Выступление с докладом на ПЦК


ГБОУ СПО «Сеченовский агротехнический техникум»
Доклад:
«Учебно – исследовательская работа как один из видов внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы»
Выполнил: преподаватель
специальных дисциплин
Стемасова М.Ю.
Сеченово, 2013г
Основными целями системы среднего профессионального образования являются подготовка специалистов среднего звена и создание условий для развития личности в образовательном процессе. Достижение этих целей зависит от того, как будет сформировано содержание образования.
Одним из направлений, является самообразование. Вызвать интерес студентов к самообразованию, способствовать возникновению у них познавательных потребностей, сформировать умения и навыки самостоятельного умственного труда – вот непростые задачи подготовки студентов к самообразованию.
Особой формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятия студентов. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания.
Роль самостоятельной деятельности студента особенно возрастает в настоящее время, при переходе образования на стандарты нового поколения, стандарты 21 века, когда перед учебным заведением поставлена задача формирования у студентов потребности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является исследовательская работа.
Исследовательская работа – это один из способов формирования профессиональных компетенций специалиста. Она позволяет актуализировать знания по определенной теме, сформировать умение работать с информацией, расширить способы деятельности, развивать самостоятельность, контроль и самоконтроль. Назначение внеаудиторной исследовательской работы –расширить рамки программного материала по дисциплинам с учетом особенностей профессиональной направленности.
В процессе исследовательской работы студенты приобретают следующие умения: общаться с разными людьми во время проведения анкетирования и тестирования; выполнять измерения и представлять их в виде таблиц, графиков, диаграмм; выдвигать гипотезы; описывать и интерпретировать результаты наблюдений; делать выводы и обсуждать результаты; выступать на научных конференциях разного уровня. Исследовательская деятельность студентов это вид интеллектуальной деятельности, предоставляющая студентам возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать свою точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
В исследовательских работах содержатся обязательные элементы научного исследования: постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.
При выборе темы учитываем интересы студентов, обращаемся к волнующим их проблемам, подбираем посильные задачи, максимально способствующие развитию и становлению личности. Затем формулируем тему. 
предполагается формирование и развитие у студентов навыков осуществления научного исследования. Исследовательскую работу проводим как индивидуально, так и в группе. В процессе коллективной работы над исследованием формируются такие качества личности, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности, чувствовать себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. 
Непосредственная работа над исследованием. Первоначально намечается ход исследования, рабочая формулировка темы, собирается информация по проблеме исследования, создается база данных (отрывки текстов, цитаты, библиография, иллюстративный материал).
Далее студент под руководством педагога определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы; формулирует цель, задачи; определяет объект и предмет исследования; выбирает методы и методики, необходимые для осуществления исследования. 
На следующем этапе студент проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования. При этом объясняем студентам, что все предложенные ими мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны.       
На заключительном этапе подводим итоги: формулируются результаты исследования; делаются выводы; анализируются итоги работы. В процессе оформления результатов исследования выявляются недоработки и намечаются пути их устранения, готовится необходимая документация, определяются формы его презентации. Главная наша задача на этом этапе – организовать процесс выявления и устранения недостатков выполненного проекта, оказание помощи в организации его презентации. Кроме того, на данном этапе уточняется и окончательно формулируется тема исследования. 
Презентация исследования – это его публичная зашита. Публичная защита предоставляет студентам возможность продемонстрировать уровень развития исследовательских компетенций.
Затруднительным моментом в исследовательской работе считаем выдвижение гипотезы. Гипотеза – это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. Слово «гипотеза» – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если ... то...». В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. 
Занятия исследовательской деятельностью имеют свои «плюсы» и «минусы».
К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности. Это:
рефлексивные умения;
поисковые (исследовательские) умения;
навыки оценочной самостоятельности;
умения и навыки работы в сотрудничестве;
менеджерские умения и навыки;
коммуникативные умения;
презентационные умения и навыки.
Негативные стороны исследовательской технологии:
неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;
сложность системы оценивания вкладов каждого исполнителя;
риск неудачного окончания работы;
повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя;
невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.
Одной из самых многозначных, в области спектра возможных применяемых решений, является проблема привлечения учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью. Здесь в полной мере проявляются педагогические таланты руководителей-организаторов, которые, опираясь на взвешенные решения ряда общих проблем, а, также используя индивидуальный подход к обучающимся, способны создать атмосферу заинтересованности среди студентов.Можно выделить ряд причин, влияющих на интерес ребят к научным исследованиям.
Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколении, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной науки и ее передовых областях, вызванного снижением количественного уровня научно-популярных телепередач, книг и периодических журналов, постепенно вытесняемых расширяющимся спектром различного рода развлекательных услуг, изданий и телепередач, являющихся серьезным конкурирующим фактором, отвлекающем студентов и снижающих их интерес к познавательной практике.Во-вторых, причиной снижения интереса студентов к любым мероприятиям, выходящим за рамки урока, зачастую является их загруженность выполнением плановых учебных заданий, внеаудиторной работой.
Третьей причиной являются психологические особенности контингента студентов, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи. Иные испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, не знакомы с процедурой ее защиты, использование информационных технологий при поиске информации и защите своих работ.
Для решения всех этих проблем представляется перспективным введение элективного курса научно-исследовательской деятельности.
Под научно – исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства. И предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор материала, собственные результаты, анализ и обобщение, выводы.
Научно – исследовательская деятельность студентов в техникуме способствует:
развитию интереса, расширению и актуализации знаний, как по дисциплинам программы, так и вне программы;
развитию представлений о межпредметных связях;
развитию интеллектуальной и творческой инициативы студентов в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
формированию установки на престижность занятий научно – исследовательской деятельностью;
обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (создание сайтов, презентаций, и т. д.);
профессиональное самоопределение;
получение профессиональной подготовки;

Научно – исследовательская деятельность студентов – это эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда дисциплин
Мною, были подготовлены студенты с исследовательской работой к выступлению с докладом и презентацией
2012г. Курина Ангелина
2012 г. Александров Игорь
2013г. Мурзанева Валентина
2014 г. Ворносова Кристина
Учебно – исследовательская работа требует активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения, привлекает внимание студентов к учебной дисциплине. Использование в своей педагогической работе исследовательских методов обучения, требует от преподавателя:
1. Хорошего знания учебного материала;
2. Широкой эрудиции;
3. Умения установить и поддерживать в учебной работе контакт со студентами;
4.Создавать атмосферу сотрудничества, совместного поиска ответа на исследовательские вопросы.
Таким образом, исследовательская работа является важным инструментом и средством формирования будущего специалиста. Исследовательская работа в нашем техникуме вошла в учебный процесс и позволяет готовить профессионалов своего дела в современных условиях.