Воспитательная программа (5 — 9 классы СКО VIII вида)
Введение
Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. По экспертным оценкам ООН к началу ХХI в. в мире насчитывалось 200 млн. детей с умственными и физическими недостатками и лишь 2% из них получали необходимую помощь. Тяжёлое положение лиц с умственными и физическими нарушениями – одна из актуальных социальных проблем современной России. Законодательные и практические действия государства сегодня значительно уступают инициативам гуманитарных организаций, ассоциаций родителей, научной общественности в понимании необходимости кардинальных изменений в этой сфере взаимоотношений общества и государственных институтов. Инвалиды, по сравнению с другими людьми, в большей степени нуждаются в социокультурных и образовательных услугах, так как многие из них не могут обеспечить себе качество жизни достойное человека.
Являясь гражданами государства, дети, подростки, взрослые лица с тяжёлыми и множественными нарушениями имеют право на образование. Эти права закреплены в Конституции РФ, в Федеральном Законе «Об образовании», в перечне мер по реализации Федеральных Законов «О государственной социальной помощи», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также в Федеральном регистре Минздравсоцразвития РФ. В пакете социальных услуг предусмотрено, что каждый ребёнок с инвалидностью должен получать образовательные услуги.
Они конкретизируются в индивидуальной программе реабилитации, программах обучения, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности образовательного учреждения.
Сравнительно недавно в отечественной дефектологии дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития рассматривались как «необучаемые» с позиции эффективности их включения в организованную учебную среду, что, как известно, на многие десятилетия сформировало у общества негативные стереотипы относительно всех лиц с умственной недостаточностью.
Сложившийся за рубежом и в России научный и практический опыт последних десятилетий показал, что создание развивающей, адаптивной, комфортной среды позитивно и качественно меняют личность особого ребёнка. В этой части для отечественной науки принципиальное значение приобрела разработка проблем развития и формирования у детей социокультурного опыта (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), который складывается благодаря вовлечению детей с различными нарушениями в мир людей, действий, отношений, чувств.
Наряду с социально-средовыми условиями необходимо помнить ещё об одном из важнейших факторов психического развития – наличии самодвижения на основе спонтанного опыта, где каждая новая ступень развития неизбежно следует за предыдущей, а переход от одной ступени к другой объясняются не только социальными, но и внутренними причинами. Эти наиболее важные положения детской и возрастной психологии приобретают ключевой смысл в организации и содержании педагогически разумных действий, как в условиях семейного, так и в условиях общественного воспитания.
Особо следует подчеркнуть, что обучение лиц с тяжёлыми нарушениями интеллекта нужно понимать прежде всего в его социальном и правовом контексте, как право каждого человека получать гарантированные государством и обществом такие условия жизни, которые бы не унижали его достоинства как личности, что закреплено в ряде межгосударственных и государственных документов (Конвенция ООН «О правах ребёнка», «О правах умственно отсталых лиц», «О правах инвалидов»; Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О социальной защите инвалидов» и др.).
Позиция гуманного, толерантного отношения к личности индивида с особыми нуждами должна устранить негативные стереотипы в сознании общества, создать систему комплексной помощи.
В последние годы в России особенно заметно стремление специалистов, родителей и многочисленных общественных организаций объединить усилия в защиту и укрепление прав лиц с особыми потребностями на достойную жизнь на принципах гуманистических ценностей. И в этом смысле особенно важен анализ сложившегося педагогического опыта, его преобразование для дальнейшей разработки новых средств и способов организации развивающей среды. Системный подход требует изучения ребёнка с инвалидностью как целостной личности, способной к самореализации, организацию тех условий, в которых он будет наиболее успешно развиваться и взаимодействовать с широким кругом социальных систем: семьёй, непосредственным окружением, обществом. Понимание системного подхода заключается ещё и в том, что педагогика не может ожидать от ребёнка с нарушенным развитием его самостоятельного включения в те виды деятельности, которые гипотетически будут способствовать самореализации его личности. Смысл организации коррекционной работы заключается в таком воспитании, которое, по выражению Л.С. Выготского, «будет забегать вперёд и подтягивать развитие ребёнка за собой». Взаимосвязь и взаимообусловленность актуального и перспективного развития ребёнка определяют маршрут его социального продвижения, где каждый элемент воспитания образует ту или иную подсистему (коммуникативную, эмоциональную, когнитивную и др.), которые со временем интегрируются в социально значимые умения, как результат индивидуальных возможностей и достижений.
Пояснительная записка
Характеристика возрастной группы. Возрастная группа учащихся 5-9 классов с тяжёлым недоразвитием интеллекта включает подростков, юношей и девушек от 12 до 18 (20) лет. Эта группа характеризуется разноуровневыми возможностями, но в отличие от детей младшего и среднего возраста у большинства старших подростков уже имеются устойчивые навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовых умений, более разнообразен опыт социального общения, а часть воспитанников – способны к элементарному освоению учебных знаний. Тем не менее, способность к обучению счёту, чтению, письму – не является показателем «взросления», такие предпосылки могут выявиться и в более младшем возрасте. Зачастую, дети данной возрастной группы не имеют практических умений и навыков самостоятельной жизнедеятельности, социальных представлений межполовых и семейных связей, навыков межличностного общения и т.д.
Актуальность и целесообразность воспитательной программы. Значительный разброс возможностей индивидуального развития чрезвычайно затрудняет выработку единых по содержанию программ воспитания и обучения, ориентированных на общие показатели, как это принято при сохранном психическом и физическом развитии детей в границах одного и того же возраста. В условиях специального (коррекционного) обучения при общеобразовательном учреждении при воспитании глубоко умственно отсталых детей необходимо содержательно структурировать коррекционно-воспитательную работу применительно ко всем группам учащихся, каждая из которых различается степенью тяжести психофизического развития и разбросом возрастных показателей. Здесь актуально и важно понимание того, что никакая стандартная программа не может охватить всего многообразия индивидуальных проявлений ребёнка. Программа определяет лишь направления педагогической деятельности, ориентирует классного руководителя на возможные средства, содержание работы, но их выбор или изменение следует рассматривать как творческую инициативу в конкретных педагогических обстоятельствах, способствующих поступательному развитию детей с особыми нуждами.
В этой связи и возникает необходимость создания воспитательной программы для данной категории учащихся.
Цель и задачи воспитательной программы. Воспитание детей с тяжёлыми нарушениями рассматривается в коррекционной педагогике как беспрерывный процесс обучения, закрепления, повторения и обогащения разнообразных форм их взаимодействия с окружающим миром. Цели и задачи коррекционного воспитания многообразны, обобщённо их можно определить следующим образом.
Цель: создание условий для формирования, становления и развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья в современных социально-экономических условиях.
Задачи:
Охрана жизни и здоровья, широкое использование здоровьесберегающих технологий на основе индивидуальных показаний физического развития личности.
Формирование и закрепление в индивидуальном сознании ребёнка представлений относительно: «Я», «Другой», «Я и другой», «Я и другие люди».
Развитие умений самообслуживания и самостоятельного жизнеобеспечения, снижающих степень социальной инвалидности, зависимости от окружающих людей.
Развитие познавательных (когнитивных) процессов на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности на доступном уровне.
Формирование прикладных, трудовых, творческих умений.
Формирование доступных норм и правил поведения в обществе людей, способах индивидуального взаимодействия с окружающим миром.
Названные выше цель и задачи определяют векторы направлений коррекционной работы и реализуются в ходе специально подобранных и организованных групповых и массовых воспитательных мероприятий.
Сроки и этапы реализации программы. Программа рассчитана на срок 5 лет для возрастной группы 12-18 (20) лет (5-9 класс специального (коррекционного) отделения VIII вида).
Система мероприятий по реализации основных направлений воспитательной программы
Направления воспитательной работы
Нравственно-патриотическое воспитание
Цель: максимально возможная интеграции учащихся в общество, формирование ролевого поведения, способствующего самоконтролю и самообслуживанию, адекватным связям с окружающими.
Задачи:
Формирование у учащихся уважительного отношения к старшим, младшим и сверстникам, педагогам, родителям;
Приобщение к культуре, языку, традициям и обычаям своей страны;
Формирование чувства гордости за отечественную историю, народных героев;
Воспитание у учащихся потребности в принятии системы школьных правил и требований;
Способствовать положительному восприятию значимых сфер общественной жизни (школы, семьи);
Развивать коммуникативные навыки и способствовать соблюдению этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с взрослым;
Воспитание положительных качеств характера.
Модули направления «Нравственно-патриотическое воспитание»
Я сам.
Моя семья.
Мой класс.
Моя школа.
Мой город.
Мой край.
Моя Родина – Россия.
Формы реализации направления:
тематические классные часы;
встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
организация праздников по правовой, государственной и школьной тематике;
изучение истории своей Родины и своего края на доступном уровне;
родительский лекторий.
Здоровьесбережение
Цель: воспитание у учащихся понимания важности сохранения здоровья, формирование основ ЗОЖ.
Задачи:
Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
Знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья;
Формирование понятия гигиены и осознания её значения в жизни человека;
Формирование навыков самообслуживания, связанных с соблюдением личной гигиены;
Воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
Формирование положительного отношения к соблюдению режима дня, привычке здорового питания, занятиям физическими упражнениями.
Модули направления «Здоровьесбережение»
Я и мой организм.
Я и моё здоровье.
Мой режим дня.
Личная гигиена.
Здоровое питание.
Физкультура и закаливание.
Вредные привычки.
Профилактика заболеваний.
Формы реализации направления:
спортивные праздники;
уроки ЗОЖ;
дни здоровья;
предметные утренники, спортивные викторины;
тематические классные часы по спортивной тематике,
конкурсы рисунков, посвященных тематике здоровьесбережения;
беседы с медицинской сестрой;
консультирование родителей.
Художественно-эстетическое воспитание
Цель: создание условий для творческой самореализации учащихся, разностороннего и свободного развития личности, формирования её духовной культуры.
Задачи:
выявление творческого потенциала каждого ученика;
развитие способностей учащихся в различных видах досуговой деятельности;
воспитание эстетических чувств по отношению к окружающему миру;
знакомство учащихся с произведениями искусства, народными промыслами и ремёслами;
создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Модули направления «Художественно-эстетическое воспитание»
Я и мой внутренний мир.
Красота вокруг нас.
Произведения искусства.
Народные промыслы и ремёсла.
Мой досуг.
Моё и наше творчество.
Формы реализации направления:
концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
выставки изделий, изготовленных собственными руками;
дни творчества;
досуговая деятельность учащихся;
празднование памятных дат в жизни учащихся;
празднование памятных дат календаря;
посещение театров, музеев, выставок;
театрализованные представления;
фестивали, презентации.
Экологическое воспитание
Цель: формирование начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих.
Задачи:
воспитание у школьников любви к природе и бережного отношения к ней;
формирование экологических знаний;
формирование потребности в соблюдении нравственных принципов природопользования;
воспитание экологических чувств и ЗОЖ.
Модули направления «Экологическое воспитание»
Живая и неживая природа.
Растения.
Животные.
Я – человек.
Человек и природа.
Формы реализации направления:
Экологические акции;
Экологические утренники;
Экологические викторины;
Выставки поделок из бросового материала;
Тематические классные часы;
Посещения террариумов и зоопарков, зоовыставок.
Ожидаемые результаты реализации задач и основных направлений воспитательной программы
Предполагаемые результаты реализации программы определены для классного руководителя, так как необходимо учитывать, что динамика овладения необходимыми навыками учащимися данной категории крайне низка, формирование способностей и качеств характера отличается своеобразием в силу имеющихся у них специфических нарушений интеллектуального, когнитивного, эмоционального развития. Таким образом, не представляется возможным предъявление строгих требований к обязательной реализации всего содержания программы. Напротив, руководствуясь основным смыслом коррекционной педагогики – гуманным, личностно-ориентированным подходом к ребёнку с проблемами в развитии, классный руководитель вправе выбирать, изменять, дополнять содержание программы, проявлять творческую инициативу, ориентируясь на конкретные педагогические обстоятельства и особые нужды детей.
Реализация мероприятий программы позволяет предположить достижение учащимся примерных результатов:
“знает себя”, может выразить свои желания, потребности;
знает ФИО своих родителей (или лиц их заменяющих);
знает ИО педагогов школы;
знает некоторые природные явления;
проявляет интерес к творчеству;
различает народные праздники, может запомнить элементарные народные традиции;
знает название своего города, главные достопримечательности города;
может установить родственные связи в рамках “Я и моя семья”;
проявляет интерес к общению с одноклассниками и выражает своё отношение к ним;
знает и различает виды растений, птиц, определяет погоду;
устанавливает элементарные природные связи;
знает особенности русской культуры, определяет виды народных промыслов;
знает особенности природы и богатства своего края;
может различить геральдику города от других;
умеет выразить свои желания и просьбы на уровне ученик-учитель;
проявляет бережное отношение к объектам природы;
адекватно реагирует на критику и замечания;
проявляет доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым;
охотно участвует в массовых мероприятиях;
проявляет положительное отношение к результатам чужого труда;
бережно относится к школьному, личному и чужому имуществу;
узнаёт по портрету выдающихся личностей, героев страны;
обращает внимание на свой внешний вид, следит за собой, соблюдает элементарные гигиенические требования;
положительно относится к выполнению физических упражнений;
знает основные правила профилактики заболеваний;
демонстрирует в обществе социально приемлемые нормы поведения, соблюдает школьные правила и распорядок.
Литература
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1991
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития/под ред. И.М. Бгажноковой, 2007
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2004
Примерные программы обучения детей с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития, Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, 2007
Программа образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, 2005