Образовательный материал
ФИО учителя Чуваева Ирина Сергеевна
МБОУ «СОШ №45» г. Калуги
Класс 1 «Г»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема: «Прием сложения однозначных чисел с переходом через разряд»
Цель урока: освоить прием сложения чисел с переходом через разряд с использованием алгоритма.
Задачи:
познакомить с приемом сложения чисел с переходом через разряд с использованием алгоритма;
сформировать умение определять и формулировать цель деятельности, алгоритм действий, оценивать результаты работы;
формировать коммуникативные качества личности (основу самооценки, взаимооценки, умение работать в паре);
воспитывать коллективизм, формировать осознание своего вклада для достижения общей цели.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся вносят свой вклад в работу для достижения общих результатов, не бояться выявить собственные ошибки.
Предметные: обучающиеся знают способ сложения чисел с переходом через разряд в пределах 20, используя алгоритм; умеют складывать числа с переходом через разряд по алгоритму.
Метапредметные:
Коммуникативные: обучающиеся определяют и формулируют свои затруднения, возникшие при выполнении задания;
Регулятивные: обучающиеся определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий (алгоритм), выполняют работу в паре, помогая друг другу; оценивают результаты индивидуальной работы;
Познавательные: обучающиеся составляют, понимают и объясняют алгоритм при вычислении, отличают новое от уже известного с помощью учителя.
Ресурсы:
основные: учебник «Математика. 1 класс» (авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких).
дополнительные:
- индивидуальные карточки;
- слайды к уроку;
- задания для самостоятельной работы, образцы и эталоны для самопроверки.
Технологическая карта урока
Этапы
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
УУД, формируемые на каждом этапе
I. Самоопределение к учебной деятельности (1 мин.).
ЗАДАЧИ:
– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Организация начала урока.
-Посмотрите на доску (на доске число 10). Я записала наименьшее однозначное число.
Обучающиеся выявляют ошибочную информацию.
Не бояться выявить ошибки. Включение в учебный процесс (личностные).
Анализируют полученную информацию (познавательные)
II. Актуализация знаний
(3 мин.).
Задачи: организовать актуализацию. Определить область знаний детей по данному вопросу
Что вы можете сказать о числе 10?
Задание на карточке №1 (по вариантам): состав числа 10
Ответ по плану: место числа в натуральном ряду, количество десятков и единиц, двузначное, круглое.
Индивидуальная работа по карточкам. Проверка в парах.
Ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД).
III. Введение в тему урока (Постановка проблемы урока)
(6 мин.).
Задача: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего диалога.
На доске записаны числа 8, 10, 7.
- Составьте все возможные выражения на сложение.
- Какие выражения будут иметь одинаковые значения и почему?
- Подчеркните выражения, значение которых вы можете найти используя знания разрядного состава числа. Прочитайте данные выражения.
.- Найдите значения выражений.
Проверка осуществляется с помощью слайда № 1.
- Какие выражения не подчеркнули?
Чем отличаются данные выражения?
- Вы умеете складывать однозначные числа? Найдите значения данных выражений.
- У кого возникли затруднения при счете? Почему?
- Кто сумел посчитать? Объясните, как вы нашли значение выражения?
Индивидуальная работа в тетрадях. При проговаривании используют разные способы прочтения выражений (используют математические термины).
Формулируют переместительное свойство сложения.
Индивидуальная и фронтальная работа.
Анализируют и сопоставляют выражения.
- при сложении однозначных чисел получилось двузначное число больше 10.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
(Регулятивные УУД).
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (Познавательные УУД).
Ясно формулировать свои затруднения ,возникшие при выполнении задания (Коммуникативные УУД).
- Кто знает, как можно быстрее, т. е. более удобным способом найти значение данных выражений?
IV. Формулирование темы урока, постановка задач урока.
(2 мин.).
Задача:
– организовать формулировку темы, задач урока.
- Какая тема урока?
Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока и задачи урока.
Определять и формулировать тему и задачи на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
V. Открытие нового знания
(8 мин.).
Задача:
– организовать поиск решения учебной проблемы.
Слайд № 2 (модель десятка)
- Прочитайте выражение (8 + 7).
- Сколько единиц в первом слагаемом? (заполняем модель). Надо дополнить до круглого десятка. Сколько единиц не хватает? Где мы можем взять недостающую часть?
- Раскладываем второе слагаемое на 2 части, одна из которых равна нужному числу. 2 и 5 – удобные слагаемые. Дополняем модель.
- Сколько единиц осталось?
Фронтальная работы.
Проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Обучающиеся составляют, понимают и объясняют алгоритм при вычислении, отличают новое от уже известного с помощью учителя. (Познавательные УУД).
- Какое число получилось?
- Повторим последовательность действий при решении выражений:
1. Читаем выражение.
2. Называем первое слагаемое. Находим число, которое дополняет первое слагаемое до 10.
3. Разбиваем второе слагаемое на 2 части, одна из которых равна найденному числу.
4. Дополняем первое слагаемое до 10. Потом добавляем оставшиеся единицы.
5. Читаем полученный ответ. (каждый этап алгоритма фиксируется на доске в виде модели.)
Физкультминутка
( 1мин)
Поднимаем руки все - это "раз", Повернулась голова это "два", Руки вниз, вперёд смотри это "три", Руки в стороны пошире развернули на "четыре", С силой их к плечам прижать это "пять". Всем ребятам тихо сесть это "шесть". Три, четыре руки шире, Пять, шесть тихо сесть. Посидим и отдохнём, А потом опять начнём.
VI. Работа по алгоритму. Первичное закрепление с проговариванием. Задачи организовать применение новых знаний;
Объяснить название данного приема сложения; оформление записи.
Задание № 1. Найти значение выражений 7 + 6, 8 + 4.
Задание № 2. (На доске таблица разрядов). 9 + 7.
- Назовите первое слагаемое. Сколько единиц? Какой разряд?
- Какое число дополнит первое слагаемое до 10? Сколько единиц получилось? Как называются 10 единиц? Осуществляем переход в новый разряд.
- Сколько единиц осталось?
Займите свое место в таблице.
- Какое число получили?
Формулирование темы урока: сложение однозначных чисел с переходом через разряд.
Задание № 3. (На доске). 7 + 8, 8 + 7
- Что вы можете сказать о значении данных выражений?
Индивидуальная работа с моделью десятка. Фронтальная работа: проговаривание последовательности действия по алгоритму.
У обучающихся на парте карточки с цифрами. При проговаривании алгоритма ученик становится с карточкой к доске. (игра «Живые числа»).
Учащиеся формулируют переместительное свойство сложения.
Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по алгоритму. (Регулятивные УУД).
Находить и исправлять ошибки самостоятельно (Регулятивные УУД).
Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (Регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной, письменной форме (Коммуникативные УУД).
В каком случае вычисления производить удобнее? Почему?
Задание № 4. (Стр. 20 № 4).
Организация оформления записи в тетради. (дополнение записи условными обозначениями: модель десятка, части)
Вывод: удобнее к большему числу прибавлять меньшее.
Индивидуальная, фронтальная работа.
VII. Самостоятельная работа
(10мин)
Задача. Выполнение самостоятельной работы с проверкой по эталону; самооценка.
Организует выполнение заданий.
Проверка по образцу. Фиксирование места ошибки. Самооценка при помощи знаков + или?
Дифференцированный подход: за время, данное для работы, надо найти значение выражений или1, или2, или3 и осуществить проверку.
Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД).
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. (Регулятивные УУД).
VIII. Рефлексия. (2 мин.)
Задача:
– зафиксировать новое содержание урока.
Определить, какое новое знание открыли.
Формулировка темы и задач урока. Постановка задачи на следующий урок.
Соотносить результат своей деятельности с задачами урока и оценивать его. (Регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).
IX. Итог (1 мин.)
Задача: – организовать оценку собственной учебной деятельности.
Оценить, достиг ли каждый ученик поставленной цели.
Оценка деятельности на уроке.
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (Регулятивные УУД).
Авторская рефлексивная оценка.
Данная технологическая карта урока может быть использована для любого УМК т.к. данная тема рассматривается в каждой образовательной программе. Используемые технологии позволяют повысить эффективности урока за счет включения игровых и наглядных моментов. (Схемы, модели, слайды). Побуждающий диалог включает учащихся в активный процесс обучения. На уроке используется сочетание различных форм работы (фронтальный, индивидуальный, в паре). Дифференциация заложена на этапе проведения самостоятельной работы (количество выполненных заданий). Организован контроль и самоконтроль учащихся. Объем данного урока позволяет гибко использовать количество заданий.
15