Урок по предмету МУЗЫКА. Раздел 2 Музыка и изобразительное искусство 3 четверть. Тема: Музыкальная живопись и живописная музыка


Урок по предмету «МУЗЫКА» в 5-м классе.
Раздел 2 «МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
3 четверть.
Тема: Музыкальная живопись и живописная музыка.
Цель:
Активация творческой и познавательной деятельности учащихся посредством использования современных педагогических технологий через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.
Показать на примере музыкальных и живописных произведений роль музыкального начала в жизни и произведениях искусства, взаимосвязь музыки и других видов искусства, раскрыть тему урока через наглядность доступно и увлекательно.
Задачи:
Образовательные:
Показать учащимся как музыка связана с изобразительным искусством на примере композиторов С. В. Рахманинова, А. Вивальди, Ю. Антонова и русских художников В. Борисова – Мусатова, И. Шишкина, И. Левитана.
Развивающие:
Развить творческое воображение, представление живописного образа, эстетическое восприятие, чувство красоты. (Природы, музыки, живописи, поэтического слова)Развить самостоятельность мышления, вокально-хоровые навыки выразительного исполнения.
Воспитательные:
Воспитать всесторонне развитую личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и изобразительного искусства, сформировать национальное самосознание бережного отношения к родным истокам, к традициям своей культуры в художественной картине мира.
Тип урока: Изучение и закрепление новых знаний.
Форма урока: Фронтальная и групповая.
Методы:
Организации и осуществления учебно-познавательной.
деятельности.
Объяснительно-иллюстративный.
Стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
/ситуация поиска, сравнения, анализ, обобщение, приём сопоставления со смежными видами искусства./
По источнику информации и характеру учебно-познавательной деятельности
Словестно – индуктивный /беседа/
Наглядно-дедуктивный
/сравнение, анализ услышанного музыкального
произведения, побуждение к сопереживанию/
Приёмы:
Слушание.
Исполнение.
Пластическое интонирование
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, доска, синтезатор, раздаточный материал. Учебник «Музыка» 5 класс Е. Д.Критская, Г. П. Сергеева.
Дидактическое и методическое оснащение урока: портреты композиторов, иллюстрации художественных произведений русских художников, карточки-задания, оценочные жетоны- лепестки от цветка желаний, семицветика.
Программное обеспечение:
Презентации Power Point. Microsoft Office Word.
Межпредметные связи данного урока: музыка, история, изобразительное искусство.
Материалы к уроку:
Зрительный ряд : /оформление доски/
Эпиграф Ф. Тютчев
«Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык»
портреты композиторов А. Вивальди,
Ю. Антонова, русских художников В. Борисова - Мусатова, И. Шишкина, И Левитана. Репродукции картин художников, видиоряд к музыкальным номерам карточки - текст песни, мультимедийная презентация
Музыкальный ряд:
А.Ермолов «Волшебный мир искусства». А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года». Антонов «Родные места», О. Сергеева «Крымская Весна».
Урок построен на двух видах музыкально- практической деятельности учащихся –слушание музыки / активное восприятие и интонирование / исполнительская деятельность. Два вида деятельности выбраны по теме урока, целям и задачам .Структура урока
Организационный момент -1мин
Музыкальное приветствие – 1мин.
Исполнение песни «Волшебный мир искусства» – 2.5 мин.
Беседа по теме -1мин
Слушание (видеоряд Ю. Антонов «Родные места») – 2.5мин.
Беседа после слушания – 1мин.
Слушание (видеоряд А. Вивальди «Весна») – 2 мин.
Беседа – 1 мин.
Динамическая пауза, эмоциональная разрядка в игровой форме – 2 мин./Игра «Повтори» /
Мастерская художника. Мольберт В.Борисова – Мусатова - 2 мин
Пейзажи И. Шишкина и . Левитана.-3 мин
Обзор и анализ картин-2 мин
самостоятельная работа по карточкам-4мин
Динамическая пауза - 2 мин.
Разучивание песни «Крымская Весна» - 5мин
Диагностика обученности: викторина – 2мин
Обобщение темы урока - 2 мин
Итог урока 2 – мин
Домашнее задание – 1 мин.
Музыкальное прощание – 1 мин
ХОД УРОКА:
Учитель:
Здравствуйте дорогие ребята, гости нашего урока. Сегодня мы побываем в чудесной стране, которая нам откроет волшебный мир искусства. Музыкальное приветствие – это наш первый шаг к новым открытиям.
Дети: /музыкальное приветствие/
Учитель:
Тема нашего урока: « Музыкальная живопись и живописная музыка» для этого нам нужно заглянуть в уголки прекрасного мира природы и громко крикнуть:
« Ты раскрой мне природа объятья…» Тогда вы увидите, как прекрасен этот мир. Мир природы рождает мир искусства, где существует тонкая незримая связь музыки и других видов искусства, где эти произведения черпают своё начало в волшебстве мира чувств и музыки. Здесь начинается волшебство, и песня в вашем исполнении поможет нам увидеть этот таинственный мир, созданный руками человека. ./слайд №1 /
Дети:
Исполнение песни муз. А. Ермолова «Волшебный мир искусства»
Учитель:
Молодцы! Исполнено было с нежностью и душой. Продолжаем наше путешествие. Весна богата цветами, поэтому каждый получает за открытие подарок, семицветик, при ответе на вопрос он отрывает лепесток и откладывает его для исполнения желания и получения оценки, красный –отличный ответ, зелёный – хороший, остальные цвета за участия в диалоге.
На предыдущих уроках вы уже говорили и знаете, что музыка очень тесно связана с другими видами искусств. Какими?
Дети:
Литературой, театром, изобразительным искусством. Молодцы!
Учитель:
Совершенно верно. Музыкальная живопись и живописная музыка / слайд №2 очень тесно связаны с картинами природы. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем музыка и поэзия. Ну и конечно, искусство рождается не на пустом месте, его источником его является сама жизнь, все, что нас окружает, все, чем мы живём, все, что нам дорого. А что нам дороже всего на свете?
Дети: Родина.
Учитель:
Правильно, ребята. Давайте послушаем как это прекрасное чувство любви к Родине, к родной земле, к природе выразил композитор Юрий Антонов в песне «Родные места»
/ Звучит песня «Родные места»/
Учитель:
В прозвучавшей песне, что вы услышали – какими выразительными средствами передал композитор красоту, любовь к родной земле? Для определения характера можете обратиться к подсказкам, которые лежат у вас на партах.
Дети:
Плавная, напевная, широкая мелодия. Спокойный, размеренный темп, не громкая, лирическая песня.
Учитель:
Красота родной природы всегда привлекала внимание поэтов, писателей, художников, музыкантов, не зависимо от времени и страны, в которой они жили. Хочу предложить вашему вниманию, один из лучших образцов инструментального концертного цикла, написанный итальянским скрипачом, дирижером и композитором эпохи барокко XVIII века - Антонио Вивальди.
/Слайд № 3 /
/Цикл «Времена года» состоит из четырех частей «Весна», «Лето», «Зима» и «Осень» - чарующая красота этой музыки продолжает завоёвывать сердца всё новых и новых поколений ценителей музыки. Надеюсь и вам она знакома. Мы слушаем первую часть «Весна».
/Слушание музыки А. Вивальди «Весна» из цикла времена года/
Учитель:
Какие зрительные образы сопровождали музыку?
Созвучны ли они с ней, как они дополняют, обогащают картину, которую хотел донести до нас композитор, используя звуки музыкальных инструментов?
Какие инструменты вы услышали?
Дети:
Мы увидели картины природы. Время года весна. Зрительные образы созвучны с музыкой А. Вивальди, дополняют и обогащают её своей красотой и радужными красками, которые выражают настроение и характер музыки.
Это звучание струнно-смычковых инструментов. В эту группу входят : скрипка, альт, виолончель, контрабас. / Слайд №4 /
Учитель: А сейчас проведём эмоциональную разрядку, сделаем динамическую паузу.
Игра « Повтори»
/Слайд № 5, музыкальный фон /
Представим, что пошёл дождик, сначала мелкий, а затем всё чаще и чаще. Это выразим движениями пальцев, как будто вы играете на фортепиано. Налетел ветер, стал разгонять тучки, поднимаем руки вверх, наклоняемся из стороны в строну. Ветер всё сильнее, делаем движения в темпе под музыку, повторяя движения за сказочными героями. Наконец, показалось солнышко, руки сомкнули, подняли вверх, улыбаемся, радость выразим хлопками.
Спасибо, думаю, вы зарядились энергией и готовы к продолжению. Итак, продолжим наше путешествие в мир природы. Но сначала выясним,
В каком жанре изобразительного искусства художники отображают картины природы? Найти ответ на этот вопрос вам поможет отрывок из стихотворения …
Александр Кушнер.
Если видишь на картинеНарисована река,Или ель и белый иней,Или сад и облака,Или снежная равнина,Или поле и шалаш,Обязательно картина называется
Дети: ПЕЙЗАЖ . /слайд №6/
Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, изображающий картины природы. /живопись/
Учитель:
Заглянем в мастерскую русского художника В. Борисова Мусатова. Откроем наш учебник на стр. 98 . Мы увидим на его мольберте красочную композицию. Прислушаемся, она звучит по особому, звучит так, как слышит её сам художник. Прочитаем его строчки их дневника.
Дети:
«Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков – краски! Мечты мне создают целые симфонии…Мои помыслы – краски, мои краски – напевы.
Учитель:
Дайте названия этим пейзажам, можно ли назвать эти картины музыкальной живописью, почему.
Дети: Его живописные полотна передают лирическое настроение, можно подобрать тихую красивую мелодию. Об этом говорят плавные линии воды, округлости деревьев, нежные краски. Назвать эту картину можно. Весна.
Учитель: А как думают другие ребята. Художник назвал её « Весенний этюд» Выбираем оценочные лепестки.
Дети:
Рядом мы видим пейзаж сада. Назовём его «Цветущий сад». Музыка к ней должна быть светлой, ласковой красивой и мелодичной, как белые цветы на веточках деревьев.
Учитель:
Художник назвал этот пейзаж «Цветущие вишни». Посмотрим на мольберты других художников.
Великого русского художника Исаака Ильича Левитана /слайд№7/ называют самым «музыкальным» художником, потому что все его полотна «поют». Давайте посмотрим и сами убедимся в том, что пейзажи Исаака Левитана действительно поют и звучат.
/Слайды №8 - №11. Обзор и анализ картин «Март», «Быстрая вода», «Вечерний звон», «Солнечный день»./Посмотрим на картины и сделаем выводы, ответив на вопросы письменно.
Что видите в картинах?
Какие краски использовал художник?
Характер, настроение картин?
Какую музыку вы слышите в них? Ответы занесите в карточки-задания.
Каждый творец по-своему отражает мир, композитор – звуками, художник – красками, поэт – в стихах или прозе. Какие выразительные средства используют художники?
Дети: В изобразительном искусстве средством художественной выразительности являются изобразительные краски.
Учитель: Цвет, цветовые сочетания, контур, тон./ Слайд №12/ А в музыке?
Дети: В музыке средством художественной выразительности являются музыкальные краски.
Учитель: Музыка настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а помогают ему в этом – выразительные средства: лад, тембр, динамические оттенки, мелодия, гармония. /Слайд №13/ А теперь, попробуйте самостоятельно провести анализ.
Самостоятельная работа:

Учитель:
Закончили, карточки- задания передаём для проверки. Сделаем маленькую зарядку.
Динамическая пауза.
Ветер дует, задувает, пальмы в стороны качает.
А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит.
Чайка над волной летает и за рыбками ныряет.
Под водой на глубине, крокодил лежит на дне.
А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит. Закончили.
А сейчас, вопрос:
Назовите, пожалуйста, великого художника-пейзажиста, который раскрыл красоту лесного пейзажа? /слайд № 14/ Дети: Иван Иванович Шишкин.
Учитель:
Правильно, в городе Елабуга сохранился дом, в котором родился и жил И.И. Шишкин – художник XIX века. В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность. Его называли «Царём леса». И конечно вам знакомы его картины.
– Обратите внимание, с какой любовь, теплотой и нежностью написаны эти живописные полотна./Обзор картин «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Сосновый бор», «Рожь»
А сейчас разучим песню крымского композитора и поэта Сергеевой ольги
«КРЫМСКАЯ ВЕСНА» муз. сл. О. Сергеевой .
Пришла Весна и снова встали мы
Под флаг России и за мир Земли.
Победу Крым удержит навсегда
И гордо пронесёт через года!
И хочется от счастья закричать,
Весь мир обьять, Россию величать,
Героев наших, Крымскую Весну,
Вернулись, наконец, в свою страну!
ПРИПЕВ:
Крымская Весна вошла в мой дом,
Веру и Надежду поселила в нём,
Крымская Весна – душа поёт
И любовь, как яблонька, моя цветёт.
Крымская Весна – знаменье дней
Небо в радужных оттенках от огней.
Крымская Весна – тепло и свет
И роднее края в мире нет !Живи моя страна - не зная бед!
Пусть каждый в ней несёт за всё ответ.
Нам нужен МИР и счастье на ВЕКА!
СИЛЬНА РОССИЯ будет и КРЕПКА !
ПРИПЕВ.
– Какая по характеру мелодия песни, что она напоминает?
– Дома постарайтесь, используя выразительные средства изобразительного искусства, нарисовать картину к этой песне.
А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы небольшой викторины – выполнить проверочную работу./Слайд № 23/
ВИКТОРИНА:
Мы познакомились с произведением итальянского композитора, который написал цикл «Времена года»… (А. Вивальди);
Мы слушали часть под названием … (“Весна”);
Русский композитор, автор песни «Родные края»…. (Ю. Антнов)
Исаак Левитан – художник-…(пейзажист);
Иван Шишкин – великий русский художник родился и жил в городе, который называется - Елабуга.
О каком художнике мы не сказали, чьи картины стояли на мольберте. /В. Борисов – Мусатов ./
Определите название картин. /Слайд №27
Обобщение темы:
Ребята, на нашем уроке прозвучало много слов. Их можно применить для характеристики, как картин, так и музыки. Линия, тон, оттенки, картина, выразительные средства, пространство. Эти термины используются и в музыке и в живописи, о чем это нам говорит?
Дети: Можно сказать, что много общего между видами искусств.
Учитель:
Верно, между различными искусствами много общего. Картины природы в музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны.
Живописная музыка, какая это музыка?
Дети: Эта такая музыка, которая ярко и убедительно передаёт впечетления композитора от картин природы. Мы начинаем видеть эти картины природы, слушая музыку.
Учитель: Молодцы! А почему мы говорим: « Музыкальная живопись?»
Дети: Живопись, наполненная тонким поэтическим чувством, нельзя выразить словами – только музыкой.
Итог урока:
– Дорогие ребята! Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное и тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны. Наш урок подошёл к концу. А теперь посмотрите, сколько красного и зелёного цвета у вас на партах. Это говорит о том, что живопись у вас поёт, а музыка – рисует !!! Оценивание:
кто отвечал на вопросы правильно, активно принимал участие на уроке, получает оценку -5, менее активные - 4.Остальные ребята оценивают себя сами, за красные лепестки - оценка -5, за зелёные -4, другие цвета – оценки нет, дома изучаем материал самостоятельно.
Домашние задание:
на стр 98 учебника, « Музыка» -5 класс, вспомните о чём мы сегодня говорили, нарисуйте впечатления от песни «Крымская Весна»
А сейчас, Заполните оценочный тест.
Оценочный тест.
Максимальная оценка – 3 балла. Всего – 24 балла.
Фамилия. Имя. Класс 5 «Г» Загорулько Роман баллы
1 Урок прошёл интересно 3
Урок прошёл не очень интересно -
Урок прошёл не интересно -
2 Понравилось: музыка 3
3 картины 3
4 беседа 3
5 игра 3
6 ответы детей 2
7 разучивание песни 3
8 самооценка 3
Итого 23 бал.
Спасибо! До следующих путешествий и новых открытий ! /слайд №28/
Литература :1.Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. Методическое пособие. Музыка 5-6 класс
«Просвещение». М. 2005г.
2. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. Учебник « Музыка» 5 класс 2003г. ,2007г.
3. Б. С. Рачина . Технология и методика обучения музыки в общеобразовательной школе, Спб. «Композитор» 2007 г.
4. Т. А. Затямина «Современный урок музыки» . «Глобус» М. 2008г.
5.М. Г. Дейнеко .В. Ю. Елин. Учебник «Изобразительное искусство.» 5-6 класс. « Радянська школа». Киев. 1981 г.