«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с историей, культурой родного края»

патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с историей, культурой родного края»


«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной», – говорил А. С. Макаренко.
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Цель нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Дошкольный возраст, как период складывания первооснов личности, имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются: накопление детьми социального опыта жизни в своём Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории, культуре, традициям своего Отечества, проявление познавательного интереса и уважения к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжёлых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нём применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяют сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза «Всё начинается с детства» как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
В Законе РФ «Об образовании» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что сейчас выходит много методической литературы по данному вопросу.
В настоящее время я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, большое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию при ознакомлении с историей родного края. Эту задачу считаю актуальной и важной.
Прежде чем приступить к данной теме, сама постаралась прочитать много исторических местных и воронежских очерков, книг по краеведению, художественной литературы. По-моему, Воронежский край – самое лучшее место России. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
В работе с дошкольниками применяю практическое пособие «Моя страна» В. И. Натаровой, Н. И. Карпухиной, разработки А. М. Виноградовой «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Зачастую, в них освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Исходя из этого, я ставлю перед собой целый комплекс задач:
– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к русским традициям и промыслам Воронежского края;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о родном посёлке;
– знакомство детей с символами г. Воронежа и пос. Каменка;
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения Воронежского края;
– формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаю во всех видах детской деятельности, в совместной образовательной деятельности, в режимных моментах, так как они воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Последовательность указанной работы отражена в алгоритме
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию представлены в схеме








Конечный результат работы – это создание модели «Патриота-дошкольника России»



Указанная работа отражает приоритетное направление в деятельности ДОУ «Ребёнок в мире нравственных ценностей». В работе с детьми зарекомендовали себя личностно-ориентированные, гуманно-личностные, личностно-развивающие технологии.
Придерживаюсь тематического планирования по следующим направлениям: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», «Мой родной посёлок». Работа по каждому направлению включает совместную образовательную деятельность, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам – праздники. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Планирование предполагает повторение каждой темы в соответствии с возрастом детей. Причём, темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочиваю к конкретным событиям и праздникам. Например, знакомство с правами и обязанностями – в декабре (перед Днём Конституции), «Богатыри Земли Воронежской» – в феврале (перед Днём защитника Отечества), обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приёмы сравнения (труд на селе раньше и теперь, счёты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Приучаю детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы, предлагаю найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.
Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому, неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему совместную образовательную деятельность не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, «Мой посёлок», «Воронеж – столица Черноземья», «Каменка – посёлок на пятидесятой параллели»).
Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы образовательной деятельности. Например, в игре «Магазин сувениров» ребёнку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Дону, в прошлое и будущее посёлка). Таким образом, каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Хочу подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому я использую не только художественную литературу, иллюстрации, шутку, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого в детском саду создан мини-музей «Русская изба». Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).
Немаловажную роль в группе играет и предметно-развивающая среда. С целью пополнения развивающей среды изготовляю много дидактических игр, пособий, приобретены печатные игры «Профессии», «Сказки», «Я познаю мир», «Зоологическое лото». Всё это позволяет расширять представления детей о растениях, животных, профессиях, сказочных персонажах, памятных местах родного края. Для нравственно-эстетического развития детей в группе организованы музыкально-театральные уголки, в которых подобраны пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально-дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные. Таким образом, предметно-развивающая среда побуждает детей к активной реализации своих навыков и увлечений.
Игра – естественный спутник ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре.
В игре ребёнок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, согласовывает свои замыслы, договаривается о совместных действиях, подчиняется правилам игры, сдерживает свои эмоции, преодолевает трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, представления о чести, смелости, мужестве, желания обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. По содержанию народные игры выразительны и доступны дошкольникам. Они способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Особо любимы детьми народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Я на камушке сижу».
Велико значение и дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. С большим интересом воспитанники играют в такие игры, как «Защитники Отечества», «Красная книга» , «Собери герб» ,в которых развивается сообразительность, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
В своей работе использую немало словесных игр, таких как «Магазин», «Отгадай-ка», «Радио». Эти игры развивают фантазию, мышление, речь.
При этом народная игровая культура, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования культурной идентичности.
Всё это делает актуальным изучение особенностей отношения детей к истории своей страны, её культуре, истории родного края и посёлка через игровую деятельность, взаимодействие с родителями, социумом.
Рассказываю детям, что родной посёлок может смело гордиться своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
В беседах, играх, индивидуальной работе добиваюсь того, чтобы дети младшего возраста знали названия своей улицы и той, на которой находится наш детский сад, дошкольников постарше знакомлю с объектами, которые расположены на ближайших улицах: школа, масложировой комбинат, кинотеатр, рассказываю об их назначении и поясняю, что всё это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомлю старших воспитанников, расширяется – это район и посёлок в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Объясняю детям, в честь кого они воздвигнуты. Особая страница истории посёлка – годы Великой Отечественной войны. Каменская земля вырастила славных сыновей. Это Герои Советского Союза Рогозин Пётр Карпович и Захарченко Василий Петрович. Их славные имена носят поселковые школы. Дети с интересом слушают рассказы об ожесточённых боях за освобождение посёлка, знают своих знаменитых предков; где воевали, за что прадедушка и прабабушка получили медали. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививаю детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», подвожу дошкольников к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.
Положительные результаты в работе с детьми дают проведение опытов, экспериментов, оправдала себя и проектная деятельность с детьми и взрослыми, например, проект «Наш родной посёлок».
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Поэтому свою работу я начала с ознакомления детей с родным посёлком.
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, посёлка, знакомство с их прошлым и настоящим – вот главная цель проекта.
Исходя из этого, решаю следующие задачи:
1. Пробуждать интерес к истории и культуре родного посёлка.
2. Воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе.
3. Знакомить детей с талантливыми земляками.
4. Формировать знания о родном посёлке-труженике.
Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь разных видов деятельности: игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную, трудовую, речевое развитие, художественную литературу. Мной подобран и систематизирован необходимый демонстрационный материал. Расширение воспитательного пространства определило необходимость постоянного контакта с родителями. Для чего мною составлен план работы с родителями своих воспитанников, который помог заинтересовать и привлечь родителей к реализации проекта. План предполагает следующие формы работы: родительское собрание, анкетирование, тестирование, встречи с интересными людьми, папки-передвижки, участие в подборе краеведческого материала, выставки рисунков, фотовыставки.
Результаты показали, что мой проект действует, что он познавателен и полезен.
Продолжением данной работы является знакомство детей с символикой родного края.
Флаг Каменского городского поселения представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета, несущее расположенную по нисходящей диагонали белую волнистую полосу, расширяющуюся книзу. Выше полосы полотнище несёт изображение жёлтого, с чёрными семенами, подсолнуха, стебель которого продет сквозь белую шестерню и упирается в край полосы.
Герб отражает исторические, природные и экономические особенности Каменского муниципального района, где в лазоревом поле золотой сноп, поверх которого червлёный (красный) воронец (дикий пион) на зелёном стебле с таковыми же листьями, перевязанные червлёной (красной) лентой. Полученные знания закрепляем в продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании. В игровой форме предлагала детям стать художниками и сделать герб нашего детского сада. Детские работы порадовали сердца и воспитателей, и родителей.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребёнок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Но без помощи взрослого ребёнку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Он может не увидеть главное или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребёнок видит каждый день – это и есть его Родина.
В совместной образовательной деятельности рассказываю об одной из главных достопримечательностей нашего района – марковском роднике «Серебряные ключи», где вода считается целебной, излечивая от разных недугов. Также говорим об экологии, о загрязнении воздушного пространства, когда по весне начинают жечь сухую траву сельхозпроизводители, недобросовестные граждане.
Воспитанники, затаив дыхание, слушают, когда рассказываю о ежегодном фестивале поэтического творчества «Воронцовая Русь», который проходит в нашем районе и на который съезжаются участники из разных уголков нашей необъятной Родины. Это - фестиваль поэтов-любителей, главным организатором которого был мастер поэтического слова, настоящий ценитель красоты, наш земляк, поэт А. И. Хильченко. Фестиваль проводится в период цветения редкого лугового цветка – воронца. Заучиваю с детьми стихотворения А. И. Хильченко «Родина», «Тепло родной земли», Г. И. Петриёвой «Всё реже с Родиною встречи», К. К. Дроздовой «Милая малая родина».
Одна из граней патриотизма – отношение к человеку - труженику. Стараюсь подвести к пониманию таких нравственных ценностей:
– все взрослые трудятся;
– люди работают не только для себя, но и для других;
– нет интересных и неинтересных профессий, все профессии важны тем, что полезны людям.
Мысль о том, что всё создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребёнка. Рассказ о героизме человека-труженика воспитывает у дошкольника нравственные чувства не менее, чем героизм военного подвига. Надежным средством патриотического воспитания детей служит книга. Рассказы, стихи, иллюстрации притягивают к себе ребёнка, рождают стремление к подражанию.
При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогают воспитывать гордость за человека-труженика. Считаю, что родителям нужно рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают и для чего это нужно.
Особое место в воспитании любви к своей малой родине принадлежит экскурсиям. На экскурсии дети получают знания о родном посёлке, крае, обогащаются знаниями о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и со взрослыми. Познавательный интерес отражается в играх, рисунках детей и в других видах творческой деятельности.
Побывали мы и в краеведческом музее. Эта экскурсия имела не только познавательный, но и воспитательный характер. Дошкольники ознакомились с предметами культуры и быта нашего края, с историей посёлка и сами смогли продемонстрировать достаточные знания.
Также мы побывали в детской районной библиотеке, где ознакомились с творчеством нашего талантливого земляка А. И. Хильченко, сказителями Воронежского края А. Н. Корольковой, А. Н. Афанасьевым.
Я считаю, что успешное решение задач нравственно-патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей.
Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляю в разных формах:
- организация совместных выставок детских рисунков, фотографий;
- совместное посещение культурно-развлекательных и памятных мест;
- привлечение родителей к участию в праздниках, конкурсах;
- подготовка наглядного материала для родителей в виде папок-передвижек, информационных стендов;
- психологическое консультирование родителей.
Таким образом, родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка, а заметные сдвиги в проявлении гражданских качеств радуют и воспитателей, и родителей.
Нравственно-патриотическое воспитание планирую в соответствии с результатами диагностики, куда входят: беседы с детьми о родном посёлке, достопримечательных местах Каменки и Каменского района, наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре, анализ детских рисунков, вопросы по истории и культуре родного посёлка, диагностические беседы-игры, игровые тестовые задания.
Результаты мониторинга показали, что у дошкольников повысился интерес к истории, культуре родного края. Воспитанники задают вопросы о родном посёлке, с удовольствием рассказывают о достопримечательных местах Каменского района, проявляют познавательный интерес к окружающему миру.
Как я убедилась, необходимо продолжать воспитывать патриота-гражданина России через познавательную деятельность, игры, экскурсии, беседы, совместную образовательную деятельность.
Считаю, что эта работа – маленький ручеёк, который со временем станет большой рекой в деле воспитания дошкольников.
Таким образом, современное ДОУ выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитание патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой родине.
Недаром В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.






Список используемой литературы:
Виноградова А.М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989 – 96с.
Возлинский Г.М. «Патриотизм есть чувство любви к Родине» 2000г. №3 – с. 8 -13
Жариков А.Д. «Растите детей патриотами» Москва, 1980г.
Илющенко Р. «Что значит быть патриотом?» Москва, 2004г.
Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. «О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Минск, 2007г.
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет» Издательство: ТЦ Сфера, 2007г.
Князьков С. «Патриотами не рождаются, патриотов воспитывают» Красная звезда, 2002г.
Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Издательство: ТЦ Сфера, 2009г.
Петроченко Г.Г. «Первые уроки гражданственности» Минск, 1982г.
Полякова Т.В. «Знакомим детей с малой Родиной» Москва, 2007г.
Чечет В.В. «Воспитание патриотических чувств» Минск, 1977г.








13PAGE 15


13PAGE 14215



социум

семья

детский
сад

родная улица, район

родной посёлок

родной
край



Схема 48Схема 7215