Программа элективного курса Слагаемые семейного счастья
Слагаемые семейного счастья
Программа элективного курса
по литературе для учащихся 10-11 классов.
Ольга Михайловна Семёнова,
учитель русского языка и литературы
МОУ Усть-Абаканская СОШ № 2
Пояснительная записка
Данный элективный курс является одной из составных частей программы по литературе для старшеклассников. Он включает в себя произведения русской литературы, отражающие проблемы семьи, которые необходимо решать подрастающему поколению в будущем. Высокий воспитательный потенциал данного курса может быть использован не только учителями словесности, но и классными руководителями с целью формирования у учащихся общего представления о радостях и горестях семейной жизни. Чтение новых и обращение к фрагментам ранее известных произведений позволит понять, что настоящее человеческое счастье зарождается в семье среди родителей, братьев и сестёр.
Назначение курса – содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации. Анализ предложенных текстов вооружит старшеклассников определёнными знаниями семейных ценностей и станет уроком мудрости для каждого их них.
Основными задачами курса являются следующие:
· формирование потенциала семейных ценностей в сознании старшеклассника
на примерах жизни и судьбы литературных героев;
· формировать умения и навыки вдумчивого чтения,
развивать устную и письменную речь учащихся,
· совершенствовать идейно-художественный и
лингвистический анализ литературного текста;
· пробуждать стремление к самовоспитанию
и самообразованию.
Различные методы и приёмы (деловая игра, творческая мастерская, путешествия, практикумы, проекты) помогут учителю и учащимся раскрыть нравственно-эстетические и культурно-познавательные ценности семейного счастья, поддержат интерес учащихся к созданию полноценной семьи и желание иметь здоровых, умных, воспитанных детей. Обращение к разным видам искусства (музыке, живописи, художественному слову) поможет занятия курса провести эмоционально, сформирует у учащихся умение слушать, видеть, чувствовать и сопереживать.
Для реализации поставленных задач определено содержание программы, в которую вошли следующие разделы:
Моя семья – моё богатство.
Какое оно, семейное счастье?
Калейдоскоп семейных отношений.
Отцы и дети.
Элективный курс создаёт благоприятные условия не только для развития ассоциативного, аналитического и диалектического мышления, но и формирует определённые навыки грамотного письма (создание сочинений разных жанров) и выступления на нравственные темы (семинары, практикумы, дискуссии).
Данный курс основан на материале прочитанных и совершенно новых для учащихся произведений, не включённых в программу по литературе. Определённое место занимают публицистические тексты, поднимающие проблемы семейного воспитания и образования. С целью приобретения педагогических знаний включены в программу произведения об учителях и воспитателях, что представляет для учащихся достаточно живой интерес.
На изучение данного курса отводится 68 часов, так как курс рассчитан на два года. На лекцию учителя - 8 часов, остальные часы – самостоятельные и практические работы. Предусматривается выполнение групповых, индивидуальных заданий, чтение и анализ произведений и фрагментов из него, составление сравнительных таблиц, схем; написание эссе, статей, сочинений-рассуждений, создание поэтических текстов (проба пера).
Содержание элективного курса
Раздел I. Моя семья – моё богатство. ( 9 часов)
Введение. Основные цели и задачи курса. Общее представление о семье. Слово «семья», его рождение, ассоциации. Проба пера. Литературные произведения, в которых нашла отражение «мысль семейная». Семьи, подарившие миру великих писателей и поэтов (Пушкин, Лермонтов, Блок). Стили семейного воспитания и образования. Слагаемые семейного благополучия и счастья.
Раздел II. Какое оно, семейное счастье? (23 часа)
Мечта об идеальной семье в русской литературе. Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». Семья Болконских как пример авторитарного стиля воспитания. Традиции семьи, принципы жизни, взаимоотношения. Семья Ростовых. Демократический стиль воспитания. Традиции семьи, принципы жизни, взаимоотношения. Идеальная семья в романе Толстого. Дейл Карнеги. Семь правил счастливой семейной жизни. Л.Н.Толстой и его повесть «Семейное счастие».
Раздел III. Калейдоскоп семейных отношений (22 часа)
Стихи о Прекрасной Даме А.Блока. Материнское счастье (музыка, живопись, художественное слово, кинематография). Великие художники о материнстве. Рафаэль и его мадонны. Мадонны в произведениях современной литературы. Фрагменты из повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая». Сергей Есенин «Письмо матери», стихи, посвящённые родным и близким поэта. Сложные отношения Тургенева с матерью. Е. Добин. «Мать и сын». В.Астафьев «Записка». М. Глушко «Мадонна с пайковым хлебом».
Раздел IV. Отцы и дети. (14 часов)
Проблема отцов и детей в литературе. Одинокие дети. Книга Альберта Лиханова «Дети без родителей». Роман «Благие намерения» и публицистика писателя. О наказаниях и поощрениях в семье. Астафьев «Конь с розовой гривой». Распутин и его рассказ «Уроки французского». Алексин и его повесть «Безумная Евдокия». Фрагменты из рассказа Астафьева «Людочка» и очерка Кржишталовича «Плечевая». Распутин «Последний срок». Людмила Улицкая и её книга «Бедные, злые, любимые».
Результатом элективного курса будут являться написанные старшеклассниками сочинения в форме эссе, созданные рефераты, стихи, зарисовки, очерки, которые пополнят методическую копилку учителя, а учащихся вооружат элементарными знаниями в области этики и психологии семейной жизни.
Учебно-тематический план
№
Название темы
Кол-во часов
Формы деятельности и контроля, дидактический материал
1
Основные цели и задачи курса. Общее представление о семье. Слово «семья», его рождение, ассоциации.
2
Сочинение – размышление «Моя семья – моё богатство» с последующим редак-тированием.
2
«Мысль семейная» на страницах литературы.
1
Лекция учителя с рекомендациями о прочтении книг. Литературная викторина на повторение прочитанных произве-дений.
3
Семьи, подарившие миру великих писателей и поэтов.
6
Лекция учителя с сообщениями учащих-ся (традиции, правила, взаимоотно-шения)
Пушкин (родители, сестра Ольга, брат Лев, Арина Родионовна Яковлева)
2
Друзья Пушкина в 2 томах (том 1, стр.9-133).Юрий Тынянов. Пушкин. Роман.
Лермонтов (детство, отроче-ство поэта). Роль бабушки. Любовь отца.
2
Георгий Гулиа. Жили поэты
Блок родился в идеальной семье.
2
Либединская. Жизнь и стихи.
4.
Слагаемые семейного благо-получия и счастья.
1
Беседа-диспут на основе прочитанных книг и жизненного опыта. Составление формулы семейного счастья.
5.
Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого«Война и мир».
8
Семьи на страницах произведения (групповые задания по плану, подбор метериала)
Семья Болконских как пример авторитарного стиля воспитания.
2
Составление таблицы (положительное и отрицательное в жизни семьи). Моя позиция.
Семья Ростовых. Демокра-тический стиль воспитания.
2
Моё мнение. Идеальна ли семья Ростовых? Доказательства Толстого.
Эпизоды, раскрывающие главные семейные ценности.
2
Портрет идеальной семьи. Памятка для родителей. Памятка для детей.
6.
Другие семейные пары в романе Толстого.
2
Составление очерка на основе подо-бранных материалов.
7.
Дейл Карнеги. Семь правил счастливой семейной жизни.
10
Изучение 6 главы из книги Карнеги. Сравнительная характеристика формул счастья.
8.
Л.Н.Толстой и его повесть «Семейное счастие».
4
Отзыв о прочитанном произведении с последующим обсуждением. (Собрание сочинений в 12 томах, том 2).
9.
Калейдоскоп семейных отно-шений.
2
Сочинение-эссе на тему «Миром правит любовь» с последующим обсуждением.
10.
Стихи Блока о Прекрасной Даме.
2
Идейно-художественный анализ стихо-творений о любви. Презентация стихов.
11.
Материнское счастье (музы-ка, живопись, художествен-ное слово, кинематография).
2
Музыкально-художественная компози-ция, составленная самими учащимися под руководством учителя
12.
Великие художники о материнстве
2
Лекция учителя с сообщениями учащих-ся.
Рафаэль Санти и Леонардо до Винчи и их картины с изображением мадонн.
2
Сравнительная характеристика с современ-ными полотнами и иллюстрациями.
13.
«За что, женщина, люди поклоняются тебе?» Напи-сание сочинения-эссе.
2
Чтение и анализ фрагментов из произведений: Виталия Закруткина «Матерь человеческая», М. Глушко «Мадонна с пайковым хлебом».
14.
Великое таинство любви на страницах повести Виталия Закруткина «Матерь челове-ческая».
1
Чтение эпизода с последующими комментариями учащихся.
15.
Самое родное и близкое (сложные отношения поэтов и писателей к матери)
1
Сочинение матери по заданному началу (например, «Самой близкой и родной,,.) в форме письма.
16.
Сергей Есенин – нежный сын и брат
2
Анализ стихов Сергея Есенина («Письмо матери»), стихи, посвящённые сёстрам
17.
Сложные отношения Турге-нева с матерью.
2
Е. Добин. «Мать и сын». Анализ статьи. Прототипы в произведениях Тургенева.
18.
В.Астафьев «Записка».
2
Идейно-художественный анализ миниатюры. Моё отношение к происшедшему.
19.
Трагическое лицо нашей действительностив романе М. Глушко «Мадонна с пайковым хлебом».
4
Мысль семейная в произведении. Две семьи – два образа жизни. Сообщения учащихся.
20.
Проблема отцов и детей в литературе. Одинокие дети.
1
Лекция учителя с рекомендациями для чтения. Книга Альберта Лиханова.
21.
Философские рассуждения в повести Лиханова «Благие намерения» Уроки мудрости.
2
Анализ высказываний. Педагогические знания для будущей семьи.
22.
О наказаниях и поощрениях в семье. Литература – учебник жизни.
2
Лекция учителя с анализом эпизодов по произведениям: Астафьев «Конь с розовой гривой», Распутин и его рассказ «Уроки французского», Алексин и его повесть «Безумная Евдокия».
23.
Мы в ответе за тех, кто рядомКто виноват?
2
Анализ трагических историй, изобра-женных на страницах прочитанных книг
24.
Распутин «Последний срок».
3
Презентация прочитанных книг либо реферат с условным названием «Наша семья»
25.
Людмила Улицкая и её книга «Бедные, злые, любимые».
3
Общий обзор данного произведения, рекомендации для чтения, презентация отдельных страниц книги
26.
Кодекс семейной жизни
1
Обобщение полученных знаний, вы-работка определённых правил семейного воспитания и образования
Требования к умениям и навыкам
Прочитать рекомендованные произведения и знать
- композицию произведений и её особенности,
- систему образов,
- проблемы, поднятые автором.
2. Уметь высказывать собственное суждение в форме
- сочинения-рассуждения,
- отзыва о прочитанном,
- эссе.
3. Приобрести определённые навыки в создании творческих работ («Проба пера»):
- презентаций,
- стихов, очерков, статей,
- рефератов.
Список использованной литературы
Алексин Анатолий. Безумная Евдокия.
Астафьев Виктор. Книга «Затеси», рассказы. Красноярское книжное издание, 1982.
Гулиа Григорий. Жили поэтыЖизнь и смерть Михаила Лермонтова. Книга – роман. Москва, «Известия», 1988.
Глушко Мария. Мадонна с пайковым хлебом. Роман-газета
Добин Е. Мать и сын. Сборник изложений для 9-11 классов и поступающих в вузы. Составитель Зюба В.О. Волгоград, издательство «Учитель - АСТ», стр.52-53.
Друзья Пушкина (Переписка. Воспоминания. Дневники.) в 2 томах. Москва, «Правда», 1986.
Закруткин Виталий. Матерь человеческая.
Карнеги Дейл. Как завоевать друзейМосква, Прогресс, Красноярское книжное издательство, 1990.
Либединская Л. Жизнь и стихи.Москва, «Детская литература»,1970.
Лиханов Альберт. Дети без родителей. Москва, «Просвещение», 1987.
Распутин Виталий. Уроки французского.
Родительские собрания. 8 класс. Москва, «ВАКО», 2008 год.
Толстой Л.Н. Война и мир. Москва, издательство «Правда», 1987.
Толстой Л.Н. Семейное счастие. Москва, издательство «Правда», 1987.
Тынянов Юрий. Пушкин. Роман. Москва, «Художественная литература», 1987.
Улицкая Людмила. Бедные, злые, любимые. Повести и рассказы. Эксмо, 2003.
15