ПРПРОЭКТ «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение(ясли-сад) №1»Ромашка»
муниципального образования городской округ
Красноперекопск
Республика Крым
ПРОЭКТ
«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»
Воспитатель: Богданова Т. П.
Содержание
І Теоретические основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста через ознакомление с родной природой
ІІ Задачи и цель
ІІІ Формы работы в процессе ознакомления с природой
ІV Приложения
К тому, кто был глух к природе с детства, кто не подобрал .. из гнезда птенчика, не открыл красоты первой весенней травы, к тому, потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а, может быть, и простая человечность. В.А. Сухомлинский
Удивительный мир природы Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься.
Очень важно обратить внимание на эту красоту и многообразие.
В связи с отличительными особенностями крымской неповторимой красоты, есть необходимость познакомиться с красотой родной природы, которая нас окружает.
Ведь, будут ли потомки ею наслаждаться, зависит от нас, сегодняшних. Красная книга постоянно пополняется новыми объектами природы, находится под угрозой исчезновения. Ст. 29, пункт 1 «Конвенции ООН о правах ребенка» призывает воспитывать любовь и уважение к окружающей природе.
Обозначаемая проблема является составной частью подготовки ребенка к школьному образованию.
Дошкольный возраст – оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, экологически целесообразное поведение в природе, толерантное отношение к людям. Для того, чтобы ребёнок проявлял чуткое и бережное отношение к природе, необходимо обогатить его опыт яркими впечатлениями. Дать необходимые знания и умения. В связи с этим целью является:
Знакомство с растительным и животным миром родного края Крыма.
Формирование приобщения детей к природе посредством поэтапного решения задач.
Задачи:
- познакомить с разнообразием растительного и животного мира Крыма;
- развитие эмоционально-чувственного отношения к природе, окружающему;
- воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе;
- знакомство с правилами поведения в природе;
- формирование доброжелательного отношения к природе, трудовых навыков.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животным и растительным миром, дети становятся чище, добрее, мягче. Ребенок, полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных. Знакомство с природой будет любознательность дошкольника, помогает понять многие явления природы, приучает видеть интересное там, где ещё вчера не было внимания.
В. А. Сухомлинский справедливым считал необходимость вводить ребенка в окружающий мир так, чтобы они открывали что-то новое, чтобы каждый шаг был путешествием к чудесной красоте природы. И, пока дети малы, все цветы, трава, жучки, паучки, птицы, животные – все это близко им. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, разорять птичьи гнёзда, рвать цветы – ему необходимо внушить любовь к муравью, колокольчику, тюльпанчику, дереву, ко всему, что окружает.
Любовь к окружающей природе всегда связано с любовью к родным местам, к своему городу, поселку, где человек родился и живёт.
Я учу детей не только чувствовать, но и участвовать в создании природы.
Проводим беседы о том, как в далекие времена люди заботились о природе. На клумбочках садили цветы , ухаживали. Я уверена, что дети, которые сами посеяли семена, ухаживали – не будут рвать и ломать.
Важнейшим источником знаний о природе являются; наблюдения, занятия, праздники «В гостях у лесовичка », «Жалобная книга природы» и т.д. Впечатления от увиденного дети передают в рисунках, аппликациях, поделках.В процессе работы стараемся воспитывать у детей
доброту,отзывчивость, развивать пытливость, любознательность, интерес, любовь к природе.
Актуальность проекта
Малая родина даёт человеку больше, чем в состоянии осознать. Для чего надо изучать природу родного края?
- Важно воспитывать способность позитивно взаимодействовать с природой.
- Руководствоваться гуманным отношением к природе.
- Грамотно и правильно, свободно излагать мысли.
- Пробуждать в себе эмоционально-чувственное отношение к природе нашего края.
Через отношение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделав её разнообразнее, выразительнее.
Ожидаемые результаты:
Работа поможет детям:
Понять, что необдуманным поступком можно навредить природе;
Накопить знания, информацию о природе родного края;
Запомнить правила поведения в природе;
Познакомиться с растениями и животными.
Формы работы в процессе ознакомления с природой Крыма
Наблюдения;
Целевые прогулки, экскурсии;
Игровые ситуации с использованием литературных персонажей;
Праздники;
Занятия;
Словесные обсуждения, проигрывание ситуаций;
Лаборатория «Юного эколога»;
Инсценирование , театрализованое представление;
Труд в уголке природы, цветник;
Викторины;
Кроссворды;
Вечера загадок;
Дидактические игры;
Методы экспериментирования и моделирования с природным материалом.
Практические методы
- Проведение акций «Берегите птиц зимой»;
- «Жалобная книга природы»;
- «Животные Крыма»;
- Викторины, КВН;
- Природные подделки.
Наглядные методы
- Рассматривание иллюстраций, фото, заповедников;
- Просмотр видеофильмов;
- Мини-музей (фотоальбомы, открытки, гербарий);
- Фотовыставки «Наши меньшие друзья»;- Правила поведения в природе.
Литература
1. «Как знакомить дошкольника с природой» 1982г.
2. «Наблюдения и труд в природе» Мазурина А. Ф.
3. « Как приобщать ребенка к природе» Николаева А. С.
4. «Крымский веночек» - региональная программа, методические рекомендации дошкольного возраста 2004г.
5. «Ознакомление дошкольного возраста с природой» Веретенникова
Карта диагностирования детей
Животный мир.
- Какие птицы и насекомые передвигаются по воздуху?
- Назовите существенные признаки птиц? Насекомых?
- Назовите животных Крыма.
- Какие животные занесены в Красную книгу?
- Какие растения занесены в Красную книгу?
- Назови отличительные признаки деревьев от кустарников?
Цветы и травы.
- Назовите цветы.
- Назовите первые весенние цветы.
- Где растут цветы?
- Какие лечебные травы знаешь?
- Какие растения занесены в Красную книгу?
- Любишь ли ты природу?
- Расскажи о правилах поведения в природе.
- Какие заповедники Крыма знаешь?
- Назови моря Крыма.
- Какие стихи о Крыме знаешь?
- Что могут сделать дети для охраны природы?
Что такое природа - Что такое фото охота?
- Какие насекомые появляются весной первыми?
« ВОЙДИ В ПРИРОДУ ДРУГОМ»
(родительское собрание)
Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
Ход собрания
«Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял:
Прикоснуться к природе
Можно только сердцем».
Ведущий. Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песнь кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
Участвуют д в е к о м а н д ы: «Василек», «Ромашка».
Ведущий. Лесная тишь полна своих чудес.
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка – это лес.
Ты эту сказку сохрани:
Не рви, не мни и не спугни.
1-й конкурс. «Вопрос – ответ».
Для команды «Ромашка»:
– Почему лес называют зеленой аптекой?
– Какие цветы расцветают ранней весной?
– При каких заболеваниях используется липа?
– Где уши у кузнечика?
– У какой птицы зимой появляются птенцы?
Для команды «Василек»:
– Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?
– Какую траву любят кошки?
– Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов на песке?
– Какая ягода заменяет лимон?
– При каких заболеваниях используется мята перечная?
Музыкальная пауза: музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок».
2-й конкурс. Домашнее задание – инсценировка экологической сказки – 10 баллов.
Музыкальная пауза: песня-шутка «Кузнечик-кузнечик», муз. Д. Кадабекли, слова – народные.
Ведущий. Гнездо на ветке – птичий дом.
Вчера птенец родился в нем.
Ты птицы дом не разоряй
И никому не позволяй.
3-й конкурс. «Капитаны, капитаны» (стихи о природе) – 5 баллов.
Музыкальная пауза: этюд «Одуванчик», муз. Арбелян.
4-й конкурс. Представление поделки из природного материала.
Подведение итогов конкурса.
Ведущий. Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Плыть в одном полете.
Давайте сохраним ромашку на лугу,Кувшинки на болоте,осетра в реке и птицу в неб
Сказки о природе
Волшебная рябинка (А.Лопатина)
Повстречались как-то на лесной дорожке дедушка лесник с внучкой и художник. Лесник лес свой осматривал. Внучка с ним ходила: с деревьями знакомилась и лесным воздухом дышала. А художник лесную красу хотел людям показать.
Художник и клен (А.Лопатина)
Любил художник осень. И она его тоже любила, зачаровывала красками яркими, заманивала в леса расписные. Каждый день осень художнику подарки дарила: то осинку пурпурную, то березку золотолистую. Однажды вышел художник на полянку лесную и ахнул. Стоит на полянке кленок молодой.
Осинка и ветерок (М.Скребцова)
Спрашивают как-то деревья осинку:
Чего ты, осинка, всегда дрожишь? Не пристало дереву таким быть.
Разговорчивая березка (М.Скребцова)
Разговорились как-то деревья на ветру о своем житье-бытье: у кого из них семена самые легкие, кого ветер да солнышко любят, в ком пользы для людей больше, да мало ли о чем деревья разговоры между собой вести могут. Самой разговорчивой в тот день березка оказалась.
Хвойный лес.Солнечное дерево (М.Скребцова)
Как-то раз загрустило солнышко, глядя с небес на хвойный лес:
- Изо дня в день освещаю я его своими лучами, а лес все равно темный. Вот лиственные леса свет мой хранить умеют. Пошлю-ка я свой лучик в хвойный лес. Пусть спросит у деревьев, куда они мой свет прячут.
Лиственный лес.Внутренняя красота (М.Скребцова)
Родилась как-то под ольхой березка. Обрадовалась ольха. Была она деревом добрым. Все деревья с ней дружили. Возле ольхи они хорошо росли: обогащала она почву удивительным веществом - азотом. Так что повезло березке с нянькой
Сказка о двух розах
В предместье многолюдного города жил садовник, у которого был великолепный цветник, где росли всевозможные розы. Садовник был знатоком своего дела и с особенным искусством разводил именно розы. И как же он ухаживал за своими цветами!
15