План профессионального самообразования воспитателя на тему :Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего возраста с родным городом.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Солнышко»
План профессионального самообразования воспитателя на тему:
«Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего с родным городом».
Воспитатель Евтухова О.А.
г. Новохоперск, 2015-2016
Введение
Правительство России 11 июля 2005 года утвердило Постановление №422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006 -2010 годы», в котором говорится о том, что данная программа разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан страны и учётом предложений всех уровней исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, общественных организаций и объединений, а так же творческих союзов и религиозных конфессий. Программа является продолжением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», предполагает совместную деятельность государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать ему дальнейшую динамику. В программе подчеркивается, что приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей молодёжи. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) уделено большое внимание нравственному воспитанию дошкольников, в том числе патриотическому воспитанию.
Актуальность и перспективность опыта.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. (Д.С.Лихачев)
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог должен сам знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живёт. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати – поле».
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгаются рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодёжи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости» - телеманию, виртаманию, Интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых, эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растёт будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитание патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений.
Сегодня наше общество переживает переоценку идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что может привести к необратимым последствиям. Содержание образования должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину.
Семья выступает как образец моделей поведения и оказывает большое влияние на развитие личности. Многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своём городе.
Проблема:
Во время работы над опытом, я столкнулась с недостаточной методической, дидактической оснащённостью для организации целенаправленного, содержательно наполненного целостного педагогического процесса, направленного на ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом Новохоперском.
Беседуя со старшими дошкольниками о родном городе, я увидела, что дети не знают достопримечательностей нашего города, чем он знаменит, не знают названия улиц, на которых живут. Пришлось срочно исправлять ситуацию.
Мною была определена цель работы: совершенствовать педагогический процесс по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом.
В ходе реализации этой цели, я стала изучать научно – методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, систематизировать методический и дидактический материал по ознакомлению с родным городом, пополнить предметно – пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном городе, повысить уровень компетентности родителей по данной проблеме через организацию взаимодействия ДОУ и семьи, разработать перспективные планы по знакомству с родным городом., организовать мониторинг педагогического процесса по ознакомлению детей с родным городом. Полученный результат предполагалось отслеживать по следующим критериям:
- методическое обеспечение;
- пополнение предметно – пространственной развивающей среды;
- применение полученных знаний в продуктивной деятельности детей;
- компетентность и включенность родителей в педагогический процесс.
Социальная значимость и профессиональная востребованность.
Я считаю, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируются патриотические чувства – чувство привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за город, в котором родился и живёшь и, конечно же, за свою страну. Кем бы ни стал ребёнок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий. Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности ребёнка. Несмотря на то, что все дети разные – по характеру, по темпераменту, по способностям, всех их связывают общечеловеческие черты: стремление к познанию окружающего мира, стремление к свободе, к самовыражению. Как бы ни был одарён ребёнок, от природы, в нём всегда заложены возможности самосовершенствования, творческого и познавательного потенциала. Сейчас к образовательным учреждениям предъявляют высокие требования. Одним из них является необходимость повышения качества образовательного процесса, усиление его индивидуально-личностной нравственности с целью воспитания свободомыслящей, гуманистически ориентированной личности, способной понимать и любить окружающий мир.
Цель моего опыта:
«Закрепление и расширение знаний о родном городе».
Задачи:
Образовательные задачи:
- развивать познавательный интерес к изучению истории родного города;
- пополнять активный словарь детей;
- знакомить детей с символами города Новохоперска;
Развивающие задачи:
- формировать основы понятия: «Я – новохоперец»;
- расширять и закреплять знания детей о родном городе;
Воспитательные задачи:
- воспитывать у ребёнка привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- воспитывать уважение к труду, людей, живущих в городе;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения города;
- воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только нравственно - патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Поэтому я решила разработать серию конспектов по ознакомлению с родным городом. Решению этих задач я уделяю большое внимание при ознакомлении дошкольников с родным городом. В опыте представлены конспекты по изобразительной деятельности, конструированию, развитию речи и ознакомлению с окружающим, тематическое планирование, фотоальбомы о родном городе, а так же в помощь воспитателю список художественной литературы и диагностика по этой теме.
В работе по ознакомлению детей с родным городом я придерживаюсь следующих принципов:
- Принцип историзма. Сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее.
- Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а так же ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
- Принцип дифференциации. Создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип позитивного патриотизма. Отбор знаний, наиболее актуальных для детей данного возраста.
Исходя из содержания «Программы воспитания и обучения (под редакцией М. А. Васильевой) я сделала вывод, что формирование представлений о своей малой родине необходимо осуществлять такими методами, которые позволят детям лучше усвоить знания. Это, прежде всего организованные формы обучения:
- выявление уровня знаний детей.
- разработка конспектов и проведение с детьми бесед, экскурсий.
- занятия, экскурсии, беседы, наблюдения;
- изобразительная деятельность;
- обобщение представлений о родном городе;
- развитие речи;
Большое значение для усвоения знаний имеет совместная деятельность воспитателя и детей:
Посещение краеведческого музея.
Просмотр репродукций.
Экскурсии к Мемориалам Славы.
Фотовыставка «Моя малая Родина».
Вечер поэзии «Мой любимый город».
Создание альбомов «Мой город», «Города России».
Конкурс рисунков «Улица, на которой я живу», «По дороге в детский сад».
Чтение произведений местных поэтов.
Сюжетно-ролевые игры.
Целевые прогулки по городу.
Беседы: «Визитная карточка города – герб», «Мой родной город», «Улицы нашего города».
Составление рассказов «Из окна наша улица видна».
Свою работу я начала с серии конспектов о родном городе. Прежде всего, были созданы условия для формирования представлений о городе – о его достопримечательностях, транспорте, экологии, известных людях, старинных зданиях, о его символике и истории. Это и книги Новохоперских поэтов и фотографии родного города и иллюстрированный журнал о музее, и многое другое.
Всё это вызвало у детей огромный интерес. Рассматривая иллюстрации с изображениями старинных улиц, дети задавали много вопросов: «Как давно появился наш город?», «Откуда произошли названия улиц?», «Кто строил дома?», «Какова история нашего герба?», «Почему наш город носит название Новохоперск?».
Чтобы удовлетворить интерес, я много рассказывала и читала детям занимательных историй, книг Новохоперских поэтов, исторических фактов. Беседовала с детьми на темы: «Кто прославил наш город», «Красавец –Хопер», , «Исторические памятники», «Наше наследие». . На занятиях по изодеятельности дети рисовали наш герб, выполняли аппликацию, которую потом подарили ребятам младших групп, чтобы они тоже смогли с ним познакомится. Знакомство с городом начинается с улицы, по которой идёшь в детский сад. Для наиболее полного представления о нашей малой Родине я предложила подготовить выставку рисунков «Улица, на которой я живу». Детям и родителям было дано задание – нарисовать одну из улиц нашего города. Я и представить не могла, какие интересные работы принесут дети. С Рассматривая фотографии зданий нашего города, дети отражали свои впечатления от увиденного во время занятия по конструированию «здания нашего города».
Ребята строили музей, школу, ДЮСШ, Дворец Культуры и многое другое. Задавали много вопросов об архитектуре, исторических особенностях. Я рассказала детям, что каждое из зданий нашего города – это результат работы многих людей. У каждого из них своя история и каждое по-своему уникально и неповторимо.
Совместные выезды на природу, посещение музея детьми, педагогами и родителями воспитанников сплачивают, способствуют неформальному открытому взаимодействию. Цель таких мероприятий не только совместный отдых, увеселение, но и опосредованное обучение родителей элементарным способам организации детско-взрослой деятельности, показ средств, налаживание контактов и путей выхода из сложных педагогических ситуаций.
Огромную роль в моём опыте сыграли экскурсии. Одну из них я посвятила реке Хопер. Ребята были заворожены красотой открывшегося пейзажа. Я объяснила детям, что наша река Ока является связующим звеном между городами и не смотря на то, что наш город, по сравнению с другими городами России, очень мал и его нет на карте, наша река там обозначена. Наблюдая во время прогулок и экскурсий за красотой зданий, за памятниками старины, рассматривая достопримечательности нашего города, я старалась более полно и интересно рассказать ребятам о нашей малой Родине, привить гордость и любовь к городу, в котором мы живём.
После экскурсии по родному городу, ребята увлечённо беседовали о гербе нашего города, вспоминали историю возникновения нашего города, рассказывали дома . Проследив всю историю возникновения города мы с детьми побывали в краеведческом музее ,посетили спортивный комплекс, , побывали на экскурсии в библиотеке, у памятников нашего города, во Дворце Культуры. Во время экскурсии в музей, дети увлеченно рассматривали предметы быта горожан, изделия . Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно – патриотических чувств.
На своём опыте я убедилась, что ничто так не увлекает детей и не приносит им радости, восторга и познавательного удовлетворения, как узнавание о своём родном городе, гордости за себя людей, живущих в нём. Сидя за пустым столом, ребёнок быстро устаёт, отвлекается от рассказа взрослого, начинает искать себе работу, возит по крышке стола, теребит одежду. Эффективность такой работы будет очень низка, поэтому, дети обязательно должны что-то делать на занятии, участвовать в нём. Особенно это относится к занятиям по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Я стараюсь разнообразить занятия и сделать их как можно интереснее. Ввести новые формы, такие как разгадывание кроссвордов, использование дидактических игр, составление и прослушивание рассказов детей о родном городе, введение схем, планов и составление карты родного города. Очень радовала детей игра «Найди свой герб». Я старалась не нести готовой информации, а вместе с детьми узнавать новое, интересное, или находить знакомое, родное в восприятии нашего города. Всего этого я придерживалась, когда разрабатывала конспекты о нашем городе. Мои занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности в целом, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Мне было очень приятно, когда дети узнавали достопримечательности, ранее увиденные на фотографиях, вспоминали и рассказывали дома то, что видели на экскурсии в музее, с удовольствием изображали в свободной художественной деятельности герб города.
Итогом проделанной работы стало комплексное занятие по теме: «Наш родной город», на котором ребята беседовали о том, чем славен город Новохоперск, слушали ребят, которые подготовили интересные рассказы о достопримечательностях нашего города, отгадывали кроссворд, во второй части занятия занимались изобразительной деятельностью. Дети получили большие знания, научились логически мыслить, связно рассказывать о своём городе, делать выводы и умозаключения. Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому, во многих занятиях я использовала различные игры. В игре ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о родной стране и о родном городе в частности. Широко использовала художественную литературу. Одним из главных условий нравственно-патриотического воспитания детей, является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на благо Отечества, бережно относиться к его богатствам. Самостоятельная трудовая деятельность чрезвычайно важна для воспитания дошкольника. Труд ребёнка не велик и несложен. Однако, он необходим для формирования его личности, нужно поощрять самостоятельную трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для коллектива, для детского сада, для своего города. Во время экскурсий и прогулок по городу, я обращала внимание детей на красивые здания, на деревья и кустарники, посаженные вдоль дорог, на чистоту, царящую вокруг. Объяснила, что всё это – результат труда . Благодаря их усилиям, наш город чистый и красивый. Прививая в дошкольном возрасте чувство гордости за свой город и людей, живущих в нём, мы тем самым формируем условия, для дальнейшего развития будущих патриотов своей страны.
В своей работе, я старалась привлекать к ознакомлению с родным городом и воспитанию патриотических чувств детей, их родителей. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Чтобы более полно донести детям информацию о родном городе, требовался материал, и я обратилась к родителям за помощью. Очень многие из них откликнулись и подобрали много интересного о нашем городе и о его достопримечательностях.
Конечно, с взрослыми работать сложнее, у них столько своих проблем, что какие – то, на их взгляд, отвлечённые вопросы о городе и его достопримечательностях не вызывают особого интереса. Поэтому, было нужно в первую очередь показать им, насколько тесно вся наша жизнь связана с патриотическим воспитанием. Своим родителям я предложила на родительском собрании консультацию по схеме «Я – моя семья – детский сад – мой город – моя страна». Затронула вопрос о воспитании будущего гражданина РФ.
Если в детстве ребёнок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрёл эмоциональный опыт, тем самым будут построены пути, для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живёт, детского сада.
Я предложила родителям:
- обращать внимание детей на красоту родного города;
- во время прогулок, рассказывать, что находится на вашей улице, поговорить о значении каждого объекта;
- дать представление о работе общественных учреждений;
- вместе с ребёнком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора;
- расширять собственный кругозор;
- читать ребёнку книги о Родине;
- поощрять ребёнка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
По результатам диагностики детей, можно говорить об эффективности системы работы, о целесообразности её проведения в рамках образовательного процесса в ДОУ.
Данный опыт был представлен на педагогическом совете в нашем детском саду, где был одобрен всеми педагогами.
Заключение
Я считаю, что работу по ознакомлению с родным городом целесообразно начать уже в средней группе. Четырёхлетний ребёнок должен знать название своей улицы, и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а так же, в честь кого они названы. У каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходима экскурсия по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной Войны , их трудовых подвигов), необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы должны любить свою Отчизну, Родина чтит своих героев, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением работы будет знакомство с родным краем, другими городами Воронежской области, России. Город – частица Родины. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
Список литературы:
Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2
Дошкольное образование и семья – единое пространство детского развития. М., 2001.
Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. М., 1985
Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003.
Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», М., 2004.
Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности.2005.
Родной край, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, М., 1994.
Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям. Киев, 1980 – С. 133
Материалы Интернета.