Урок русского языка с элементами технологии критического мышления Обобщение и повторение изученного материала по теме « Имя прилагательное» ( 4 класс)


Урок русского языка
с элементами технологии критического мышления
Обобщение и повторение изученного материала
по теме « Имя прилагательное»
( 4 класс)
Цель: обобщить и повторить изученное по данной теме, активизировать поисковую деятельность учащихся на уроке, ориентировать их на успех, на основе критического мышления учить детей думать, общаться друг с другом, уметь доказывать свои суждения, анализировать информацию, полученную на уроке, учить находить прилагательные в тексте, изменять их по числам, родам, падежам, развивать умение работать коллективно, в парах, группах, развивать творческие способности учиться, способствовать развитию заинтересованности, яркости восприятия, образности запоминания, развивать сообразительность, языковое чутье, память; учить ребят слушать и уважать друг друга.
Оборудование: конверты с заданиями; орфографические словари; игрушка медведь; алгоритмы составления «Сенкана»; фотографии Медведь – горы; сочинения – рисунки учащихся.
Ход урока
Организация класса
- Улыбнитесь друг другу. Прислушайтесь к своему сердечку. Вы слышите, как оно радостно бьётся в вашей груди. Это значит, что вы хорошо и плодотворно будете работать на уроке, что мы сможем создать ситуацию успеха на нашем занятии. А чтобы наша совместная работа была успешной, вспомним законы урока. Вести себя спокойно. Не выкрикивать. Быть терпеливыми. Дать возможность высказаться своим товарищам. Уважать друг друга.
II Актуализация опорных знаний.
• Мотивация учебной деятельности
- Сегодня на уроке мы вспомним об одной из частей речи.
Это имя зашифровано.
Слово это зачаровано.
Признак предмета обозначает,
Всех родов оно бывает.
Изменяется по числам, падежам,
В речи помогает нам.
С существительным так дружит,
Жить не может без него,
Компаньона своего.
- Как называется эта часть речи?
•Составление « Ассоциативного куста» по теме « Имя прилагательное» ( коллективная работа)
Имя прилагательное
Часть речи

Признак предмета
Второстепенный член предложения
Начальная форма (единственное число, именительный падеж, мужской род)
Какой? Какая? Какое?
Связь с существительным
По падежам
По родам ( в единственном числе)
По числам
• Повторение темы « Имя прилагательное» по схеме «ассоциативного куста»
III Обобщение и систематизация знаний
• Творческая работа.
- Подберите к каждому существительному прилагательное и запишите их парами.
Платье…(красивое, шелковое, белое ); собака…(злая, добрая, породистая ); друзья…(верные, хорошие, отзывчивые ); заяц…(белый, трусливый, робкий); воробьи…(серые, голодные, веселые ); цветок…( алый, пахучий, прекрасный ); этаж… ( высокий, низкий); море… ( глубокое, чистое, синие ).
• Выборочный диктант.
Игра, книга, глубокий, крохотный, спасать, линейка, маленький, родная, земля, рисует, ласковый, солнце, весеннее.- Определите и выделите окончания прилагательных.
- Как по окончанию прилагательного определить его род?
Ж. Р. М. Р. С.Р.
-ая -ый -ое-яя -ий -ее
• Самостоятельная работа
- Вставьте пропущенные окончания прилагательных, определите их род.
Шелков… платье, почтов… ящик, зимн… забавы, летн… солнце, интересн… книга, син… небо.
- Как определяется род прилагательного? (По роду имени существительного)
• Словарная работа. Метод «Кубование»
- Работа над словарным словом « Медведь».
1. Отгадывание загадки.
Летом бродит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
2. – Кто у нас сегодня в гостях? ( Медведь)
Давайте запишем это слово в тетрадь. Но для начала обратимся к поучительной словарной сказке про медведя.
Инсценирование сказки « Медведь и мёд» учащимися.
Жил – был в лесу добродушный, огромный, неуклюжий зверь. Кто его звал «топтыгиным», кто «хозяином», кто «Михайло Потапычем». А любил он больше всего …мёд. Как услышит запах мёда – прямо голову теряет. А перед друзьями своими оправдывается:
- Так мёд ведь! Так мёд ведь! Вот и прозвали его «Мёдведь». Стал он своё новое имя носить, а точки над буквой «Ё» в этом имени так и вьются над ним, так и жалят, точно пчёлы! Махнул он своей когтистой лапой, да и смахнул точки. И стал с тех пор называться МЕДВЕДЬ и писаться с буквой Е.
3. А теперь поработаем над этим словарным словом группами методом «Кубование» ( задание давалось заранее)
1-я грань (зелёная) – лексическое значение слова «медведь»
2-я грань (красная) – к истокам слова.
3-я грань (синяя) – однокоренные слова.
4-я грань (желтая) – сочетание слов.
5-я грань (фиолетовая) – синонимы.
6-я грань (коричневая) – тексты, стихи, пословицы.
I Лексическое значение слова
Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими ногами. Белый медведь. Бурый медведь.
Когда говорят о крупном, сильном, но грузном и неуклюжем, неловком человеке. Медвежья лапа.
II К истокам слова.
Медведь означает «едящий мёд», «мёдоед».
III Однокоренные слова.
Медведь, медведюшка, медведище, медведиха, медведица, медвежатина, медвежонок, медвежий.
IV Сочетание слов.
Большой, крупный, огромный, могучий, лохматый, старый, живой, раненый, косолапый, неуклюжий, голодный, дрессированный, бурый, черный, гималайский (медведь).Увидеть, встретить, выследить (медведя).
Ревет, рычит, бродит, впадает (в спячку).
V Синонимы.
Медведь косолапый, топтыгин, мишка.
VI Тексты. Фразеологизмы.
Медведь на ухо наступил (нет музыкального слуха). Медвежья услуга (услуга, причиняющая неприятности). Смотреть медведем (угрюмый, нелюдимый).
Пословицы, поговорки.
Для медведя зима – одна ночь.
Два медведя в одной берлоге не живут.
Стихотворение
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
А. БартоРабота над текстом «У Медведь – горы»
• Чтение текста учащимися полностью. Ответы на вопросы текста.
• Найти в рассказе имена прилагательные в сочетании с именами существительными.
Давнюю легенду, огромный медведь, каменной горой, старый медведь, у каменистого уха, звонкие трубы.
Жаркие костры, по лесистой степи, по каменистым тропам, брезентовых палаток, детская здравница.
• Определить падеж имен прилагательных.
«Сенкан» (работа в парах)
Медведь
Бурый, косолапый.
Спит, рычит.
Мишка косолапый по лесу идет.
Топтыгин, зверь.
• Работа в группах. Игра «Пантомима»
- Покажите, используя мимику и жесты, значение прилагательных: сильный, веселый, грустный, злой, добрый, быстрый, худой, вкусный, толстый, слепой, косолапый.• Творческая работа.
Дополните текст прилагательными.
Прошла (ненастная) осень. Наступила (морозная) зима. Речка покрылась (блестящим) льдом. (Искристый) снег покрыл землю (белым) одеялом. Деревья оделись в (зимний) убор. Дети на (свежем) воздухе строят (снежные) крепости. Ребята съезжают с (крутых( горок на (быстрых) санках.
- Сделайте синтаксический разбор предложения.
• Самостоятельная работа.
- Просклоняйте прилагательные по падежам.
Весёлый мальчик, белый снег, большая семья, добрая девочка.
• Музыкальная пауза.
- Прослушайте песню и запомните как можно больше имен прилагательных.
• Работа с деформированным текстом.
От, лёд, и, тает, слова, теплого. (От теплого слова и лед тает).
Колет, острое, сердечко, словечко. (Острое словечко колет сердечко).
Слов, горько, от, бывает, сладких. (От сладких слов бывает горько).
• Творческая работа (в группах).
- Замените прилагательные антонимами.
Хороший человек – плохой;
Белый платок – черный;
Дорогая вещь – дешевая;
Мокрая трава – сухая;
Сладкое яблоко – кислое.
- Замените прилагательные синонимами.
Алые щеки (розовые, румяные);
Глухая чаща (дремучая, мрачная);
Смелый человек (храбрый, отважный);
Быстрый танец (зажигательный, подвижный);
Большой мороз (сильный, крепкий, лютый).
Игра « Кто быстрее»
- К прилагательным, употребленным в переносном значении, подберите прилагательные в прямом значении.
Горячий привет – (горячий обед);
Глубокая ночь – (глубокая нора);
Светлая мысль – (светлая комната);
Железная вода – (железная дверь);
Золотые руки – (золотые кольца);
Каменное сердце – (каменное здание).
IV. Итог урока. Рефлексия.
Тестовая работа по теме «Прилагательное»