Консультация для родителей. Как помочь ребенку начать произносить трудные звуки правильно.
«Как помочь ребенку скорее начать произносить трудные звуки
правильно.»
Начиная работу с родителями, мы объясняем им, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым, оно должно быть систематизированным. Если родители не выполняют рекомендаций (речевая игра, закрепление поставленного звука), то нарушается целостность педагогического процесса, в следствии чего страдает ребенок. Цель нашей консультации: помочь родителям правильно выполнять задания логопеда по автоматизации поставленных звуков и познакомить родителей с играми но автоматизации звуков.
Автоматизация звука - это закрепление правильного положения органов артикуляционного аппарата. Мы взрослые, произносим слова, звуки, не задумываясь о том, какое положение при этом должен принять наш язык или губы. А ребенку в момент автоматизации изолированного звука именно это и необходимо делать каждый раз, когда он хочет произнести новый для себя звук. Сначала ребенок учится произносить поставленный звук изолированно, т.е. отдельно от других звуков. Потом, ребенок произносит слоги с этим звуком. Для автоматизации изолированного звука можно использовать различные «песенки».
Песенка водички: СССС. Песенка комарика: 3333.Песенка змеи: ШШШ.Песенка жука: ЖЖЖЖ. Песенка кузнечика: ЦЦЦЦ. Летит самолетик, или гудит пароход: ЛЛЛЛ. Песенка моторчика: РРРР.[1, стр.36]
При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратных: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, сны. Представьте себе, ребенку во время выполнения этого задания много раз необходимо произносить одни и те же слоги. Здесь можно применять маленькие хитрости. Произношение слогов и одновременное выполнение различных действий.
Например :Произносить слоги - Шагая по осенним листочкам; Собирая весенние цветочки; Украшая Новогоднюю елочку.
Аналогично выполняется упражнение “Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
Игры “Проведи слог по звуковой дорожке” одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом . Другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.
Упражнение “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО, РУ-РУ-РУ-РУ-РУ, РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ, РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ.А затем все 5 “песенок”- слогов “играть” вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.[2, стр38]
Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки.).При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:
«Прятки» (выкладываются несколько картинок 5-7, на определенный звук, ребенок их проговаривает, запоминает, затем картинки переворачиваются- прячутся, ребенок должен назвать их и перевернуть обратно)
Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал, пока не «стечет» песочек в часах (1 мин, 3 мин).
Не менее интересна игра “Найди на кухне (в кабинете, на улице, в комнате)” (найти на кухне предметы и четко их проговаривая на заданный звук.[3]
Автоматизация в чистоговорках, стихах, потешках - это самая интересная часть автоматизации звука. Чистоговорки можно придумывать самим. Ра- ра-ра - интересная игра.
Ры-ры-ры - вот и правила игры.
Ро-ро-ро - играть нам хорошо.
Ру-ру-ру - пойдем играть в игру.
А теперь сами:
ра-ра-ра - (игра. дыра. жара. ...);
ро-ро-ро - (ведро, перо—);
ру-ру-ру - (по утру. жару, нору,...);
ры-ры-ры - (шары, ковры, норы,...);
ре-ре-ре -(на горе, в декабре....);
Предлагаемые чистоговорки помогут закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Проговаривание должно быть осознанным. После тренировок вы можете устроить соревнование, кто больше вспомнит чистоговорок.
Автоматизация поставленного звука в свободной речи происходит так же, поэтапно .Произнесение текста вслед за взрослым, т.е. пересказ. Диалогическая речь, т.е. вопросно-ответная форма. И самое главное, монологическая речь, умение контролировать произношение звука при самостоятельном рассказе. И, конечно же. полный самоконтроль в свободной речи.
Для того, чтобы поставленный звук ребенок начал хорошо произносить в свободной речи. Эту «свободную речь» необходимо развивать. Родителям ничего сложного делать не придется. Необходимо, как и прежде лишь больше и чаше разговаривать со своим ребенком. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин ,в детский сад или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. работе.
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии родителей и воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.
Список литературы:
Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М.: Просвещение, 1989.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание»
Поздняк Е. В. Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука. festival.1september.ru/articles/310581/