Рабочая программа кружка Быстрее, выше, сильнее
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.
Программа общей физической подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом интересов детей к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Для занимающихся по программе предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно-оздоровительному направлению
внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Быстрее, выше, сильнее» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Быстрее, выше, сильнее» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
охрана и укрепление физического и психического здоровья младших школьников.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
пропаганда здорового образа жизни;
Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:
а) повышение уровня выносливости (беговые упражнения),б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая координацию движений.
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Программа «Быстрее, выше, сильнее» рассчитана на учащихся 6 класса, по 1 часу в неделю (всего - 34 часа), программа реализуется в течение одного учебного года.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из 5 разделов: основы знаний, общеразвивающие упражнения, здоровьесберегающие техники, подвижные игры, спортивные игры.
Основы знаний.
Формирование знаний и представлений заключается в сообщении некоторых теоретических сведений:
Здоровьесберегающие техники или упражнения для здоровья.
История возникновения подвижных игр. Народные подвижные игры.
Правила организации подвижных игр в самостоятельных занятиях.
История спортивных игр: футбол, волейбол
Что такое здоровье. Нравственное и физическое здоровье. Нравственное здоровье – основа общего здоровья человека.
Взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием и духовным развитием. Эмоции (приятные и неприятные), их различие. Ответственное и безответственное выражение эмоций.
Знакомство с основными правилами личной гигиены. Сведения о значении ведения здорового образа жизни, о влиянии физических упражнений, подвижных игр на состояние здоровья.
Общеразвивающие упражнения.
Данный раздел включает в себя комплексы упражнений общеразвивающей направленности различной координационной сложности, с предметами и без предметов.
Здоровьесберегающие техники
Раздел «Здоровьесберегающие техники» включает в себя:
Дыхательная гимнастика
Упражнения для формирования правильной осанки
Упражнения для укрепления мышечного корсета
Упражнения для профилактики плоскостопия
Суставная гимнастика
Гимнастика для глаз
Упражнения для релаксации
Упражнения для снятия психического напряжения
Подвижные игры.
Раздел «Подвижные игры» включает в себя:
Игры с элементами строя
Игры с бегом
Игры с прыжками
Игры с метанием, передачей и ловлей мяча
Игры с лазанием и перелезаниемИгры для развития внимания
Игры на занятиях в зимний период
Игры и забавы с санками
Эстафеты с предметами, без предметов, шуточные
Спортивные игры. Футбол,Волейбол.
История развития футбола, волейбола в России.
Гигиенические знания и навыки. Закаливание.
Общий режим дня школьника. Значение правильного режима дня юного спортсмена.
Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные ванны как гигиенические и закаливающие процедуры.
Правила игры в футбол, волейбол
Разбор и изучение правил игры в «малый футбол», волейбол.
Места занятий и оборудование.
Общая и специальная физическая подготовка.
Практические занятия.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ ТЕМА Дата
план факт
1 Что такое здоровье. Нравственное и физическое здоровье.
Инструктаж по ТБ во время занятий. 2 Правила личной гигиены. 3 Что является основой ЗОЖ? 4 Дыхательная гимнастика 5 Упражнения для формирования правильной осанки 6 Упражнения для укрепления мышечного корсета 7 Упражнения для профилактики плоскостопия 8 Суставная гимнастика 9 Гимнастика для глаз 10 Упражнения для релаксации 11 Упражнения для снятия психического напряжения 12 Игры с элементами строя 13 Игры с бегом 14 Игры с прыжками 15 Игры с метанием, передачей и ловлей мяча 16 Игры с лазанием и перелезанием17 Игры для развития внимания 18 Игры на занятиях в зимний период 19 Игры и забавы с санками 20
21 Эстафеты с предметами, без предметов, шуточные 22 История развития футбола в России. Правила игры в футбол 23
Техника передвижения. Удары по мячу головой, ногой Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения. 24 Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря. 25 Тактика игры в футбол. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча, с мячом. 26 Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика вратаря 27 Практическое занятие 28 История развития волейбола в России. Правила игры в волейбол. 29 Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки. Контрольные игры и соревнования.
30 Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. 31 Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая 32 Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. 33 Техника защиты. Блокирование. Взаимодействие игроков передней линии при приеме 34 Практическое занятие ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
По окончании учебного года учащийся научится:
•выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
•выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
•выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину)
•выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, в условиях учебной и игровой деятельности;
•преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
•осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
•выполнять тестовые нормативы по физической подготовке
Универсальными компетенциями учащихся по курсу будут являться:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы «Быстрее, выше, сильнее» по курсу являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме при организации коллективного творческого дела. Диагностика результатов работы по данной программе связана с демонстрацией достижений обучающихся на соревнованиях (как школьного, так и муниципального уровня), спортивных праздниках и днях здоровья (посещающие внеурочную деятельность учащиеся принимают активное участие в подготовке и проведении всех спортивно – физкультурных мероприятий).
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ Наименование объектов и средств материально-технического оснащения. Кол-во Примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1 Стандарт основного общего образования по физической культуре.
1 Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав
обязательного программно-методического обеспечения кабинета пофизической культуре (спортивный зал)
2 В.И .Лях «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников 1-4 класс: Пособие для учителей (М.: Просвещение 2012г.)
«Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5-9 классы. – М. : Просвещение . 2010.(Стандарты второго поколения)
М. Я. Виленский «Физическая культура. 5-7 кл.»: учебник для общеобразовательных учреждений (М :Просвещение,2009).
В.И. Лях «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха 5 – 9 классы :пособие для учителей – М : Просвещение 2012
1 Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации.
3 Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению неограниченное 4 Методические издания по физической культуре для учителей неограниченное Технические средства обучения
Нет Учебно-практическое оборудование
1 Маты 2 2 Кегли 6 3 Мячи футбольные 1 4 Стойки волейбольные закрепленные 2 5 Сетка волейбольная 1 6 Мячи волейбольные 2 Средства первой помощи 1 Аптечка медицинская 1 Кабинеты 1 Спортивный зал игровой С раздевалками для мальчиков и девочек,
2 Кабинет учителя Включает в себя рабочий стол, стулья, книжные шкафы (полки).
3 Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования Включает в себя стеллажи
Пришкольный стадион (площадка) 1 Площадка игровая 1