Урок на тему Чувашская национальная одежда
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа №64»
Конспект урока: «Чувашская национальная одежда».
Учитель высшей категории
Карпова М.М.
Тема урока: Чувашская национальная одежда.
Задачи:1. Продолжить знакомство с традиционной чувашской одеждой, показать особенности национальной чувашской одежды;
2. Развитие творческих способностей, логического мышления, памяти, речи.
3. Воспитывать уважение к традициям, обрядам чувашского народа, прививать любовь к чувашскому языку, воспитывать толерантность.
Оборудование: предметы традиционной одежды и украшений, обувь, головной убор, домотканные полотна; сундук. Презентация «Чувашская национальная одежда», видеофильмы «Традиционная чувашская одежда» и «Чем различается одежда у разных групп чуваш».
Ход урока:
Организационный момент. Видеофильм-1 Давайте послушаем чувашскую народную музыку, настроимся на наше занятие.
Илемл
·, илемл
·,
Илемл
· ч
·ваш к
·пи.
Илемл
· ч
·ваш к
·пи те
Т
·х
·нма п
·лсен к
·на.
2. Приветствие на чувашском языке: Слайд 1
-Ыр
· кун, хакл
· ачасем!
-Ыр
· кун, хакл
· та, хисепле х
·насем, в
·рентекенсем!
Сегодня у нас обычное и необычное занятие! Мы с вами, как большая и дружная семья, встречаем гостей! Они приехали к нам издалека, посмотреть, как мы с вами живём и учимся, изучаем чувашские традиции и обычаи.
3. Вопросы для определения темы урока.
Я думаю, прослушав такую красивую музыку, посмотрев презентацию вы настроились на работу!
- Какие слова часто повторяются в песне? (Илемл
·, илемл
·. В переводе на русский – красиво).
- О чем поется в этой народной песне? (О красоте чувашской традиционной одежды.)
- Ребята, значит сегодня мы на занятии о чём будем говорить? (О чувашской национальной одежде). Слайд 2
- На предыдущих занятиях мы с вами уже говорили о традиционной одежде чувашского народа. Сегодня речь пойдет и о материале, из которого шилась традиционная одежда, об украшениях чувашских женщин, об обуви чуваш.
Для этого мы с вами ребята, заглянем в бабушкин сундук! (Арча)
4. Объяснение новой темы.
Так сложилось, что исторически на территории Ульяновской области проживают: чуваши, русские, татары, мордва, армяне, немцы, греки, молдаване, эстонцы, грузины и т.д.
Каждый народ имеет свою культуру, свои традиции, у каждого народа имеются свои национальные костюмы, в которых нашли отражение быт, основные виды деятельности народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном Слайд 3-4
- Когда мы говорим о чувашском костюме, какие ассоциации у Вас вызывает это словосочетание? Многие из нас, люди старшего поколения, при упоминании о чувашском национальном костюме представляют себе сцену, где водят хороводы. А ведь действительно, чувашский костюм невозможно отделить от песни. Всю одежду испокон веков крестьянка делала сама.
-А где в наши дни можно увидеть чувашский национальный костюм?
Музеи, выступления фольклорных коллективов.
Народный костюм в нашей стране и в других странах бережно хранится и почитается.
Чувашская народная одежда и украшения - богатейшее наследие материальной и духовной культуры прошлого. В их тысячелетних традициях сосредоточены связи времен, племен, народов. По своей форме, характеру, содержанию, стилю, орнаментации костюм чувашей тесно связан с земледельческим укладом жизни. Слайды
- Ребята, какую роль вообще выполняет одежда? (тепло, красота)
Даша А Одежда традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Кроме утилитарного назначения - защиты тела от воздействий наружной среды - она обладала символическими и ритуальными функциями.Показать на манекене
-Что является основой традиционной одежды чувашского народа? (К
·пе- рубаха или платье туникообразного покроя)
-Что надевали женщины поверх к
·пе? (Саппун.) Да, непременной деталью женского чувашского костюма был передник саппун, черситти.
Ребята, посмотрите внимательно на ткань, ведь такую ткань не купишь в магазине, а тогда и подавно.
- Поэтому чтобы узнать из чего шили одежду мы заглянем
в наш бабушкин сундук.(Вынимаю самотканые полотна)
Что это у меня? ( самотканое полотно)
Галя Ж нам расскажет как получали волокно для холста?
-Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Материал для одежды изготовлялся в основном в домашнем хозяйстве. Волокно для пряжи выделывали из льна и конопли. Коноплю и лен теребили, коноплю мочили, лен расстилали на росной траве на 20-25 дней. После просушки коноплю и лен мяли и трепали, чтобы получить волокно. Из волокна ткали холст. (Маттур, тавта пуз)
- Перед вами образцы разнообразных домотканых полотен. (Учитель показывает полотна.)
- Чем они отличаются? (Цветами, нитками, плотностью.)
- Посмотрите, ткани какого цвета использовали чуваши? Слайд
(Белого цвета). Почему? (Аверкиева Настя)
-Традиционная рубашка шилась из белого домотканого холста.
Белый цвет был священным для наших предков. Считалось, что Бог любит белый цвет. Чувашей можно образно назвать детьми солнца. Схематичные изображения дневного светила присутствуют в костюме повсюду: и на головных уборах женщин и девушек, и в вышивке. В творчестве чуваш красный цвет связан с понятием прекрасного - это символ огня, солнца, цвет жизни, любви, отваги. Черный цвет – цвет плодородной земли, в сочетании с красным он символизирует брак, начало жизни. Белый цвет понимается как признак чистоты, правдивости, мудрости. Зеленый цвет – это признак жизни, роста и развития растительности. (Маттур, тавта пуз)
(достаю из сундука платья разной расцветки и вешаю на вешалку)
Рассказываю о платье Настиной бабушки.
Прокопьева Настя провела целое исследование и написала проект на тему:«Письмена на подоле чувашского платья» Сегодня она с нами поделиться некоторыми открытиями, которые она сделала.
Чувашский народный костюм делится на три основных вида по признакам этнографических групп:
1) вирьял – верховые,
2) анат енчи – средненизовые,
3) анатри – низовые. Видео 2 (1,33-2,38-39)
В XIX в. у низовых чувашей распространяется крашенина - окрашенная в один цвет готовая ткань и пестрядь (улача) - холст, сотканный из заранее окрашенных ниток с узором в клетку, в полоску и т. д. У верховых и средненизовых чувашей нательная одежда (рубаха и штаны) шилась, как и в далеком прошлом у всех чувашей, из белого холста. Слайды
Настенька, какая ты молодчина!
· Маттур, тавта пус
..Ребята, а ведь здесь каких только полотен нет?
-Для чего предназначались полотна в крупную, в мелкую клетку, в полоску? (В крупную для скатертей и покрывал, в мелкую для платья, в полоску на мужские штаны) (Даша Андреева)
-В конце XIX. - начале XX вв. для пошива рабочих рубах верховые чуваши использовали самодельную ткань белого цвета из покупных хлопчатобумажных ниток (катанпир, пяс). Ткани фабричного производства покупали для отделки традиционной одежды. (Это ситец, сатин, позднее атласная ткань)
(Достаём из сундука разные по расцветке и стилю платья. Сравниваем обычную повседневную одежду с праздничной)
-Ребята, а будничная и праздничная одежда отличаются? Чем?
(Вышивками. Применялась ткань более тонкого, лучшего качества) Слайды
-Праздничную одежду шили из тонкого холста (зинзе пир), а из холста среднего качества (в
·там пир) - рабочие рубахи, шаровары.
- Ребята, чем выделяется женская одежда у чувашек? (Украшениями) Заглянем снова в наш чудесный сундук! (Достаём из сундука разные украшения) (Диана Леонтьева)
-Дополнением праздничной традиционной одежды являлись украшения.
-Из чего изготавливали украшения? (Из монет, бисера, бус, ракушек.)
- Как вы думаете, для чего надевали украшения? (Не только для красоты. Они были оберегами, как бы звон монет защищал от злых духов).
Слайд
С наступлением весенних теплых дней, освобождаясь от работы, чувашские девушки и парни вечерами водили хоровод (В
·ййа тухн
·). Они надевали белые платья, белые чулки и украшения. Слайд
Как готовилась девушка к хороводу, писал чувашский поэт К.В.Иванов в своей бессмертной поэме «Нарспи».
Ученики читают отрывки из этой поэмы: (Настя Муленкова)
Х
·вел анса ларсанах, Солнце за гору катилось,
Питне з
·вать, ш
·л
·нать, Дремлют ветлы в полутьме
В
·ййа тухма ш
·лкеме А Нарспи уже умылась,
К
·к
·р
· зине закать. Надевает шулкеме.
-О каком украшении говорится в этих строчках? (шялкеме). (Показать)
-Для чего оно предназначалось? (Это нагрудное украшение, сплошь покрытое монетами, по краям окантованное полосками кумача, тесьмой, лентами.)
-В следующих строках автор говорит о другом украшении. Послушайте и скажите, что за украшение? (Мария Муленкова)
Яв
·наз
· хызалта Раскрасавицы форсисто
Сив
·т в
·з
· к
·трисем. Словно лебеди плывут.
Утса-утса пын
· чух Их звенящие мониста
Ш
·нк
·ртатаз тенкисем И сияют, и зовут.
(Тенк
·.)
-Маттур, ачасем.
Давайте посмотрим что тут у нас ещё в сундуке?
Головной убор. Еще какие элементы традиционной одежды украшались монетами, бисером и.т.д.? (Это женские головные уборы.) Слайды
-Перед вами портрет чувашской красавицы. Как называется ее головной убор? (Тухъя-девичий головной убор. Он остроконечный, похож на шлем).
-А чем отличается женский головной убор? (Отличается усечением кончика головного убора, называется хушпу.) Слайды
Замужние женщины носили сурпан. Сурпан, носили под хушпу, или надевали в жару без хушпу. Его украшали узорами и вышивками.)
-Какой головной убор вы еще знаете? (Масмак - налобная повязка, украшенная вышивкой) Женщины ещё носили платки – пус тутар
Посмотрите-ка что это за сундуком! (Лапти – з
·пата)
А теперь давйте вспомним какую обувь носили чуваши? Слайд
Для обуви использовались также природные материалы - луб, кожу, овечью шерсть.
(Сообщение учащихся о чувашских валенках, лаптях): (Лиза Агапова)
Основной обувью у мужчин и женщин были лапти (з
·пата). Каждый народ создал свой тип плетеной обуви. Мужские лапти чуваши плели из семи лычек (пуш
·т) с небольшой головкой и низкими бортами. Женские лапти плелись весьма тщательно - из более узких полосок лыка и большего числа (из 9, 12 лычек). У верховых чувашек рядом с головкой пропускали тоненькую веревочку - по ней женские лапти легко отличить от мужских. Вирьялы лапти носили с черными толстонамотанными онучами (т
·ла), поэтому оборы (з
·пата кантри) делали до 2 м длиной. Низовые чуваши лапти носили с суконными чулками (ч
·лха). Обертывание онучей и оплетание их оборами требовало времени и умения! Женщины юго-восточных районов носили также суконные гетры (к
·ске ч
·лха).
(Снежана Ухванова)Валенки (к
·зат
·) в прошлом носили состоятельные крестьяне. С конца прошлого века стало традицией покупать сыну к свадьбе кожаные сапоги (с
·ран ат
·), а дочери - кожаные ботинки (с
·ран пушмак). Верховые женщины надевали кожаные сапожки с короткими твердыми голенищами, собранными в гармошку. Кожаную обувь очень берегли.
6.Отгадывание загадок.
1.На крыше серебряной кибитки свинцовый журавль. ( Тухъя)
2. У одной мыши два хвоста. (Лапти -з
·пата.)
3.Одна сторона лубяная, а другая-блестящая. (Шялкеме)
4. Украшение для уха. (Алка)
5.Налобная повязка. (Масмак)
Ой, как много ещё вещей в нашем сундуке, но нам пора подводить итоги.
Итоги занятия. Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии.
-Как называется эта одежда? Показываю одежду, головные уборы, лапти.
-Самые древние наряды, дошедшие до нас, датированы XVII веком.
Слайд Чувашская одежда имеет сходства с костюмами народов Средней Азии и Казахстана. Сходства выявляются при сравнении костюмов чувашей с татарами, башкирами, удмуртами, мордвой. Это говорит о том, что у нас одни корни, что надо с уважением относиться ко всем народам, быть толерантным к традициям и обычаям других народов и стараться сохранить культуру наших предков. Слайд
Академик Геннадий Никандрович Волков говорил, что: «Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет личности, без личности – нет народа». Слайд 29
- Я считаю, что если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад, в сокровищницу мировой культуры. А ключ к этому – родной язык.
Не забывайте корни свои, предков,
Язык отцов, традиции и быт,
Любите это, сердцем своим крепко,
Пока в груди оно у вас стучит.
Заголовок 115