Урок самопознания Раздел 2 Быть человеком Тема. БЫТЬ ЧЕСТНЫМ И ИСКРЕННИМ
Урок самопознания Раздел 2 Быть человеком Тема. БЫТЬ ЧЕСТНЫМ И ИСКРЕННИМ Цели и задачи: расширять представления о правде как общечеловеческой ценности; раскрывать понятия «честность», «ложь»; развивать способность рассуждать и оценивать ситуацию; воспитывать стремление быть честным и искренним с собой и окружающими людьми. Круг радости - Добрый день! Я рада видеть вас и ваши улыбки. Давайте начнем день с радостью и добротой! Давайте-ка, ребята, На свете честно жить. Со смелыми, правдивыми Всем хочется дружить! - Вы уже догадались, о каких важных качествах человека пойдет речь на нашем уроке? Мы будем говорить о правдивости, честности, искренности. Чтение - Послушайте сказку. За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали Правда, другую - Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; ложь - хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, ложь стороной обходил, так как она мешала им честно жить и трудиться. Вот, скажем, начинает народ сев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как: «Что вам трудиться да спины гнуть, бросьте зерна, ветер их сам разнесет». Честный человек ее не слушает, знай себе тру¬дится, а ленивому такой совет по нраву: ляжет под куст да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа. Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. Уж и Правда ее корила и стыдила, а ей - хоть бы что, знай себе врет, да обманывает. Решил народ про¬гнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и тво¬рит свои черные дела. До сих пор живет она с на¬ми и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но ес¬ли человек хоть раз распахнет для Лжи свое серд¬це, то она там и поселится и очень трудно будет от нее тогда избавиться. - Может быть, вы дадите совет, как уберечь себя ото Лжи? Творческая деятельность - Попробуйте описать, как вы себе представляете Правду и Ложь (Составление детьми словесных портретов). - Дайте точные определения этим понятиям. Разделите слова в нужные колонки (индивидуальная работа по карточкам). ПРАВДА ЛОЖЬ быль неправда справедливость обман честность враньё истина небылица - Какие цвета вы подберёте к словам каждого столбика? (Дети раскрашивают и объясняют свой выбор). Проблемная ситуация - Если обман – это плохо, то почему, по каким причинам люди все же лгут и говорят неправду? (Свободные высказывания детей) Чтение - Сейчас мы прочитаем рассказ и возможно сможем дать ответ на этот вопрос. (учебник с. 55-56) Беседа и обсуждение Дети рассуждают о прочитанном. Игра «Веер» - Случаются жизненные ситуации, когда Ложь будто просит: «Скажи неправду». Некоторые из таких ситуаций мы попытаемся представить и найти из них достойный выход. (На доске в виде веера полоски с напечатанными ситуациями. В группах дети обсуждают их и пытаются найти выход.) Возможные ситуации Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась… Вы получили двойку, родители огорчатся и будут ругать … Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить поручение мамы: навести порядок в комнате… Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого человека… В буфете вам дали сдачи больше, чем нужно было… (Как вариант возможно инсценирование данных ситуаций). Написание мини эссе - Наверняка и вам приходилось сталкиваться в жизни с ложью. Что из этого выходило? Напишите небольшой рассказ об этом. (Дети по желанию зачитывают свои работы) Работа с пословицами и поговорками - В пословицах и поговорках заключена народная мудрость. Наши пословицы тоже о правде и лжи. Я предлагаю вам сейчас пройти по классу, прочитать все пословицы и остановиться у той, которая вам ближе по духу. (На стенах развешаны пословицы и поговорки, ученики группируются у одной из них) Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. Маленькая ложь за собою большую ведет. Мир правдой держится. Один раз солгал - другой раз не поверят. Правду не уничтожить. Ржавчина ест железо, а ложь - душу. Соврешь - не помрёшь, а вперёд не поверят. - Любая из этих пословиц могла бы стать цитатой сегодняшнего дня. Сделаем исключение: сегодня у каждого будет своё высказывание дня. Упражнение Индивидуальная работа по карточкам - Мне очень хочется узнать ваше мнение. Прочитайте вопросы и раскрасьте те, на которые бы ответили «Да». Твоё мнение Считаешь ли ты что можно обманывать в таких случаях: Чтобы похвастаться? да нет Чтобы избежать наказания? да нет Чтобы не испортить отношений с друзьями? да нет Чтобы добиться выгоды? да нет По привычке? да нет Обобщение - Наше занятие подходит к концу. И очень хотелось бы услышать ваши ответы на такие вопросы: - Всегда ли легко поступать честно и справедливо? - Какие качества помогут вам быть честными и справедливыми? Круг от сердца к сердцу Начни день правдой, Наполни день правдой, Закончи день правдой – Так надо жить!