Консультация для родителей Как помочь агрессивному ребенку?
Консультация для родителей
«Как помочь агрессивному ребенку?»
Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Но такой ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что агрессия – отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Родителям и воспитателям не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он так себя ведет, хотя знает заранее, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.
Как же выявить агрессивного ребенка? Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача взрослых заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Агрессивный ребенок часто:
- теряет контроль над собой,
- спорит, ругается со взрослыми,
- отказывается сделать что-либо,
- специально раздражает людей,
- обвиняет других в своих ошибках,
- завистлив, мстителен, чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.
Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.
Причины агрессивного поведения:
Нарушения эмоционально - волевой сферы:
- неумение ребенка управлять своим поведением;
- недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения.
Неблагополучная семейная обстановка:
- отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
- нет единства требований к ребенку;
- ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;
- физические (особенно жестокие) наказания;
- асоциальное поведение родителей;
- плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения.
Трудности в обучении.
Психологический климат в образовательном учреждении.
Советы взрослым:
Упорядочьте систему требований, следите за поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.
Направьте его энергию в положительное русло (спорт, рисование, пение, игра на музыкальных инструментах).
Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
Игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый.
Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты.
В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность при помощи игр (подраться с подушкой, рвать бумагу, высказать, выкрикнуть, поиграть с мячом, побегать и т.д.)
Если это, возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную руку для удара, окликните ребенка.
Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме.
Помните: бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.
Приложение 1
Критерии агрессивности у ребенка
Анкета ( Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)
Временами кажется, что в ребенка вселился злой дух.
Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
Переспорить его трудно.
Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается оплатить тем же.
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
Часто не по возрасту ворчлив.
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
Легко ссорится, вступает в драку.
Он не прочь подразнить животных.
Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
У него нередки приступы мрачной раздражительности.
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится с ними игрушками.
Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложение утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность – 15-20 баллов.
Средняя – 7-14 баллов.
Низкая – 1-6 баллов.
15