительное отношение к ней.
Познакомить детей с понятием орнамент. Показать разнообразие орнаментов (виды орнаментов). Рассказать о его построении, (принципах построения), элементах и деталях.
Обратить внимание детей, на то, что в орнаментах запечатлён образ родной природы.
Показать многогранность использования орнаментов в народном костюме.
Выделить с детьми места расположения орнаментальных мотивов и каймы.
Воспитывать интерес и уважение к народной культуре, прошлому русского народа. Беседа «Во что играли наши бабушки» (Во что играли давным-давно)
Беседа «Гордость России» «Народные промыслы»
Художественное конструирование «Народные орнаменты» (геометрические орнамент в полосе) Мастер-класс на дому «Куклы наших бабушек»
Оформление творческой выставки
Изготовление предметов (товаров для досуга).
Досуг «Ярмарка изделий народного промысла».
Аппликация «Декоративный узор». (К Межд. Женскому дню).
Интегрированное занятие
(ознакомление с окружающим + рисование)
Тема: «Украшение рубахи на основе русской народной вышивки»
(растительный и геометрический орнамент)
Цель:
Продолжать знакомить с основой всех комплексов русского костюма - рубахой. Выделить с детьми места расположения декора орнаментальных мотивов (в рубахе – по вороту, рукавам и подолу).
Продолжать знакомить с элементами орнамента (геометрическим, растительным, зооморфным). Дать представление о том, что в нём отражена связь человека с окружающим миром; что элементы узора изображают предметы и явления природы (солнце, земля, колосья, поля, животные и птицы).
Учить создавать растительный или геометрический орнамент на основе русской народной вышивки.
Развивать чувство цвета, умение самостоятельно составлять узор из знакомых элементов, придумывать другие сочетания, составлять повторяющийся узор из геометрических и растительных форм, чередуя их по цвету и форме; Использовать навыки и умения в рисовании концом кисти.
Воспитывать умение работать коллективно. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Художественная аппликация «Растительный орнамент в полосе» (природный).
Рисование «Укрась Матрешку и Ванюшку».
Чтение русских народных сказок. Продуктивная деятельность «Изготовление кукол и декораций для театра».
Показ кукольного спектакля для малышей.
Русская народная сказка «Жихарка».
Рисование
Тема: «Украшение полотенца по мотивам русского народного костюма» (зооморфный и растительный орнамент)
Цель:
Продолжать формировать любовь к природе, уважительное отношение к ней.
Продолжать знакомить с праздничным русским костюмом – полотенцем, как частью русского костюма (необходимым для проведения праздников); Видами полотенца крестильным и свадебным.
Учить создавать орнамент с изображением стилизованных птиц.
Развивать чувство цвета, умение самостоятельно составлять узор; придумывать другие сочетания; создавать повторяющийся узор из зооморфных и растительных элементов, чередуя их по форме, цвету, размеру. Напомнить детям о магической, охранной силе – элементов узора – как оберегов.
Воспитывать интерес и уважение к русской культуре и прошлому русского народа. Художественная аппликация «Растительный орнамент в полосе» (Зооморфный орнамент в полосе). Пополнение мини - музея группы. Музей «Русского народного костюма»
Внимание конкурс!
Мастер-класс на дому «Вместе с мамочкой моей смастерю я куклу» (русские народные куклы).
Рисование
Тема: «Роспись передника по мотивам русского народного костюма»
Цель:
Продолжать формировать любовь к природе, уважительное отношение к ней.
Продолжать знакомить детей с украшением русского народного костюма – тесьмой, вышивкой, кружевом.
Учить выделять элементы украшения каймы, вышивки. Обращать внимание на их цветовое решение.
Учить составлять повторяющийся узор из растительного, геометрического или зооморфного орнамента на различных формах, на основе русской народной вышивки; составлять орнамент, чередуя элементы по цвету, форме и размеру; использовать навыки и умения в рисовании концом кисти.
Закрепить умение работать парами, умение договариваться.
Воспитывать интерес и уважение к народной культуре, прошлому русского народа. Художественное конструирование Дизайн «Укрась группу» (символические орнаменты зооморфные и растительные). Рисование «Весну встречали, в нарядный костюм наряжали».
Организация выставки «Весна пришла».
Мастер-класс на дому «Пасхальные шедевры».
Выставка «Пасхальные шедевры».
Рисование
Тема: «Во всяком посаде в своём наряде» (Оденем кукол)
Цель:
Учить создавать костюм по мотивам русского народного костюма, передавая его конструктивные особенности, элементы декора, так чтобы по костюму можно было узнать о его владельце.
Воспитывать умение работать коллективно.
Воспитывать интерес и уважение к народной культуре, прошлому русского народа, желание поддерживать и развивать народные традиции. Художественная аппликация Дизайн «Укрась детский сад».
(Фантазийные или смешанные орнаменты) Экскурсия в мини-музей детского сада. «Ознакомление с национальной одеждой народов России».
Приложение 2
Цикл занятий по ознакомлению с русским народным костюмом
детей старшего дошкольного возраста
Название занятия Программное содержание
1.Ознакомление с окружающим.
Тема: Традиции обряды и праздники русского народа. Продолжать знакомиться с традициями русского народа, обрядами. Дать представление о буднях и праздниках. Закрепить знания о родной природе. Воспитывать интерес и уважение к родной культуре и прошлому русского народа, желание поддерживать народные традиции.
Материалы: Иллюстрированный материал, репродукции картин (народные гулянья).
2.Ознакомление с окружающим.
Тема: Русский народный костюм. Рубаха. Её магическая и охранная сила. Познакомить с русским народным костюмом (повседневным и праздничным); особенностями костюмов северной России и южнорусских губерний; выделить различия женского народного костюма в зависимости от места жительства, климатических и природных условий. (Сарафанный и понёвный комплексы). Познакомить с основой обоих комплексов одежды – рубахой; её магической и охранной силой. Продолжать воспитывать интерес и уважение к родной культуре и прошлому русского народа; желание поддерживать и развивать народные традиции.
Материалы: Иллюстрации из альбома “Русский праздничный народный костюм” Куклы в русских костюмах. Открытки с изображением кукол из разных областей России в сарафанных и понёвных комплексах. Слайд-шоу. Репродукции картин Б. Кустодиева.
3. Рисование.
Тема: “Мы на луг ходили, хоровод водили”. Закреплять и обобщать знания детей о русском народном костюме, его составных частях, конструктивных особенностях. Учить расписывать силуэтное изображение девушки в русском костюме, передавать в костюме различия праздничного девичьего костюма в зависимости от места жительства (южнорусский девичий и северорусский костюм). Развивать творческие способности детей. Совершенствовать технические умения и навыки. Воспитывать любовь и уважение к родной культуре и ее прошлому, поддерживать и развивать народные традиции.
Материалы: Альбом “Русский праздничный народный костюм”. Куклы в русском костюме. Открытки с изображением кукол из разных областей России. Репродукции картин Б. Кустодиева.
4.Ознакомление с окружающим.
Тема: История создания русского народного костюма. Дать представление о том, что природа для человека является испокон веков неотъемлемой частью его быта и культуры. Формировать любовь к природе, уважительное отношение к ней. Познакомить с техникой создания народного костюма, рассказать, как и из чего создавалась ткань, как и чем, окрашивалась. Рассказать о ткачестве, многоцветье и колористике (символике цвета, значении цветового строя в народном костюме). Познакомить со способом создания набивной ткани, характерными особенностями: - основные цвета: красный, синий или красный, чёрный и их сочетания; - элементы узора: геометрический, растительный и зооморфный. Продолжать воспитывать интерес и уважение к народной культуре, прошлому русского народа.
Материалы: Альбом “Русский праздничный народный костюм”. Открытки с изображением кукол в русских костюмах. Куклы в русских костюмах.
5. Ознакомление с окружающим.
Тема: Орнамент в русском народном костюме. Формировать любовь к природе, уважительное отношение к ней. Познакомить детей с понятием орнамент. Показать разнообразие орнаментов (виды орнаментов). Рассказать о его построении, (принципах построения), элементах и деталях. Обратить внимание детей, на то, что в орнаментах запечатлён образ родной природы. Показать многогранность использования орнаментов в народном костюме. Выделить с детьми места расположения орнаментальных мотивов и каймы. Воспитывать интерес и уважение к народной культуре, прошлому русского народа.
Материалы: Презентация “Орнамент в русском костюме”. Куклы в русских костюмах. Свадебное полотенце с русским узором.
6. Ознакомление с окружающим и рисование. Интегрированное.
Тема: Украшение рубахи на основе русской народной вышивки.
Продолжать знакомить с основой всех комплексов русского костюма - рубахой. Выделить с детьми места расположения декора орнаментальных мотивов (в рубахе – по вороту, рукавам и подолу). Продолжать знакомить с элементами орнамента (геометрическим, растительным, зооморфным). Дать представление о том, что в нём отражена связь человека с окружающим миром; что элементы узора изображают предметы и явления природы (солнце, земля, колосья, поля, животные и птицы). Учить создавать растительный или геометрический орнамент на основе русской народной вышивки. Развивать чувство цвета, умение самостоятельно составлять узор из знакомых элементов, придумывать другие сочетания, составлять повторяющийся узор из геометрических и растительных форм, чередуя их по цвету и форме. Использовать навыки и умения в рисовании концом кисти. Воспитывать умение работать коллективно. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материалы: Презентация “Орнамент в русском костюме”. Кисти, краски, ватные палочки, салфетки, листы бумаги прямоугольной формы, силуэтное изображение рубахи, которую дети будут украшать.
7. Рисование.
Тема: “Украшение полотенца по мотивам русского народного костюма”. Формировать любовь к природе, уважительное отношение к ней. Продолжать знакомить с праздничным русским костюмом – полотенцем - как частью русского костюма, необходимым для проведения праздников. Видами полотенца - крестильным и свадебным. Учить создавать орнамент с изображением стилизованных птиц. Развивать чувство цвета, умение самостоятельно составлять узор; придумывать другие сочетания; создавать повторяющийся узор из зооморфных и растительных элементов, чередуя их по форме, цвету, размеру. Напомнить детям о магической, охранной силе элементов узора - оберегов. Воспитывать интерес и уважение к русской культуре и прошлому русского народа.
Материалы: Вышитые полотенца, куклы в народном костюме, гуашь, карандаши, бумажные формы, кисти, салфетки.
8. Рисование.
Тема: Роспись передника по мотивам русского народного костюма. Продолжать формировать любовь к природе, уважительное отношение к ней. Продолжать знакомить детей с украшением русского народного костюма – тесьмой, вышивкой, кружевом. Учить выделять элементы украшения каймы, вышивки. Обращать внимание на их цветовое решение. Учить составлять повторяющийся узор из растительного, геометрического или зооморфного орнамента на различных формах, на основе русской народной вышивки; составлять орнамент, чередуя элементы по цвету, форме и размеру; использовать навыки и умения в рисовании концом кисти. Закрепить умение работать парами, умение договариваться. Воспитывать интерес и уважение к народной культуре, прошлому русского народа.
Материалы: Альбом “Русский праздничный народный костюм”, вышитые полотенца, куклы в народном костюме, гуашь, карандаши, бумажные формы, кисти, салфетки.9. Рисование.
Тема: “Во всяком посаде в своём наряде” (оденем кукол). Учить создавать костюм по мотивам русского народного костюма, передавая его конструктивные особенности, элементы декора, так чтобы по костюму можно было узнать о его владельце. Воспитывать умение работать коллективно. Воспитывать интерес и уважение к народной культуре, прошлому русского народа, желание поддерживать и развивать народные традиции.
Материалы: Силуэтные куклы. (Несколько детей одевают свой силуэт куклы, выбрав одну из частей костюма). Силуэты рубах, сарафанов, понёв, фартуков, головных уборов, полотенец -поясов. Гуашь, кисти, салфетки. Куклы в русских костюмах. Репродукции картин А. Васнецова, В. Васнецова.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Темы и краткое описание содержания занятий
№
занятия Тема занятия Содержание
1 Традиции, обряды и праздники русского народа Знакомство с традициями, обрядами и праздниками русского народа.
2 Русский народный костюм. Рубаха. Её магическая охранная сила Знакомство с русским народным костюмом, его видами; особенностями северорусского и южнорусского костюма; сарафанным и понёвным комплексами; c основой обоих комплексов одежды – рубахой; её магической и охранной силой; рубахой, как частью мужского повседневного и праздничного одеяния.
3 «Мы на луг ходили, хоровод водили» Продолжение работы по ознакомлению детей с русским народным костюмом. Обобщение и закрепление знаний о его составных частях, конструктивных особенностях. Роспись силуэтного изображения девушки в русском костюме.
4 История создания русского народного костюма Знакомство с техникой создания народного костюма; с техникой изготовления материала, окрашивания. Знакомство с ткачеством, многоцветьем, колористикой; способом создания набивной ткани, ее характерными особенностями – цветом, видами орнамента, элементами узора.
5 «Орнамент в Русском народном костюме» Знакомство с русским орнаментом, его видами, построением, элементами, деталями. Рассказ воспитателя о связи природы и орнамента. Рассматривание русских костюмов. Выделение мест расположения орнаментальных мотивов и каймы.
6 «Украшение рубахи на основе русской народной вышивки» Продолжение работы по ознакомлению с основой всех комплексов русского костюма – рубахой. Выделение мест расположения декора орнаментальных мотивов (в рубахе – по вороту, рукавам и подолу).
Украшение рубахи растительным или геометрическим орнаментом на основе русской народной вышивки.
7 «Украшение полотенца» по мотивам русского народного костюма» Продолжение работы по ознакомлению детей с праздничным русским костюмом – полотенцем, как частью русского костюма; видами полотенца: крестильным и свадебным. Создание орнамента с изображением стилизованных спиц, с дополнением и изображением повторяющихся элементов узора (зооморфных, растительных).
8 «Роспись передника по мотивам русского народного костюма» Продолжение работы по ознакомлению детей с украшением русского народного костюма – тесьмой, вышивкой, кружевом. Рассматривание кукол в праздничных костюмах. Выделение элементов украшения каймы, тесьмы, вышивки.
Украшение бумажных форм орнаментами (растительными, геометрическими, зооморфными) по мотивам русской народной вышивки.
9 «Во всяком посаде в своём наряде» (оденем кукол) Продолжение работы по ознакомлению детей с русским народным костюмом; создание костюма по мотивам русского народного, с передачей его конструктивных особенностей, элементов декора (украшение бумажных форм элементами орнамента).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Логика подачи знаний
Знакомство детей с русским народным костюмом, орнаментом, его видами, магически-религиозной, обереговой (ролью) силой
Орнамент относится к жанру декоративно – прикладное искусство.
Он всегда ложится, прикладывается на предмет.
Знакомство с декоративно – прикладным искусством предполагает получение некоторых знаний о промысле, назначении, материале, характерных признаках. Выделяются средства выразительности: элементы узора, их цвет, цветовые сочетания, композиция.
Обращается внимание на построение и расположение узора на предмете.
Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Формировать знания о природе, растениях и животных нашего края.
Формировать любовь к природе.
Рассматривать иллюстрации В. Васнецова к русским народным сказкам.
Познакомить с предметом русского костюма - сарафаном, его назначением и способами украшения.
При рассматривании узора выделять основные элементы.
Познакомить с (растительным) орнаментом в полосе.
Выделять геометрические элементы росписи, колорит росписи: цвета их сочетания. Формировать интерес к природе.
Закреплять знания о родной природе, растительном и животном мире.
Формировать любовь к природе.
Декоративно – прикладное искусство
Учить видеть разнообразие материалов, узоров растительных и геометрических, стилизацию и красоту знакомых форм: травка, лист, цветок, ягодка, изображение коней и птиц, особенности изображения в разных видах.
Выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и ассиметричные композиции.
Познакомить с русским народным костюмом (мужским и женским); его особенностями (многослойностью и способами художественной отделки); показать принципы украшения женского и мужского костюма (на сарафане, рубашках – мужской и женской); познакомить с головными уборами – кокошниками; декоративными украшениями: кайма, вышивка, кружево.Познакомить с владимирской вышивкой, её особенностями, цветовой гаммой.
Познакомить с понятием орнамент. Рассказать о том, что орнамент состоит из отдельных повторяющихся элементов – символов.
Показать разнообразие орнаментов, многогранность использования орнаментов в русском костюме.
Выделять места расположения орнаментальных мотивов на костюме; различать геометрические, растительные, фантазийные орнаменты, выделять основные элементы, их цвет, типичные сочетания, колорит. Дать представления о том, что природа для человека является испокон веков неотъемлемой частью его быта и культуры.
Продолжать формировать любовь к природе, уважительное отношение к ней.
Познакомить с русским народным костюмом (повседневным и праздничным); особенностями костюмов северной России и южнорусских губерний; выделить различия женского народного костюма в зависимости от места жительства, климатических и природных условий.
(Сарафанный и понёвный комплексы).
Познакомить с основой обоих комплексов одежды – рубахой; её магической и охранной силой.
Продолжать воспитывать интерес и уважение к родной культуре и прошлому русского народа; желание поддерживать и развивать народные традиции.
Закреплять и обобщать знания детей о русском народном костюме, его составных частях, конструктивных особенностях.
Познакомиться с техникой создания народного костюма, рассказать, как и из чего создавалась ткань, как и чем, окрашивалась. Рассказать о ткачестве, многоцветье и колористике (символике цвета, значении цветового строя в народном костюме).
Познакомить со способом создания набивной ткани, характерными особенностями: - основные цвета: красный, синий или красный, чёрный и их сочетания; - элементы узора: геометрический, растительный и зооморфный.
Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, с историей его создания, с тем как создавалась ткань, как окрашивалась;
Познакомить детей с понятием орнамент. Показать разнообразие орнаментов (виды орнаментов). Рассказать о его построении, (принципах построения), элементах и деталях.
Обратить внимание детей, на то, что в орнаментах запечатлён образ родной природы.
Показать многогранность использования орнаментов в народном костюме.
Выделить с детьми места расположения орнаментальных мотивов и каймы.
Воспитывать интерес и уважение к народной культуре, прошлому русского народа.
Продолжать знакомить с основой всех комплексов русского костюма - рубахой. Выделить с детьми места расположения декора орнаментальных мотивов (в рубахе – по вороту, рукавам и подолу).
Продолжать знакомить с элементами орнамента (геометрическим, растительным, зооморфным). Дать представление о том, что в нём отражена связь человека с окружающим миром; что элементы узора изображают предметы и явления природы (солнце, земля, колосья, поля, животные и птицы).
Продолжать знакомить с праздничным русским костюмом – полотенцем, как частью русского костюма (необходимым для проведения праздников); Видами полотенца крестильным и свадебным.
Продолжать знакомить детей с украшением русского народного костюма – тесьмой, вышивкой, кружевом.
Учить выделять элементы украшения каймы, вышивки. Обращать внимание на их цветовое решение.
Продуктивная деятельность
Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Учить детей составлять простой узор из элементов народного орнамента, выбирать элементы, их цвет.
Учить составлять узор в полосе, используя новые элементы.
Учить детей составлять узор в квадрате, заполнять элементами середину и углы.
Учить рисовать девочку в длинном, расширяющимся к низу наряде; учить украшать его несложным орнаментом.Учить составлять узоры на полосе, прямоугольнике, чередовать элементы по форме, цвету, величине.
Учить расписывать матрёшку и Ваньку-встаньку по мотивам русского народного костюма, выбирать элементы, цвет. Учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя всё пространство листа бумаги или формы, находить красивые сочетания красок, использовать в своей работе элементы декоративно-прикладного искусства (растительные, геометрические).
Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам русской народной росписи. Показать приёмы видоизменения и декорирования листьев.
Учить создавать узоры по мотивам русской народной росписи; развивать чувство ритма и цвета в рисовании узоров, самостоятельность в выборе элементов, цвета, сочетаний цветов, композиции.
Учить составлять узор из знакомых элементов геометрического орнамента на готовых силуэтах; передавая ритм, чередование элементов.
Создавать геометрический орнамент для украшения рубахи; вписывать орнамент в прямоугольную, пятиугольную форму.
Учить выделять традиционные особенности росписи, колорит, композицию узора. Учить рисовать кайму; создавать узор по мотивам русской росписи, используя элементы и колорит Учить расписывать силуэтное изображение девушки в русском костюме, передавать в костюме различия праздничного девичьего костюма в зависимости от места жительства (южнорусский девичий и северорусский костюм).
Учить создавать растительный или геометрический орнамент на основе русской народной вышивки.
Развивать чувство цвета, умение самостоятельно составлять узор из знакомых элементов, придумывать другие сочетания, составлять повторяющийся узор из геометрических и растительных форм, чередуя их по цвету и форме.
Учить создавать орнамент с изображением стилизованных птиц.
Развивать чувство цвета, умение самостоятельно составлять узор; придумывать другие сочетания; создавать повторяющийся узор из зооморфных и растительных элементов, чередуя их по форме, цвету, размеру. Напомнить детям о магической, охранной силе – элементов узора – как оберегов.
Учить составлять повторяющийся узор из растительного, геометрического или зооморфного орнамента на различных формах, на основе русской народной вышивки; составлять орнамент, чередуя элементы по цвету, форме и размеру; использовать навыки и умения в рисовании концом кисти
Самостоятельный выбор элементов, их цвета, формы бумаги, композиции Определив назначение предмета, выбирают вид орнамента, элементы, сочетания цветов, композиции
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Сходства и отличия Южнорусского и Северорусского костюма
1. Общие стилевые признаки (сходство)
2. К общим стилевым признакам всех комплексов русского народного костюма относятся: материал, прямой крой, значительная полнота и длина одежд, многослойность, магически-религиозная символика, определённые цветовые предпочтения, способы художественной отделки, обилие всевозможных украшений, а также манера носить костюм (манера поведения).
Колористика - ткани для костюма использовали ярких расцветок: белые, красные, зелёные, синие, голубые, малиновые, розовые, фиолетовые и т.д.Материал: мех, кожа, шерсть, лён, конопля, лыко и д.р.
3. Традиционно одежду русского народа можно разделить на две основные группы:
4. Северорусский костюм Южнорусский костюм
5. Неодинаковые природные условия и различное сырьё для изготовления одежды обуславливали наполняемость гардероба.
6. Усиленно тёплая одежда в северных губерниях. Более облегчённая в южных губерниях.
7. Основой обоих комплексов одежды была рубаха.
8. Основной составной частью был сарафан. Основной составной частью была понева (род юбки).
9. На севере наиболее распространено было браное ткачество. Праздничный сарафан-набивник. (Узор набивался на ткань синего цвета).
Обязательной деталью сарафанного комплекса являлся узорчатый, нарядный пояс с разноцветными кистями и подвесками. Понёва изготавливалась в основном из шерстяной, клетчатой или полосатой ткани.
Непременной частью понёвного комплекса был передник (занавеска), изобретательно украшавшийся. Понёву носили замужние женщины. Пояса украшались кружевами и бахромой.
10. Девушки и в Северорусских, и Южнорусских губерниях носили сарафаны.
11. Из тафты, шёлковых тканей, бархата, штофа, кашемира, атласа и парчи шили праздничные сарафаны.
12. Северорусскую домоткань отличает сдержанность и строгость орнаментальных композиций и колористики, разнообразие узоров на самой ткани.
С востока привозили разнообразные шёлковые ткани, и на ярмарке крестьяне могли купить ситец и парчу, ленты, тканевую тесьму из золотой или серебряной металлической нити, разноцветную шерстяную пряжу, шёлковые, шерстяные и бумажные платки и шали.
Праздничную одежду затейливо украшали. Узорное ткачество центральных и южных губерний России отличается от северного большей насыщенностью колористики, разнообразием орнаментики, использованием в украшении тканей вышивки, блёсток, нашивок и позумента, разноцветных лент, полос ткани, бисера, тесьмы, кружев, разноцветной нити. Одним из украшений была вышивка чёрным шёлком.
13. Орнаменты. Элементы орнаментов
14. В декоре северорусских областей были распространены наряду с геометрическими мотивами узоры с изображением человека и животных (павлины, кони, барсы). Применялось изображение древа жизни с предстоящими фигурами. Встречались соляные знаки. Для южнорусского костюма характерны разработки растительных и геометрических узоров.
Часто встречались мотивы косых крестов, крючковидных фигур, розеток, восьмиугольных звёзд, ромбы с загнутыми отростками, или “рогами” на углах, с прямыми отростками, с маленькими ромбами на углах, гребенчатые ромбы и др.
15. Традиционными мотивами орнамента были изображения женской фигуры – символа плодородия, матери – сырой земли, солярных знаков – кругов, крестов, свастики, усложнённых ромбов, коня, оленя, птицы, древа – символа вечно живой природы; двух птиц – голова к голове – символа счастливого брака.Для сарафанов использовали растительных орнамент, иногда с добавлением геометрических фигур.
Для рубах в виде лапок горошин. В украшении рубах преобладали растительные и геометрические орнаменты: пальметты (орнамент в виде стилизованных пальмовых листьев), валюты (орнамент в виде завитка или спирали), меандр (геометрический орнамент в виде ломаной или кривой с завитками), солярные знаки – розетки, кресты, круги, ромбы.
16. Магически-религиозная символика
Олень (лось) – знак дождя. Он вызывает дождь, цепляя рогами тучи. Солярные знаки – всевозможные круговые, крестообразные изображения символизирующие солнце. Также с культом солнца связывают коня и уточку. Конь возводит солнце на небосвод, а уточка прячет его на ночь в воду.
Крест с загнутыми концами известен во многих древних цивилизациях как знак солнца; ромб с точкой посередине – знак поля, связанный с культом плодородия; древо жизни с предстоящими фигурами, держащими поводья коней со всадниками или птиц – образ, олицетворяющий во времена язычества силы природы: Солнце, Мать Сыру Землю и подвластные ей стихии… Солярные знаки – всевозможные круговые, крестообразные изображения символизирующие солнце.
17. Мужская одежда
18. Мужская одежда не отличалась таким разнообразием форм и декора, как женская. Была скромна и единообразна. В мужской одежде не прослеживается чёткого деления по регионам. Она различается по возрастному принципу и социальному.
Особое внимание в мужском костюме уделялось поясам, кожаным или плетёным, украшенным на концах кистями.
19. Царское облачение
20. Одежда крестьян была одинакова с одеждой царей и даже носила одинаковые названия, только отличалась достоинством материала и убранства.
(по заметкам профессора Костомарова).
Ткани: Шёлк, бархат, кисея, алгабас, аксамид (золотые ткани).
Мех: Соболя, куницы, песца, бобра.
Украшения: Облачение царя было живописным, ярким и богатым.
Необыкновенная роскошь, пышность костюма создавалась за счёт:
-дорогой ткани;
-богатой орнаментации, драгоценными камнями, серебром, золотом, жемчугом, самоцветами, блёстками;
-пышных объёмов костюма;
-деталей костюма.
Орнаментация включала в себя растительные (цветущие букеты, пышное дерево) мотивы, изображение зверей, птиц, стилизованные женские фигуры. Орнамент располагался отдельным узором или полностью закрывал фон.
Костюмы богатых людей
Шили из привозных дорогих тканей: тафты, парчи, бархата, хлопчатобумажных, атласа, сатина.Шубы выполнялись мехом внутрь, сверху покрывались парчой, бархатом, сукном.
Простые люди использовали подкладки – из овчины, медвежьего, волчьего, козьего меха. Знать – из шкур соболя, куницы, песца, белки, лисицы.
Шубы украшались богатой вышивкой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Рекомендации родителям по патриотическому воспитанию
дошкольников в семье
№ Рекомендации Практические действия
1 Развивать любовь к родному языку Регулярные домашние чтения русских народных сказок, сказок и стихов А. Пушкина, М. Лермонтова, рассказов М. Пришвина и т.п.
Домашние театрализованные постановки, концерты, приуроченные, к примеру, к какой-то семейной дате или празднику
2 Формировать любовь к своей семье Семейный просмотр фотографий, рассказы о бабушках, дедушках, других родственниках. Объяснить ребенку, что такое генеалогическое дерево, попробовать его нарисовать.
Отправиться в прошлое семьи. Возможно, вспомнить героические страницы нашей истории и участие в них близких и родных людей
3 Развивать у ребенка интерес к труду родителей и других людей В семейном кругу организовать праздник, на котором бы отмечалась дата, связанная с профессиональной деятельностью папы или мамы. Объяснять ребенку, что труд каждого человека нужен людям. Оттого, как каждый будет трудиться, зависит, насколько богатой будет наша страна
4 Формирование любви к природе, заботы о ней, воспитание эстетического чувства Посещать с ребенком лес, парки, заповедники. Обращать внимание на явления природы, на красоту местности.
Можно предложить ребенку заняться коллекционированием, например, картинок с разными животными земного шара. Помочь организовать начало коллекции
5 Воспитывать интерес к культуре, прошлому и настоящему родной страны Посещение музеев, исторических мест и памятников, прогулки по Москве. Экскурсия в Дом-музей В.М. Васнецова (пер. Васнецова, д. 13); экскурсия в Мемориальный музей-квартиру A.M. Васнецова (Фурманный пер., д. 6); в Третьяковскую галерею (Лаврушинский пер., д. 10).
Обязательные беседы по увиденному и услышанному. Стимулирование ребенка к тому, чтобы он задавал вопросы
6 Приобщение к жизни страны Празднование всей семьей Дня Победы. Выход с ребенком на площадь Победы. Рассказы о героических подвигах русских солдат-защитников Родины в Великой Отечественной войне
7 Культивировать в ребенке желание совершать добрые поступки Личным примером показать, как заботиться о больном или пожилом человеке, подключить к этому ребенка, дав посильное задание. С учетом возраста ребенка учить его сострадать, сорадоваться, учить переживать эмпатию и выражать это в слове и деле
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Пословицы и поговорки.
Где родился, там и пригодился;
У наших ворот всегда хоровод;
Праздник придет – гостей приведет;
Наш горок - Москвы уголок;
Всякому мила своя сторона;
Во всяком посаде в своем наряде;
Молодец в кафтане, девка в сарафане;
Какова деревня, таков и обычай;
Казань - городок – Москвы уголок;
Казань – осетрами, Сибирь соболями хвалится;
И в мир и в пир – одежда одна;
Кто запаслив, тот и счастлив;
Кто любит труд, того люди чтут;
Как нажито, так и прожито;
Запас мешку не порга;
Запас мешка не тянет;
Запасливый нужду не терпит;
Пушинка к пушинке – и выйдет перинка;
Везде сарафан пригождается, а не надо – сарафан под лавкой валяется;
Все мои приборы – лапти и оборы;
Всей одёжи две рогожи, да куль праздничный;
Береги одежку снова, а разум с молода;
Девичья коса – на всю Москву краса;
Девушка гуляй, а дельце не забывай;
Добрая жена дом сбережет, плохая – рукавом растрясет;
Жену выбирайте не глазами, а ушами (по славе);
Как жену на двор – то и пяльцы на стол;
К большому терпенью придет и уменье;
Какова пряха, такова на ней и рубаха;
Знай, баба, донце да кривое веретенце;
Как сошьешь, так и износишь;
Как рученьки сшили, так плечики и сносили;
Кто посеет лен - пожмет золото;
Лен вымотает, лен и озолотит;
Каково волокно, таково и полотно;
Каково полотно, такова и строчка;
Ладно скроено, так и шить хорошо;
Баба прядет – не по две рубахи носит, а мужик не прядет,
да не наг ходит;
Длинная нитка – ленивая швея;
Где шьют, там и порют;
Семь раз отмерь – один отрежь;
Не игла шьет, а руки;
Не ленись прясть, хорошо оденешься;
Кто умеет золотом шить, не пойдет молотом бить;
Каково сукно, таковы и обрезки;
Кичку надела – ничего не замечает;
Коса - девичья краса;
Кривое веретено не надежа (не оденет);
Крой новый кафтан, а к старому примеряй;
Куда клинья, туда и рукава;
Заплаточки с лоскуточками беседуют;
Зимою тулуп всякому люб;
Зимою шубка не шутка;
Своя рубашка ближе к телу;
Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом;
Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк;
По одежке встречают, по уму провожают;
У бабы рубашки – те же мешки: рукава завяжи да чего хочешь положи;
Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь;
Шуба тепла и мохната - жить вам легко и богато.