Мастер-класс Использование интерактивных методов в проведении классных часов
Глухарева Е.Н.
27.02.2014 г.
Мастер-класс «Использование интерактивных методов в проведении классных часов»
Здравствуйте, дорогие гости!
Я рада Вас видеть в нашей школе!
Надеюсь, что наше занятие будет продуктивным!
СЛАЙД 1
Позвольте представиться, меня зовут Глухарева Евгения Николаевна и я работаю в школе учителем английского языка и заместителем директора по воспитательной работе.
Тема нашего семинара, а вместе с ним мастер-класса «Использование интерактивных методов в проведении классных часов».
Классные часы, которые еженедельно проводят классные руководители, являются важным элементом в воспитании гражданина страны. При этом большое значение имеет как тематика, так и методы, применяемые при работе с учащимися.
СЛАЙД 2
Вот уже более двадцати лет российские школы проходят через множество изменений и испытаний. Новые школьные стандарты, введение частного образования, интернационализация подходов к образованию, широкая коммерциализация школьного образования, принятие тестовой системы ЕГЭ – это далеко не полный перечень вызовов российской школе. Один из самых сложных вызовов заключается в том, что произошла смена ценностных ориентиров, связанных с демонтажем советской идеологии и её заменой ценностями свободного рынка. Эти изменения, которые далеко не всегда проходят безболезненно (как для детей, так и для взрослых) и привели к появлению существенных разногласий внутри общества в восприятии и переосмыслении основ поведения и ценностей жизни и, как следствие, требований образования к школе. Изменились требования и к проведению классных часов.
Одна из важнейших задач воспитания, от успешного решения которой зависят его результаты, состоит в том, чтобы пробудить интерес учащегося. Анализ успешного опыта организации и проведения уроков, а также других воспитательных мероприятий, к которым интерес учащихся был высок, показывает, что это происходит тогда, когда ученик активно взаимодействует на протяжении всего времени обучения с учителем, одноклассниками, источниками информации (текстом, образом, экспериментом), стараясь связать новые знания и опыт с тем, что он уже знает и умеет. Такие занятия получили названия интерактивных.
СЛАЙД 3-4
В чем же их отличие от традиционных классных часов. Давайте посмотрим:
ТРАДИЦИОННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС ИНТЕРАКТИВНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»
Преобладает взаимодействие «учитель-ученик» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «УЧЕНИК-УЧЕНИК»
Преобладает взаимодействие «ученик-ученик»
АКТИВНЫ ЛИДЕРЫ
Учитель работает в основном фронтально, то есть одновременно со всем классом. В результате того, что эта форма работы очень мало учитывает индивидуальные особенности учеников, активны обычно несколько лидеров, остальные учащиеся включаются в работу только время от времени или остаются пассивными. АКТИВНЫ ВСЕ УЧАЩИЕСЯ
Все учащиеся максимально вовлечены в процесс решения поставленных во время занятия задач и получают возможность самореализации благодаря применению различных творческих методов и форм, в первую очередь работы в парах и малых группах.
СОЦИАЛЬНО-ОЖИДАЕМОЕ МНЕНИЕ
Учащиеся чаще всего высказывают социально-ожидаемые мнения, которые не всегда совпадают с их собственными убеждениями. ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
Вопросы и задания составлены так, чтобы учащиеся могли высказать своё мнение, продемонстрировать свои убеждения в действии, обсудить и подискутировать (порассуждать) со сверстниками.
УЧИТЕЛЬ – «НОСИТЕЛЬ ИСТИНЫ»
Учитель выступает в роли «носителя истины», призывая усвоить готовые ценности и нормы поведения, при этом мнения учащихся, не совпадающие с тем, что было представлено учителем, обычно критикуются или игнорируются. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ УЧАЩИХСЯ
Учитель организует учебные ситуации, в которых учащиеся самостоятельно приходят к выводам о возможных путях решения поставленных задач, выбирают близкие им ценности, самостоятельно принимают решения о наиболее подходящих для них моделях поведения.
УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО (ВНИМАНИЕ НА УЧИТЕЛЯ)
Учебное пространство (в первую очередь расположение парт) ориентирует внимание учащихся на учителя, который обычно находится перед классом, и мало способствует общению учащихся между собой. УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО (ВНИМАНИЕ ДРУГ НА ДРУГА)
Учебное пространство организовано таким образом, чтобы учащиеся эффективно общались друг с другом в парах и малых группах и могли легко менять партнеров в процессе выполнения поставленных задач.
СЛАЙД 5
Алгоритм интерактивного классного часа прост: введение в занятие – основная интерактивная часть – обратная связь.
СЛАЙД 6
Есть одна известная китайская пословица: «Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму»
Поэтому сейчас я предлагаю проработать данный алгоритм и увидеть разницу традиционного и интерактивного классного часа.
Представьте, что вы учащиеся 8 класса, а я ваш учитель.
Для начала давайте разделимся на 3 группы: на первый, второй и третий.СЛАЙД 7
ТЕМА: ЛЮДИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ВОКРУГ НАС.
Ожидаемые результаты.
По окончании занятия учащиеся смогут:
сформулировать потребности людей со специальными потребностями;
предложить идеи для интегрирования людей со специальными потребностями в общество;
высказать свое отношение к людям со специальными потребностями.
Для занятия нужно:
повязки для глаз (2-3 шт.), 3-4 ленты (отрезки шнура) или скотч длиной больше метра для связывания рук, 2-3 повязки для ушей (наушники);
набор материалов для представления праздников Нового года, Масленицы и Пасхи: бумага (А4 или из тетради), картон, сухой клей для бумаги или отрезок липкой ленты, фломастеры или цветные карандаши, скрепки, воздушные шары, пластилин, зубочистки, ножницы;
карточки с информацией о людях со специальными потребностями (по одной карточке для 1 человека, учитель выбирает из предложенных материалов или составляет сам);
копии текста «Что можно сделать для людей со специальными потребностями».
Время Этап
ВВЕДЕНИЕ В ЗАНЯТИЕ (примерно 20 минут)
Учитель говорит:
В обществе есть люди, которые отличаются от большинства из
нас. У кого-то нет рук или ног, кто-то очень плохо видит, кто-то не
может говорить и слышать. Как называют таких людей?
Выслушивает ответы.
В чем нуждаются эти люди?
Выслушивает ответы.
Мы проведем сегодняшнее занятие в форме эксперимента. Вы должны будете, работая в группе, изобразить праздник, который у каждой группы свой; выиграет та группа, у которой праздник будет представлен креативнее, ярче и аккуратнее.
В каждой группе будут 3 человека, которые сыграют роль людей со специальными возможностями. У кого-то из них будут завязаны глаза, у кого-то рука или пальцы, кто-то не сможет слышать и говорить.
Учитель создает «инвалидов» (лучше всего по желанию): завязывает глаза или уши, связывает пальцы рук или заводит руку за спину и привязывает к поясу. Каждая группа получает набор материалов.
Учитель говорит:
Итак, в течение 5 минут вы должны создать мини-проект, который должен быть красивым, ярким и аккуратным. Начинайте работать.
Группы работают, учитель наблюдает за работой, особенно внимательно следит за тем, как вовлечены в работу «инвалиды», и оповещает группы об оставшемся времени.
Учитель говорит:
Представьте ваши мини-проекты. Какие праздники изображены нашими группами? Определите самый красивый мини-проект. Давайте поаплодируем победителям и нам всем.
Присутствующие хлопают в ладоши.
Помогите снять повязки своим товарищам. Теперь обсудим ваш опыт. Первые вопросы тем, чьи возможности были ограничены:
Как вы себя ощущали? (Выслушивает ответы.)Как вы участвовали в вашем мини-проекте?
Получили ли вы поддержку от товарищей?
В чем она выражалась?
Теперь вопросы для остальных членов группы:
Как вы себя ощущали, находясь рядом с теми, чьи возможности отличаются от ваших?
Они помогали или мешали вашей работе?
Теперь вопросы для всех:
Как связана ситуация нашего эксперимента с жизнью?
Всегда ли в жизни бывает именно так?
Какие уроки можно извлечь из этого эксперимента?
ОСНОВНАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ЧАСТЬ (примерно 15 минут)
Сейчас я раздаю всем присутствующим листки с кратким описанием людей, обладавших особыми потребностями, но сумевших реализовать себя в жизни (у одного присутствующего – описание одного человека).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
После того как вы прочтете то, что написано на вашем листе, вы должны будете рассказать об этом как можно большему числу одноклассников в течение только 3 минут.
Учащиеся активно общаются, рассказывают друг другу. Учитель следит за временем.
После окончания работы учитель проводит общий опрос с целью определить, насколько хорошо информированы учащиеся:
Что вы узнали о Бетховене?
Чего смог добиться Маресьев?
Кто такой Брайль?
Как работает Стивен Хокинг?
Учитель продолжает задавать вопросы, в зависимости от карточек, которые получили учащиеся.
Примеры вопросов о людях со специальными потребностями
Что вы узнали о Бетховене?
Чего смог добиться Маресьев?
Кто такой Луи Брайль?
Как работает Стивен Хокинг?
Как звали президента США, передвигавшегося в инвалидной коляске?
Кому слепота не помешала стать всемирно известным музыкантом?
Чем знаменит Эрик Вайхенмайер?
Что вы узнали о великом изобретателе Эдисоне?
Кто из миллионеров научился читать только в 21 год?
Как Кристи Браун стал художником?
Чем отличалась Сара Бернар от других актрис?
Чему пришлось научиться Хелен Келлер?
Что вы узнали о Лине По?
Был ли в реальной жизни Кристофер Рив суперменом?
Кто играет в теннис сидя в коляске?
Чем известен Пабло Пинеда?
Учитель говорит:
Какая информация вызвала удивление?
Есть ли у вас подобные примеры из личного опыта?
Как вы думаете, что позволило этим людям реализовать себя?
Учитель собирает идеи учащихся (по очереди) и записывает их на доске или большом листе бумаги, соблюдая правило «мозгового штурма» – все идеи ценны, не критикуются и записываются так, как их высказали. (Возможные ответы: внимание родных, друзей, настойчивость, сила характера, вера в успех и т. п.)
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (примерно 15 минут)
Учитель задает вопрос:
Как вы думаете, почему многие другие люди с такими же характеристиками остаются без образования и работы, проводят свою жизнь в стенах квартиры или в специальных интернатах?
Ответы учащихся записываются на доске при соблюдении правила «мозгового штурма» – записываем все идеи, без критики. (Примерные ответы: родителям стыдно, родители не знают, что делать, школы и другие здания не приспособлены, учителя не могут уделить им достаточного внимания, другие люди пугаются и проявляют агрессию и т. п.)
Учитель говорит:
В современном мире все реже используют термин «инвалид» и все чаще – термин «люди со специальными потребностями». Эти потребности можно создавать. Сравните теперь два этих списка («Что позволило этим людям реализовать себя?» и «Почему остаются без образования и работы») и, работая в группах, напишите, что можно сделать для того, чтобы люди со специальными потребностями смогли лучше реализовать себя в жизни. Используйте для работы эту таблицу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Учащиеся работают в группах (по 4-5 человек), руководствуясь шаблоном. Учитель наблюдает за работой, следит за временем.
Учитель говорит:
Представьте результаты вашей работы. Представитель первой группы зачитывает идеи в связи с первым вопросом – остальные дополняют. На второй вопрос отвечает представитель второй группы – остальные дополняют и т.д.
Учащиеся представляют результаты.
Молодцы!
Закончить я бы хотела просмотром видеоролика, который очень хорошо показывает разницу обычных людей и людей со специальными потребностями.
СЛАЙД 8
Дорогие ребята, какой итог мы должны сделать? Мы разные, но всё-таки мы вместе! Терпение, понимание, забота, внимание, особые условия это то, что мы должны создавать таким людям и ни в коем случае не игнорировать, не отталкивать и не упрекать их, что они отличаются от нас.
Спасибо, дорогие ребята!
Теперь мы переходим к рефлексии. Только теперь вы уже учителя, заместители директоров по воспитательной работе. Скажите, полезен ли этот классный час? Могли бы вы его провести в вашей школе? С вашим классом? Увидели ли вы в чем заключается интерактивность? Я попыталась наглядно показать, что интерактивность заключается не в использовании интерактивной доски, интернета, презентации, а во взаимодействии всех участников учебного процесса!
19 февраля я была на семинаре в Ставрополе, на котором нам представили интерактивный классный час, мы также побывали в роли учащихся. Каждому из нас подарили сборник «35 классных часов», которые готовы к использованию. Я бы хотела подарить вам диск с этими классными часами. Закончить я хочу следующими словами:
Учитель – это творческая личность, которая должна сама постоянно развиваться, искать новые подходы и методы в обучении и воспитании наших детей, и главное в этом процессе ЖЕЛАНИЕ ТВОРИТЬ, СОЗДАВАТЬ И РАЗВИВАТЬСЯ!!!
Спасибо за внимание!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Известные люди с ограниченными возможностями
Людвиг ван Бетховен
(1770–1827) – немецкий композитор. В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени создал свои самые известные произведения.
Луи Брайль
(1809–1852) В трехлетнем возрасте поранил себе глаз ножом, отчего развилось воспаление и он ослеп. В 1829 году он разработал рельефно-точечный шрифт для слепых. Кроме букв и цифр на основе тех же принципов он разработал нотопись и преподавал музыку слепым. Шрифт Брайля используется до настоящего времени во всем мире.
Франклин Делано Рузвельт
(1882–1945) – 32-й президент США (1933–1945). В 1921 году Рузвельт тяжело заболел полиомиелитом, остался парализованным и прикованным к инвалидной коляске.
Алексей Маресьев
(1916–2001) – летчик, Герой Советского Союза. В бою с фашистами самолет Маресьева был подбит, а сам он тяжело ранен. Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта. После ампутации обеих ног снова сел за штурвал самолета и сбил еще 7 самолетов врага.
Стивен Хокинг(1942) – английский астрофизик. В 1962 году в результате болезни оказался парализован. После операции на горле в 1985 году потерял способность говорить. У него двигаются только пальцы правой руки, которыми он управляет своим креслом и специальным компьютером, который за него говорит. Продолжает работать профессором Кембриджского университета.
Стиви Уандер(1950) – американский певец и композитор. Потерял зрение в грудном возрасте. Его называют одним из величайших музыкантов нашего времени: 22 раза получал премию «Грэмми».
Эрик Вайхенмайер(1968) – потерял зрение, когда ему было 13 лет. Однако он закончил учебу, а потом и сам стал учителем средней школы, затем тренером по борьбе и спортсменом мирового класса. Покорил семерку самых высоких горных пиков мира, включая Эверест, Килиманджаро и Эльбрус.
Кристофер Рив(1952–2004) – американский актер театра и кино, режиссер, сценарист, общественный деятель. В 1978 году получил мировую известность благодаря роли Супермена в одноименном американском фильме. В 1995 году во время скачек упал с лошади, получил тяжелейшую травму и остался полностью парализованным. С тех пор он посвятил свою жизнь реабилитационной терапии и совместно с женой открыл центр по обучению парализованных навыкам самостоятельного существования. Несмотря на травму, Кристофер Рив до последних дней продолжал работать на телевидении, в кино и участвовать в общественной деятельности.
Томас Эдисон
(1847–1931) – автор более 1000 изобретений, среди которых электрическая
лампа накаливания, фонограф (аппарат для звукозаписи и звуковоспроизведения) и кинокамера. Родился с большой головой (из-за воспаления), после перенесенной скарлатины начала прогрессировать глухота, до 12 лет не мог научиться читать.
Чарльз Шваб
(1937) – американский предприниматель, мультимиллионер. Научился читать в 21 год и до настоящего времени предпочитает воспринимать книги на слух, а не читать их. Основал центр для детей с проблемами в развитии.
Кристи Браун
(1932–1981) – ирландский художник и поэт. В течение многих лет не мог самостоятельно передвигаться и говорить. Врачи считали его умственно неполноценным. Однако мать продолжала с ним говорить и старалась его учить. В пять лет он отнял у своей сестры кусок мела левой ногой – единственной подчиняющейся ему конечностью – и стал рисовать на полу. Мать учила его азбуке, и он старательно копировал каждую букву, зажав мел пальцами ног. В конечном итоге он научился говорить и читать.
Сара Бернар
(1844–1923) – французская актриса. Многие выдающиеся деятели театра, например Константин Станиславский, считали искусство Бернар образцом технического совершенства. В 1914 году после несчастного случая у нее ампутировали ногу, но актриса продолжала выступать. В 1922 году Сара Бернар последний раз вышла на сцену. Ей было уже под 80 лет, и она играла в «Даме с камелиями» сидя в кресле.
Хелен Келлер(1880–1968) – американская писательница, преподаватель и общественный деятель. После болезни, перенесенной в полуторагодовалом возрасте, осталась слепоглухонемой. С 1887 года с ней занималась молодая преподавательница Института Перкинса Энн Салливан. В ходе долгих месяцев напряженной работы девочка овладела знаковым языком, а затем стала учиться говорить, освоив правильные движения губ и гортани. В 1900 году Хелен Келлер поступила в Рэдклиффский колледж и в 1904 году окончила его с отличием. Она написала и опубликовала более десятка книг о себе, своих ощущениях, учебе, мировоззрении и понимании религии, выступала за включение слепоглухонемых в активную жизнь общества. История Хелен легла в основу знаменитой пьесы Гибсона «Сотворившая чудо» (1959), экранизированной в 1962 году.
Лина По
– псевдоним, который взяла Полина Михайловна Горенштейн (1899–1948), когда в 1918 году стала выступать как балерина, танцовщица. В 1934 году Лина По заболела энцефалитом, ее разбил паралич, она полностью потеряла зрение. После случившейся трагедии Лина По начала заниматься лепкой, и уже в 1937 году ее работы появляются на выставке в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В 1939 году Лину По приняли в Московский союз советских художников. В настоящее время единичные работы Лины По имеются в коллекциях Третьяковской галереи и других музеев страны. Но главное собрание скульптур – в мемориальном зале Лины По, открытом в музее Всероссийского общества слепых.
Пабло Пинеда
(1975, родился и живет в Испании) – первый в Европе человек с синдромом
Дауна, пошедший в школу. Первый закончивший университет и получивший диплом учителя. Сыграл роль студента с синдромом Дауна в фильме «Я тоже...»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ?
Что могут сделать родители? Что могут сделать сверстники? Что могут сделать архитекторы и строители? Что могут сделать инженеры-конструкторы? Что могут сделать программисты и инженеры-электронщики?