Советы родителям. Как родителям повысить учебную мотивацию школьников
Как родителям повышать учебную мотивацию школьников
1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень важно.
2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.
3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.
4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что они тратят по крайней мере 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.
5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.
6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.
7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.
8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.
9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.
10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в школе.
11. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).
13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
14. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).
15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.
16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в школе.
18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.
20. Любите ребенка.
Как учителям повышать учебную мотивацию школьников
1. Предоставление частичной свободы выбора .
2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения
3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.
4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.
5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.
7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.
8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).
9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.
10. Изменять методы и приемы обучения.
11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.
14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.
16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.
17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.
18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.
19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
22. Необычная форма преподнесения материала.
23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.
24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.
26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.
27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.
28. Применяйте новые информационные технологии.
29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.
30. Уважайте личность каждого ребенка.
Родительское собрание
"Повышение мотивации к обучению"
Цель: познакомить родителей учащихся младших классов с результатами диагностики мотивационной сферы детей, теорией мотивации; создать условия для формирования списка приемов формирующих мотивацию к обучению в семье, познакомить родителей с основными ошибками, которые способствуют понижению мотивации.
Задачи:
Познакомить родителей с теорией мотивации;
Показать значение мотивации для успешности обучения;
Дать возможность родителям сформулировать цели обучения;
Показать родителям значимость их отношения к процессу обучения ребенка;
Объединить усилия педагогов и родителей;
Создать условия доверительного и открытого сотрудничества в системе родитель – ребенок – образовательное учреждение.
План мероприятия.
Позади первый год обучения. Ваши (теперь уже наши общие дети) ученики второго класса. Наверное, вы почувствовали разницу нынешнего года обучения и предыдущего, у детей появились сложные домашние задания, первые оценки. Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребенку при обучении в школе.
С какой целью вы отдали ребенка в школу? Ответы родителей заносятся на доску столбиком: чтобы был грамотным, чтобы поступил на бюджет, чтобы мог самоопределиться, чтобы получил знания, научился писать, считать, читать.
Чтобы добиться этой цели нужно выполнять ряд действий? Каких?Ответы заносятся на доску во второй столбик: ходить в школу, слушать учителя, выполнять все задания, читать, делать уроки.
Но чтобы человек, а тем более ребенок начал выполнять действия необходимо, чтобы он захотел их выполнять? Как раз это желание и называется мотивом.
Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. (Л. И. Божович.)
Мотивация – сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способ осуществления деятельности. (Л. И. Божович)
Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы, успешность, ориентация, притязания).
4. В школе мы используем свои педагогические методы повышения мотивации. Но родители также влияют на мотивацию своего ребенка. Как могут родители повысить у ребенка желание учиться? Родители делятся своими способами. Эти способы обсуждаются. Те способы, которые названы хорошими, выносятся на доску в 3 столбик.
Пути формирования учебной мотивации
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет 2 путями
1. через усвоение учащимися общественного смысла учения.
Цель учителя: в том, чтобы довести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действенности (желание получить хорошую оценку);
2. через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
Цель учителя: повышение действенности мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально на их поведение не влияют (способ раскрытия учебного предмета, раскрытие сущности лежащей в основе явления, работа малыми группами, цель, поставленная учителем, становится целью ученика, осознание учеником своих успехов, проблемность обучения, деятельностный подход в обучении).
Существует принцип “сделал – свободен”. А также важную роль играет совместные познавательные занятия.
При индивидуальной работе с учениками имеющими негативное отношение к школе и низкий уровень мотивации.
Причина – неумение учиться. Действие взрослого – выявление слабых сторон. Поэтапная ликвидация слабых звеньев. Отмечать успехи. Показывать ученику его продвижение вперед.
Причина – недостающие средства учения (плохо развитые познавательные способности). Действия взрослого – ориентация на то, что ребенок может, игровая деятельностью, нестандартные задания.
Поведение родителей. Ведь всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе. Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”. Действия взрослого – поменять отношение к школе и учению в целом.
Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.
Отсутствие познавательных ценностей в семье. А видел ли ребенок вас с книгой, или в моменты, когда вы занимались какой-либо познавательной деятельностью. Действия взрослого – покажите ребенку пример вашей познавательной деятельности.
Дефицит внимания со стороны взрослого. Действия взрослого – постарайтесь проанализировать сколько времени вы проводите в совместной деятельности с ребенком. Давайте попробуем это сделать сейчас: составьте ваш обычный распорядок дня, сколько раз вы упомянули в нем вашего ребенка, подумайте какие виды вашей деятельности можно заменить на общение с ребенком.
Рефлексия:
Помогло ли наше сегодняшнее собрание? Да помогло
Можно поставить галочку;
Выяснили чего нельзя делать;
Общались, первый раз в школе проводиться такое собрание;
Поняли, что мало внимание уделяли детям;
Учитель был прав, когда говорила о моем ребенке.
Мотивация в обучении
Для многих не секрет, для эффективной работы человека, ему нужна мотивация. Так и в учёбе мотивация играет очень важную роль, ученик должен понимать, зачем ему учить предмет. У него должна быть яркое желание и чёткое понимание, что он получит после усвоения нового материала и закрепления старого. Если мотивация будет очень глубокой, то таких учеников, с такой мотивацией, намного легче учить. У них начинаются более активно протекать мыслительные процессы, им становится интересен материал, они эффективнее и быстрее воспринимают информацию. Ученик вырабатывает потребность в этой информации и знаниях.Почему ребенок не хочет учиться
По статистике многие дети в возрасте шести – семи лет уже готовы перейти от этапа игры к этапу обучения. Но достаточно часто вместе с походом в школу у детей возникает состояние, которое многие родители называют ленью.
Винят родители школу, детей и, в очень редких случаях, себя.
Ответ на вопрос почему же дети становятся ленивыми как раз и кроется в разных этапах их развития. Родителям кажется смешно, если их шестилетний ребенок, придя домой из школы, заявляет, что ему там не понравилось и он туда ходить не будет.
Однако психологи уверены, что это довольно-таки серьезная проблема прежде всего для родителей.
Она вызвана отсутствием мотивации ребенка к учебе. Если и к восьми годам ребенок еще не готов пойти в школу, то им обязательно должен заняться психолог, который, путем игры подведет его к более серьезным этапам обучения.
Отсюда мы видим, что все очень просто, однако на деле все выглядит совсем не так, ведь сегодня все больше и больше школьников прогуливают учебу, считая ее для себя не только неинтересной, но и ненужной. Дело в том, что в нежелании учиться ребенка виноваты родители! Одной из причин нежелания учиться является, как это ни странно звучит, поведение родителей. Ведь всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе.
Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту школу”, “мучаться скоро пойдешь” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”. А потому ребенка важно не только формально готовить к школе, но и воспитывать к ней, развивать мотивацию от простых задач к более сложным.
Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.
Причем важно формировать у ребенка мотивацию именно до школьного возраста, поскольку позже у него может быть сомнение в вашем авторитете, он может замкнуться, формируясь как личность, заинтересоваться негативными вещами. Но если родители сумеют вовремя сфокусировать его внимание на понравившемся ему деле, то к моменту, когда их опека будет уже ослаблена, он окажется в кругу людей с такими же интересами и будет ориентироваться на их мнение. Еще очень важно для ребенка поощрение в учебе. Иногда бывает так, что раздражение родителя во время подготовке к школе психологически действует на ребенка сильнее, чем другая мотивация. Интерес к школе будет потерян, а боязнь и отвращение к школе будет привито. Но что же делать, если этот момент упущен и ребенок идет в школу заведомо уверенный и грустный, что ему там придется мучаться 10 лет? В этом случае очень многое зависит от учителей.
Учитель должен привлечь внимание учащихся и смотивировать их к обучению. Для этого прежде всего необходимо отрегулировать дисциплину, что можно сделать путем либо сильной воли учителя, выступая в позиции Субьект – Объект, либо заинтересовав учащихся.
Во втором случае сложнее, но эффективнее для ребенка. Если это дети младших классов, то для них больше подойдет обучение с элементами игровой деятельности, разноцветные дидактические материалы, постоянные поощрения и выделения активных детей из группы. Учитывая то, что внимание ребенка концентрируется в начале и конце урока, учитель должен правильно распланировать урок, создать предпосылки активной работы учащихся.
Психологи утверждают, что метод воспитания ребенка ремнем является самым неприемлемым в данном случае. Есть разные способы другой мотивации, например, “сделал – свободен”. К такой форме прибегают даже взрослые. Если брать более конкретно, то учитель может смотивировать учащихся интересной экскурсией, творческими работами, где ребенок сможет проявить себя и свои способности.
И главное, не идти на поводу у мифа, что родители должны делать с ребенком уроки и другие его дела. Дети, с которыми до конца школы родители делают уроки, вырастают безинициативными, слабохарактерными, пассивными, невозможными к самостоятельной жизни.
Так что лучше хорошенько подумать, прежде чем усаживаться с ребенком за уроки.