Роль театра в духовно-нравственном Воспитании школьников.
Роль театра в духовно-нравственном Воспитании школьников.
Воспитание детей в современном обществе реализуется в условиях экономических и политических преобразований. Произошло социальное расслоение общества, дифференциация и снижение доходов у значительной части семей. В результате разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между родителями и детьми. Развитие средств массовой информации, коммуникаций расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным фактором влияния на мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации, распространяемой через прессу, телевидение, радио, компьютерные информационные сети, на детей и молодежь обрушивается поток продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской среде и ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений.
Общеобразовательное учреждение должно противостоять негативным установкам (антиценностям) и росту их привлекательности. В этом плане продуктивной формой воспитательной работы является школьный театр.
По существу целью духовно-нравственного воспитания школьников является то, что выпускник должен уходить в большую жизнь имея те нравственные и духовные приоритеты, которые будут ему помогать всю жизнь, чем бы он ни занимался, и быть глубоко порядочным человеком. Осознавая необходимость и потребность в материальных благах, полученных за счет собственных усилий, молодой человек должен знать и руководствоваться в жизни и духовно-нравственными ценностями, стремиться к самосовершенствованию во всех сферах своей жизни.
Театр – живое искусство, вот сейчас, вот тут актеры разыгрывают перед зрителями сцены из другой жизни, не такой, на первый взгляд, как настоящая. Но потом приходит понимание того, что это про тебя, про твою жизнь, про твоих близких и врагов, про твою страну, про мир вообще. О том, что надо дорожить своей любовью, своими близкими, помогать другим и быть честным. Если театр может хоть на время просмотра спектакля сделать человека чуть-чуть лучше, то нельзя не использовать это для становления юных душ. Об этом говорили многие мэтры театрального искусства. Л.Додин в одном из интервью сказал: «Хорошего театра много быть не может, да и вообще театра много быть не может, даже плохой театр лучше чего-нибудь другого хорошего».
Театр – искусство удивительное. Хотя бы потому, что с прошлого века ему постоянно предсказывают неминуемую гибель. Сначала казалось, что его уничтожит немое кино и эта угроза увеличилась при появлении звукового кино. Затем угроза исходила от телевидения, когда стало возможным не выходя из дома увидеть и кино, и спектакль. позже стали опасаться мощного распространения видео и Интернета. Но они не отняли у театра всех зрителей. Залы театров заполняются людьми, которые хотят приобщиться к этому виду искусства. Среди этих зрителей много молодых. Заботу о развитии интереса к искусству, о противостоянии бездуховности и массовой культуре взяли на себя школы и учреждения дополнительного образования. Именно здесь всегда включали театр в самые разнообразные формы учебной и внеучебной деятельности.
Есть два пути приобщения школьников к театральному искусству. Один самый простой – организовать посещение школьниками театра, где поставлен спектакль по мотивам какого-либо произведения из школьной программы по литературе. И дети охотно пойдут, ведь для многих из них это кажется удачной альтернативой непосредственному прочтению самого произведения. При удачной постановке это может и подвигнуть их к прочтению, к увлечению творчеством автора. И это здорово, если дети, благодаря театру начинают читать Достоевского и Чехова. Примеров этому немало. Необходимо воспитание отношения к посещению театра, соблюдению определенных правил и традиций, сталкивается со специфическими сложностями.
Юношеская публика на спектакле молодежного театра иногда проявляет «синдром» рок-концерта на стадионе: как только гаснет свет в зале, юные зрители свистят, ревут и топают ногами. Часто по замыслу режиссера многие спектакли начинаются в тишине, а молодежный зал немедленно заявляет о себе и предлагает диалог, обратную связь - как на концерте, не понимая условий театральной игры. [3] Но по ходу спектакля ситуация при талантливой работе театра меняется, даже неподготовленный зритель, не до конца понимая происходящее на сцене, возможно неосознанно, попадает под влияние театра. И происходит то, к чему всегда стремились истинные мастера сцены. Об этом как-то сказал замечательный актер О.Басилашвили : «Я никогда не хотел стать артистом, но я хотел попасть в этот волшебный мир… Я, может быть, покажусь глупцом и идеалистом, но театр может сделать человека лучше. Но только тогда, когда режиссер и актер пытаются проникнуть в глубину человеческой души»
Есть и другой путь приобщения школьников к театру: это создание театрального коллектива непосредственно в школе или вовлечение школьников в театральные студии при учреждениях дополнительного образования. Приглашать надо всех детей, не обращая внимания на то, есть ли у них ярко выраженные способности к лицедейству, или нет. Но с самого начала перед педагогом стоит сложнейшая задача убедить всех учащихся, пришедших записаться в театральную студию (театр и т.п.), что в этом коллективе они получат нужные для жизни навыки, раскрепостятся, будут выступать на сцене, приобщатся к величайшим достижения культуры, познавать через спектакли историю своей страны.
Для реализации воспитательной цели при помощи театра решаются такие педагогические задачи, как: обучение духовно-нравственным традициям, обучение нормам поведения в коллективе и общественных местах.
У учащихся формируются нравственное отношение к окружающему миру; духовно-нравственная устойчивость и эмоционально-волевые качества личности.
В процессе обучения у учащихся воспитывается уважительное отношение к истории своей страны и к культурному наследию своего народа. Совершенствуются духовно-нравственные качества, усваивается толерантность по отношению к другим национальностям и религиям.
Для детей младшего школьного возраста, начинающих заниматься театральной деятельностью наиболее эффективны различные игры. Например, игры-импровизации по народным сказкам, детским стихам, басням Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, С.В.Михалкова, и других авторов, произведения которых адресованы младшим школьникам.
Во время проведения или при анализе театрализованной игры педагог направляет детей, обращает их внимание на проявление товарищества, доброжелательности, справедливости, толерантности, осуждает эгоизм, грубость, несправедливость.
Педагоги обязаны и сами уметь играть с детьми. Содержание сюжетных коллективных игр, этюдов ( «магазин», «после каникул», «день рождения», «больница» др.) помогают обратить внимание детей на нравственную сторону взаимодействий и взаимоотношений друг с другом. Один из главных моментов воспитания - обсуждение упражнений, этюдов, контрольного показа. Во время обсуждения необходима предельная доброжелательность. Обсуждается не личность, а деятельность.
Педагог сопоставляет и оценивает происходящие в сценических условиях события с аналогичными явлениями в жизни, развивая, укрепляя, поддерживая постоянный интерес к сопоставлениям, помогая учащимся осознавать, что критерием правдивости, подлинности происходящего на сцене является жизнь.
Подростковый возраст требует особого к себе внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста внутренних творческих сил и возможностей подрастающего человека. Противоречивость, свойственная в той или иной мере каждому возрастному этапу, в подростковом возрасте составляет самую его суть.
В театральной работе с подростками адаптацию к сцене лучше начинать с литературно-драматических и литературно-музыкальных композиций. Использование этих композиций позволяет значительно расширить репертуар, необходимый для данной возрастной группы. Подготовка каждого сценического отрывка, как составляющая и органическая часть большой композиции, разогревает интерес к репетициям, повышает ответственность, развивает чувство коллектива. Вместе с тем использование литературно-драматических и музыкальных композиций имеет большое значение и потому, что дает возможность специально заниматься с учащимися и художественным чтением, и пением, и танцем. То есть многими составляющими актерского мастерства.
Особое место в театральных занятиях с подростками занимает работа с баснями как драматургическим и чтецким материалом. Учащиеся читают басню по ролям, за каждого из действующих в ней персонажей и от автора. Работа над текстом басни позволяет выявить понимание интриги, как двигателя действия в театральном спектакле. Басня - жанр поучительный и тут надо вовремя подвести ученика к пониманию сущности каждого из персонажей, чтобы развязка басни была для него понятной через переживание.
Через участие в театральных постановках, посвященных родному городу, воспитывается любовь к «малой Родине». В основу сценариев ложатся литературные произведения о Санкт-Петербурге 19-20 веков. Здесь начинается переплетение познания города с расширением знаний о великой русской литературе девятнадцатого века. Участие в литературно - музыкальных композиций «Петербург - золотая пора, Петербург – здесь живет красота» по произведениям А.С.Пушкина, А.Черного, Н.В.Гоголя и др., инсценировки «Пушкин пишет» по стихам А.С.Пушкина и произведениям о нем, «Невский проспект» Н.В. Гоголя, вызывает необходимость у учащихся прочитать не только программные произведения, но и расширить знания о роли города в творчестве классиков русской литературы: А.С.Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.В.Гоголя и др. Воспитание любви к родному городу, или городу, в котором ты живешь здесь и сейчас, основанное на шедеврах русской литературы и воплощенное в театральных постановках на сцене, не может не оставить глубокого следа в душах детей. Задача педагога в данном случае состоит в том, чтобы посредством участия в театральном действе учащиеся научились по-настоящему ценить и беречь свой город.
Особое место в духовно-нравственном воспитании школьников занимает обращение к произведениям о Великой Отечественной Войне (ВОВ) и о блокаде Ленинграда. В связи с ограниченностью числа оригинальных пьес для школьного театра на эту тему, мне, как педагогу и руководителю театральной студии «Основы театрального мастерства», приходится создавать собственные инсценировки по литературным произведениям. Особое влияние и на учащихся, и на зрителей производят спектакль по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» и инсценировка по произведению О.Берггольц «Рождены в Ленинграде».. Соприкосновение с темой далекой вроде бы от повседневности заставляет ребят искать в себе черты в чем-то схожие с чертами героев тех далеких лет. Высокое духовное, нравственное и патриотическое начало в образах погибающих, но выполняющих свой долг девушек из великого произведения Б.Васильева, судьбы умирающих от голода, но стремящихся сохранить достоинство юных жителей блокадного Ленинграда, вызывают у учащихся эмоциональный подъем, проявляющийся уже на репетициях. Во время спектаклей педагогу приходится даже сдерживать своих подопечных, чтобы эмоции не захлестнули и не помешали игре на сцене. Участие даже в маленькой роли в таких спектаклях оказывает неизгладимое впечатление на детей и оставляет след в душе на долгие годы. Как известно детская аудитория самая трудная для актера. Внимание юных зрителей может быть сконцентрировано только на том, что их заинтересовало, и на небольшой временной интервал. Поэтому инсценировки рассчитаны на 20, максимум 30 минут. Педагог во время выступления наблюдает не только за тем как идет спектакль, но и за зрительным залом. И если лица ребят становятся серьезными, напряженными, у них появляются на глазах слезы, значит постановка задела их «за живое», заставила задуматься о жизни и о том, почему люди шли на подвиг во имя своей Родины.. Понятия справедливости, веры в лучшее, патриотизма становятся для них осязаемыми и надолго остаются в памяти.
Учащиеся студии выступали с этими и другими спектаклями не только перед школьной аудиторией, но и перед моряками Кронштадта, которые принимали эти выступления близко к сердцу, переживали вместе с героями и были благодарны юным артистам.
Положительные эмоции у участников и зрителей вызывает литературно-музыкальные композиции «В городском саду играет…» и «Артисты в годы ВОВ». Учащиеся знакомятся с историей создания знаменитых песен, созданных в годы ВОВ и творчеством таких великих исполнителей, как Н.Русланова, К.Шульженко, М.Бернес, Л.Утесов и др. Узнают о том, как артисты поддерживали армию и тыл в годы войны, жертвуя деньги на танки и самолеты. Они выступали на фронте и в блокадном Ленинграде. С этими композициями студийцы неоднократно выступали перед ветеранами ВОВ и блокадниками. После выступления ветераны общались с ребятами, рассказывая им о прошлом, о войне и вместе с учащимися пели песни военной поры.
Формирование нравственных качеств, становление духовной личности не поддаются сиюминутной оценке, поскольку это длительный по времени и интегральный по сущности процесс. Пройдут годы до того времени, когда можно будет увидеть результат и понять какими стали бывшие учащиеся театральной студии и какова в этом роль педагога.