Урок в технологиях критического мышления на тему Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Русская литература 9 класс
Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Цель: учащиеся систематизируют полученные сведения о герое, сопоставляют свое понимание
замысла автора и особенностей изображения героя
Задачи: Учащиеся знакомятся с текстом литературоведческой статьи на указанную тему,
соотносят ее с собственным пониманием образа Чичикова;
совершенствуют навыки работы с информацией, умение выделять главное и отсеивать
второстепенное, сопоставлять и сравнивать, задавать вопросы по тексту статьи и
формировать на основе ответов на них связный текст типа рассуждения;
развивают любовь и интерес к русской литературе, навыки взаимодействия, умение
работать в группах
Тип урока: РКМЧ
Методы: Фокусирующий вопрос, толстые и тонкие вопросы, работа в группах, пятистишие
Ход урока:
ОргмоментВызов интереса. Павел Иванович Чичиков – предприимчивый человек и почти удавшийся предприниматель. Какие черты характера или влияние среды помогли ему почти добиться своей цели? Каковы особенности личности этого героя?
Учащиеся дают краткие ответы (4-5 предложений) письменно, затем обсуждают их в парах, потом формулируют краткое сообщение.
Реализация смысла. Такова наша точка зрения. А теперь давайте сравним ее с точкой зрения литературоведов, для этого нам надо поработать со статьей учебника методом «толстых и тонких вопросов». Каждая группа сформулирует по тексту статьи 5 или более вопросов и подготовится ответить на вопросы соперников, в результате лучшего понимания научного текста мы сможем сформировать свое собстенное краткое изложение научного характера, а затем по итогам этой работы напишем пятистишие «Чичиков»
Учащиеся делятся на группы, работают в группах с текстом, затем каждая группа задает соперникам свои вопросы и также отвечает на вопросы других групп.
Правильные и неправильные ответы учитываются в виде баллов для всей группы на доске. По итогам каждому члену группы выставляется общая оценка. Затем по одному участнику от каждой группы выступают с резюме – устным сообщением по материалам текста.
Изменилось ли ваше понимание образа этого героя? Стало ли оно глубже, полнее?
Рефлексия
А теперь мы должны сочинить пятистишие «Чичиков», в котором отразится ваше новое понимание этой темы.
Итоги
Домашнее задание: работа над пятистишием – редактирование его.
Алматинская область
Талгарский район
с.Бесагаш
1828800254000
952519177000 Учитель русского языка и литературы
М.Т.Ростовцев сш № 29