УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗИЦИРОВАНИЕ (фортепиано)
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа№1» г.Тайшета
Принято протоколом
педсовета
№_________________
от ____________2010 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУДОД
ДМШ№1 г.Тайшета
________________Ляшенко Г.А.
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по предмету
МУЗИЦИРОВАНИЕ
(фортепиано)
Для 1-5 классов
по ОП «Инструментальное исполнительство»
Возраст учащихся 9-18 лет
Составитель:
Преподаватель МКОУ ДОД
ДМШ №1 г.Тайшета
Квасова И.А.
г. Тайшет
2010
Пояснительная записка
В примерных учебных планах образовательных программ по видам музыкального искусства для детских школ искусств 2001 и 2005 года (новая редакция) комплекс обязательных предметов пополнен предметом «Музицирование».
Необходимость и целесообразность обучения музицированию связана с тем, что сегодня все большая часть детей, пришедших в ДШИ, ориентирована на получение общего развития и желает обучаться «для себя», т.е. домашнему музицированию. Типовые же программы не предусматривают развития навыков любительского музицирования.
Поэтому разработка программы, позволяющей гибко подойти к возможностям и желаниям ребенка, является весьма актуальной проблемой, стоящей перед ДШИ.
Программа разработана на основе программы «Любительское музицирование на фортепиано для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Автор – Т.А. Артеменкова. 2001 г.».
В настоящее время особенно актуальны поиски путей демократизации содержания музыкального образования, усиления мотивации обучения в музыкальных школах и школах искусств, получения реальных результатов обучения, необходимых для самостоятельной реализации творческих потребностей учащихся и после окончания школы.
Цель данной программы - развитие навыков любительского музицирования, что должно способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей и возможностей детей, повышению заинтересованности в музыкальном обучении.
Задачи программы:
реализация исполнительских и творческих возможностей учащихся;
осуществление межпредметных связей, оптимизация учебного процесса;
повышение коммуникабельности, социальная адаптация учащихся.
Особенностью данной программы является то, что она может быть реализована как в полном объеме, так и фрагментарно. Данная программа предусматривает индивидуальную форму работы с учеником в пределах времени, отведенного типовыми учебными планами, то есть 0,5 часа в неделю.
Срок реализации программы – 5 лет. Программа любительского музицирования адресована детям, обучающимся на фортепиано по 7-летнему циклу обучения, кроме того, она может быть использована в курсе общего фортепиано, а также для обучения всех желающих детей заниматься любительским музицированием как на уроках специальности, так и на предмете по выбору.
Учебный план.
Класс
1
2
3
4
5
Количество
часов
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Занятия проводятся индивидуально один раз в неделю. Форма организации учебного процесса – урок.
Четыре основных формы работы на уроке: подбор по слуху, игра по цифровкам, аккомпанемент, чтение с листа. Творческие задания (подбор по слуху, чтение нот с листа) раскрывают художественные способности учащихся. Преподаватель, ведущий предмет «музицирование», должен иметь специальную подготовку: уметь читать с листа, подбирать по слуху, иметь навыки импровизации.
Программа предполагает индивидуальный подход к учащимся.
Контроль и учет успеваемости.
Текущий контроль осуществляется по ходу занятия преподавателем, ведущим предмет. Промежуточный контроль осуществляется в виде зачета. Зачет по музицированию проводится в апреле – мае. На зачете учащиеся исполняют 3 произведения.
Содержание
Первый класс
В течение учебного года ребенок должен:
1.Научиться свободно подбирать одноголосные мелодии с простым ритмическим рисунком и уметь их исполнять от белых клавиш. Пройти 8-10 песен для подбора.
2.Научиться аккомпанировать простейшие мелодии. Здесь могут быть произведения вокальные, произведения для скрипки, флейты, виолончели, домры и фортепиано. В течение года пройти 3-5 произведений.
3.Чтение с листа.
Второй класс
В течение учебного года ребенок должен:
1.Научиться подбирать по слуху мелодии с более сложным мелодическим и ритмическим рисунком. Пройти за год 15-20 песен.
2.Пройти 2-4 произведения по аккомпанементу, учитывая его различные виды: вокальный, инструментальный и т.д.
3.Чтение с листа.
На зачете учащиеся 1-2 класса выполняют:
1.Подбор одноголосной мелодии от любого звука (одно произведение).
2.Аккомпанемент простейшей мелодии (одно произведение).
3.Чтение с листа.
Третий класс
В течение учебного года ребенок должен:
1.Научиться подбирать по слуху мелодии с сопровождением, используя основные трезвучия. Пройти за год 7-10 произведений.
2. Освоить различные фактуры сопровождения: полька, марш, вальс, колыбельная, танго и т.д. Пройти 7-10 произведений.
3.Пройти 3-5 различных по характеру и фактурам произведений для аккомпанемента, используя современные песни, романсы, инструментальную музыку.
4.Чтение с листа.
На зачете учащиеся 3 класса выполняют:
1.Подбор мелодии с различными фактурами сопровождения: полька, марш, вальс (одно произведение).
2.Аккомпанемент (одно произведение).
3.Чтение с листа.
Четвертый класс
В течение учебного года ребенок должен:
1.Научиться подбирать по слуху любые мелодии с сопровождением, используя различные варианты фактур. Пройти 10-15 произведений.
2.Научиться играть по цифровкам. Формировать вступление в заключение к песне. Научиться заполнению в мелодии длинных нот мелодическими фигурациями. Пройти 7-10 произведений.
3.Пройти 3-5 произведений по аккомпанементу, используя разнохарактерную музыку.
4.Чтение с листа.
На зачете учащиеся 4 класса выполняют:
1. Подбор мелодии. Формировать вступление и заключение
(одно произведение).
2.Играть по цифровкам с использованием основных гармонических функций TSD (одно произведение).
3.Аккомпанемент (одно произведение).
4.Чтение с листа.
Пятый класс
В течение учебного года необходимо:
1.Пройти 10 произведений для подбора в различных тональностях.
2.Пройти 10 произведений по цифровкам, используя в ранее приобретенные знания.
3.Пройти 3-5 разнохарактерных произведений по аккомпанементу.
4.Совершенствовать навыки чтения с листа.
На зачете учащиеся 5 класса выполняют:
1.Подбор мелодии. Формировать вступление и заключение
(одно произведение).
2. Играть по цифровкам с использованием буквенных обозначений (одно произведение).
3.Аккомпанемент.
4.Чтение с листа.
Примерный репертуарный список по классам
1-2 класс
1.Музыкальный материал для подбора по слуху
«По ступенькам музыкальных знаний»
2. Аккомпанемент
«Юному концертмейстеру»
3. Музыкальный материал для чтения нот с листа
Королькова Н. «Крохе-музыканту» 1 выпуск.
3 класс
1.Музыкальный материал для подбора по слуху
«По ступенькам музыкальных знаний»
2. Аккомпанемент
Королькова Н. «Крохе-музыканту»
3. Музыкальный материал для чтения нот с листа
Королькова Н. «Крохе-музыканту» 2 выпуск.
4 класс
1.Музыкальный материал для подбора по слуху
Сборники «Обучение с увлечением»
2. Аккомпанемент
Королькова Н. «Крохе-музыканту»
3. Музыкальный материал для чтения нот с листа
Видякина «Музыкальные ступени»
4. Смирнова А. «Аллегро» (игра по цифровкам)
5 класс
1.Музыкальный материал для подбора по слуху
Сборники «Обучение с увлечением»
2. Смирнова А. «Аллегро» (игра по цифровкам)
3. Аккомпанемент
«Пение во 2-3 классе» под ред. Петрова.
4. Сборник фортепианных пьес 2-3 класс.
Список литературы
1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1969.
2. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л., 1981.
3. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: Классика-XXI, 2005.
4. Жигалко Е. От стихов – к музыке. Хрестоматия для чтения и обучения. – СПб: Композитор, 1999.
5. Мамаева М. Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии. – СПб.: Нота, 2003.
6. Стоковский Л. Музыка для всех нас.
7. Тургенева Э. О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе фортепиано.
8. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М.: Просвещение. 1984.
13PAGE 15
13PAGE 14315
13PAGE 15
13PAGE 14315
15