Рабочая программа дополнительного образования Калейдоскоп добрых дел


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОСНОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Сосновская средняя школа № 1 «Рожковская основная школа»
«Принято»
На заседании
педагогического совета
Протокол №2
от 30.08.2016г. «Утверждаю»
Директор МБОУ Сосновская СШ№1-_______________/А.В.АндриенкоПриказ №124-фо
От 31.08.2016г.

Программа
по курсу внеурочной деятельности
«Калейдоскоп добрых дел»
(социальное направление)
Возраст: 7 – 9 лет
Срок реализации 1 год
Автор:
Самосадова Т.М.
Педагог дополнительного
образования
с. Рожок
2016г.
I. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Калейдоскоп добрых дел» (далее- программа ) соответствует требованиям ФГОС НОО на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, разработана в соответствии с нормативными правовыми документами :
- Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- Примерная программа начального общего образования филиала МБОУ Сосновская СШ № 1 «Рожковская ОШ» разработана на основе опыта воспитательной работы ГБОУ г. Севастополя им. Героя Советского Союза А.И. Маринеско СОШ№61 Левашовой И.А.
Программа по внеурочной деятельности«Калейдоскоп школьных дел» определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Новизна программы
Социальное творчество - это высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно - новых форм социальных отношений и общественного бытия. Социальное творчество - это инициативное участие школьников в социально- значимых делах, организованных взрослыми. Оно предполагает следующие виды деятельности: социальное проектирование, коллективная творческая деятельность и волонтерская деятельность. Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм , требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим , целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека.
Именно эта деятельность в наибольшей степени обеспечивает развитие социальной активности школьника, способствуя его самоутверждению в глазах взрослых и своих собственных. Особое значение для трудового и нравственного воспитания имеет коллективный общественно полезный деятельность . Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам ипоступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Познай себя». При разработке содержания программы, основных ее разделов руководствовалась положениями личностно-ориентированной педагогики (В.А. Петровский и др.)
Направление программы – социальное
Цель предлагаемой программы
- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи:
Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в данном виде деятельности;
Создание условий для успешной социализации обучающихся. Выявление интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности;
развитие творческих способностей, получение опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Закрепление и создание условий для практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.
Усиление педагогического влияния на жизнь обучающихся в свободное от учебы время, оказание помощи в «поисках себя».
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы - 7 - 11 лет.
Сроки реализации программы - 1 год (35 часов, 1 час в неделю).
Продолжительность занятий – 40 минут
Формы и режим занятий
Диагностика. Беседы. Творческие задания. Викторина. Игра
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. Проект. Инсценировки.
Экскурсии в музеи, библиотеку. Игры.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады. Игры, викторины.
Конкурсы стихов, сочинений, песен. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок, книг. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Проект. Возложение цветов.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады. Уборка территории. Экологическая акция.
Планируемые результаты:
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):
- личностные УУД : ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
-формирование интереса к выполнению творческих проектов;
-осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
Метапредметные результаты освоения программы «Калейдоскоп школьных дел» проявляются в:
-расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности
- познавательные УУД :-умение осуществлять поиск необходимой информации, понимать схемы, символы; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллетвива;
- регулятивные УУД :
-постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата);
- прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- -учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку к выполненной деятельности;
-осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
- коммуникативные УУД: обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей;
-участие в коллективном обсуждении проблем;
-уметь работать в паре и группе;
-уметь осуществлять само- и взаимоконтроль;
-совместно договариваться о правилах освоения норм коммуникативного взаимодействия в позиции автора, лидера, исполнителя, критика, понимающего;
Предметные результаты:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о нормах коллективной жизни; об основных формах и правилах общения; о способах и приёмах управления своими эмоциями
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родной школе, своему классу, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт волонтерской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей. Дети  учатся:
Оказывать  помощь  друг – другу,  сопереживать, не  обижать  товарищей.
Проявлять  чуткость,  внимание,  заботу 
Оказывать  помощь старшим  и  младшим.
Беречь  родную  природу.
Стремиться к здоровому образу жизни.
Содержание программы
1.“Я и я”(2ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
Диагностика. Беседы. Творческие задания. Викторина. Игра
2.“Я и семья”(9ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. День моей фамилии. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. Проект. Инсценировки.
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Пестрый полуостров дружбы. Культура и быт народов Крыма. Мои любимые книги. Дети войны. Новогодние зарисовки. Новогодняя сказка. Встреча весны, веснянки. Основы этикета.
Экскурсии в музеи, библиотеку. Игры.
4.“Я и школа”(4ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады. Игры, викторины.
5.“Я и мое Отечество” (7ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Город, в котором я живу. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории.
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
О подвигах женщин в военное время. Дети войны.
Конкурсы стихов, сочинений, песен. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок, книг. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Проект. Возложение цветов.
6.“Я и планета”(12ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Сад на окошке. Праздник урожая.
Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Весенние изменения в природе.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба. Экологический десант.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады. Уборка территории. Экологическая акция.
7.Итоговая аттестация.( 1)
Календарно-Тематическое планирование
Тема(раздел программы) Коли чество часов Но
мер уро
ка в теме Тема учебного занятия Дата проведения
По плану Корректировка.“Я и я”(2ч) 1 1.1 День Знаний. Мой класс – моя семья. Беседа о школьном Уставе. Праздник 5.09 1 1.2- Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. 12.09 .“Я и семья”(9ч) 1 2.1 Пожилые люди – мудрые люди. Выставка «Уважения достойны». Конкурс стихов 19.09 1 2.2 Моя семья – моя радость. Откуда я родом. Архивные раскопки. 26.09 1 2.3 Беседа с творческим заданием. День моей фамилии. 3.10 1 2.4 В гостях у предков. Сказочный марафон. 10.10 1 2.5 Праздник урожая Праздник « Ярмарка поделок из овощей и природного материала» 17.10 1 2.6 Игры наших родителей. Семейная динамическая разрядка 24.10 1 2.7 Игры наших родителей. Семейная динамическая разрядка 31.10 1 2.8 Игры наших родителей. Семейная динамическая разрядка 07.11 1 2.9 День матери. Праздник 14.11 .“Я и культура”(5ч) 1 3.1 Письма радости. Письмо Деду Морозу 21.11 1 3.2 «И я волшебник)» Акция милосердия28.11 1 3.3 Новогодние зарисовки. Конкурс газет. Как украсить дом к Новому году 5.12 1 3.4 Наш любимый праздник Новый год!!! 12.12 1 3.5 Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок. Введение в проект 19.12 .“Я и школа”(4ч) 1 4.1 Рассказываем сказки. Сочиняем сказки про школу. 26.12 1 4.2 Реализация сказочного проекта. Инсценировка лучшей сказки. 16.01 1 4.3 День детского кино. Защита проекта 23.01 1 4.4 «Папа, мама, я -спортивная семья» 30.01 “Я и мое Отечество” (7ч) 1 5.1 Чем живет планета Земля? КВН Конкурсы рисунков, сочинений стихов, сочинений, песен Выставки поделок. 6.02 1 5.2 Быть человеком. Дискуссия. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием. 13.02 1 5.3 Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журналов и газет. 20.02. 1 5.4 Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков. 27.02 1 5.5 О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма 6.03 1 5.6 Честь имею. Игровая программа. Поздравление с 23 февраля Игры народов мира. Динамические игры Мы все такие разные. Конкурс рисунков. 13.03 1 5.7 Город, в котором я живу. Интеллектуальная игра. Конкурс рисунков. 20.03 “Я и планета”(12ч) 1 6.1 Чем живет планета Земля? КВН 27.03 1 6.2 Быть человеком. Дискуссия. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием 3.04 1 6.3 Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков. 10.04 1 6.4 О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма 17.04 1 6.5 О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма 24.04 1 6.6 Подарки ветеранам Вов и труженикам тыла. 8.05 3 6.7
6.8
6.9 История страны в названиях улиц. Презентация. 15.05
22.05
30.05 1 6.10 Судьба Земли – наша судьба. Круглый стол. 06.06 1 6.11 Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. 13.06 1 6.12 Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. 20.06 Итоговая аттестация.( 1) 1 7.1 Проекты. Инсценировки. Конкурсы. 27.06