Родительское собрание на тему Как ребёнку помочь стать внимательным
Родительское собрание на тему
«Как помочь ребенку стать внимательным».
В классе проводилось анкетирование родителей. Предлагалось ответить на 2 вопроса.
Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий
ДА - 7 человек 50%
Трудно ответить – 2 чел. 14 %
Нет – 5 чел. 36 %
Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?
ДА - 4 человек 28%
Трудно ответить – 8 чел. 57 %
Нет – 2 чел. 14 %
- Успехи ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным.
Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки —
Оказалось, это брюки...
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки...
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Что же такое внимание?
Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях.
Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация объем, устойчивость, распределение и переключение.
Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.
Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объем внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.
Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.
Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно сулить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.
Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребенку могут стать его папа и мама.
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них мы предлагаем познакомиться на нашем родительском собрании.
Игровое упражнение «Кто внимательный?»
Необходимо внимательно прослушать сказку «Лисенок и лягушонок» Г Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л»
В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит, лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стол лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого — льва на лыжах и лошадь в лодке Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.
- Зеленее всех зеленок - лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, кок он лепит, и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.
- Ничего! - сказал лягушонок. — Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
Игра «Сколько чего?»
Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву «к» или «т», или «с» Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые или полукруглые предметы, затем — квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом — металлические, затем — предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: черные, серые, синие, зеленые и т.п.
Игра «Повтори быстро»
Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка»
— Ну, начали! Повторите — «стол». Играющие говорят: «Стол».
— Повторите — «окно». Играющие говорят: «Окно».
— Скажите — «улица». Быстро — «кошка» и т.д.
Игра «Построй в темноте»
(можно играть всем членам семьи)
На столе лежат 10—12 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого получился столбик выше — тот и победитель. На большом столе могут строить одновременно двое или трое.
Игра «Кто быстрее соберет»
Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе, подоконнике, стульях, полках. Водящему завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за одну минуту) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий. Собравший правильно и быстрее всех считается победителем.
Игра «Все скороговорки не переговорить, не перевыскороговорить»
Можно провести соревнование на звание чемпиона семьи, используя русские скороговорки. Из соревнования выбывает, кто ошибся, к примеру, три раза. Скороговорки можно написать на отдельных листочках — экзаменационных билетах. Участники тянут билет, читают скороговорку, запоминают ее и повторячт вслух.
На дворе трава — на траве дрова.
Архип осип, Осип охрип.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Наш Полкан попал в капкан.Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпа-
вать.
Мокрая погода размокропогодилось.
Ткач ткет ткани на шапку Тане.
Бобр добр до бобрят.
Ушел косой козел с козой.
Курьера курьер обгоняет в карьер.
Хорошо, если во время игры будут разъяснены значения в, непонятных детям, таких, например, как колпак, курьер и т.п
Игра «Не собьюсь» (Поиграть)
По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнесет запрещенное число и вовремя
подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слово «гоп» и т.пИгра «Полслова за вами» (поиграть)
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мячик. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон и т.п. Бросать мяч нужно любому игроку. Отвечать нужно быстро.
Игра «Выполни уговор строго»
Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди, когда он будет грозить им пальцем, они будут ему кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут. Перед началом игры можно провести «репетицию». Внимательный тот, кто долго не собьется в игре и строго выполнит уговор.
Рекомендации:
— помогите вашим детям стать внимательными;
— приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;
— играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;
— научитесь играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»;
— не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления;
— учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое — в знакомом.
2. Рефлексия. Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание...»
3. Минута благодарности. Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании детей.