Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа родного края» Н.Е.Пряникова, Н.В. Шик,2 класс, 2012г.
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Тип программы Программа общеобразовательных учреждений
Статус программы Рабочая программа учебного курса
Название, автор и год издания предметной учебной программы Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа родного края» Н.Е.Пряникова, Н.В. Шик, 2012.
Категория обучающихсяУчащиеся 2-в класса МБОУ СОШ №54
Сроки освоения программы 1 год
Объём учебного времени 34 часов
Форма обучения Очная
Режим занятий 1 час в неделю
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Брянский край» разработана на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области на 2012-2013 учебный год, рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край», учебного плана МБОУ СОШ №54 на 2016-2017 г., учебника «Природа родного края. Учебное пособие для 2-х классов общеобразовательных школ». Авт.-сост. Н.Е. Пряникова, Н.В. Шик (Серия «Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2012. – 124с.
Изучение курса «Брянский край» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины природы родного края и осознание своего места в ней;
- духовно-нравственное, экологическое развитие и воспитание личности гражданина России.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- расширение и закрепление знаний о Родине, родном крае, сезонных изменения в природе;
- формирование уважительного и бережного отношения к природе региона, населённого пункта, в котором проживают дети.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор форм деятельности, выполняемых обучающимися.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Брянский край» во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю)
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе и к самому себе как её неотъемлемой части.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Брянский край» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на особенности природы родного края, её разнообразие, красоту;
2) формирование бережного отношения к объектам природы;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Изучение курса «Брянский край» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Брянский край»;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
7) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
При изучении курса «Брянский край» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание роли малой родины в жизни человека, воспитание чувства гордости за принадлежность к ней;
2) сформированность уважительного отношения к родному краю, бережного отношения к его природе;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из различных источников);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- сезонные изменения в неживой и неживой природе родного края; основные признаки времён года; разновидности деревьев, кустарников, трав, животных, насекомых, рыб, птиц, зверей брянского края; некоторые охраняемые природные территории и объекты своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); народные приметы; загадки, пословицы, поговорки, стихи, песни о временах года.Учащиеся должны уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; устанавливать причинно-следственные связи; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения и животных; вести наблюдения в природе под руководством учителя, выполнять правила поведения в природе.
Содержание курса
В гостях у осени - 9 час.
Краски осени. Изменения в живой и неживой природе брянского края с приходом осени. Загадки, пословицы, поговорки, народные приметы осени. Брянский лес осенью. Царства растений, животных, рыб. Кто и как готовится к зиме. Происхождение названий месяцев.
Экскурсия: Осенние прогулки по Брянскому лесу
В гости к зиме – 9 час.
Зимние месяцы, зимние слова. Народный календарь. Новый год. Зимние мотивы – стихи, песни, забавы на зимнюю тематику. Изменения в живой и неживой природе брянского края с приходом зимы. Жизнь животных и растений зимой. Как относятся к деревьям разные народы.
В гости к весне – 9 час.
Растения весной. Первоцветы брянского края. Символ России – берёза. Жизнь животных весной (птицы, звери, ящерицы, змеи, лягушки, насекомые). Весенние природные явления, народные приметы, стихи.
В гостях у лета – 7 час.
Летние месяцы. Признаки хорошей погоды, ненастья. Летние явления в природе: Как образуется дождь? Почему бывает гроза? Что такое радуга? Дары брянского леса – ягоды. Охраняемые природные территории и объекты. Народные приметы, стихи о лете.
Учебно-тематическое планирование
№п/п Название раздела Количество часов Контроль результатов
1 В гостях у осени 9 Экскурсия, беседа, сообщение, практическая работа
2 В гости к зиме 9 Практическая работа, сообщение, устный опрос, тест
3 В гости к весне 9 Практическая работа, работа в группе, рассказ, тест
4 В гостях у лета 7 Беседа, тест, работа в парах
Итого: 34 час.
Календарно-тематическое планирование курса «Природа родного края».
Автор программы: Н.Е. Пряникова. ( 34 часов).
№ уро-капо п/п Да-таТема урока Страни-цы учебника Планируемые результаты обучения Виды деятельности
учащихся
Предметные результаты УУД I четверть ( 9 ч.)
1. В гостях у осени. Загадки о растениях. С. 4-8 Природа родного края в осенний период Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Познавательные: Умение называть окружающие предметы и их признаки.
Коммуникативные: Умение вступать в диалог.
Регулятивные: Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Устанавливать связи между живой и неживой природой.
Находить в тексте учебника нужную информацию о растениях и соотносить словесное описание с иллюстрациями.
Ориентироваться в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
2. Осенние прогулки по брянскому лесу. В царстве растений. Грибы. С. 9-14 Природа родного края в осенний период Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Познавательные: Умение называть окружающие предметы и их признаки.
Коммуникативные: Умение вступать в диалог.
Регулятивные: Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Устанавливать связи между живой и неживой природой.
Находить в тексте учебника нужную информацию о животных и растениях и соотносить словесное описание с иллюстрациями.
Ориентироваться в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Знакомиться с разными природными условиями
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
Узнавать о красоте природы родного края
3. Для самых любознательных. (Факты из мира природы) Соображалки. (Кроссворд о грибах) С. 14-17 Наблюдение за происходя-щим в природе. Личностные: Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Познавательные: Умение фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. Умение сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.
Коммуникативные: Умение работать в группах по изучению учебного материала Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные :Умение адекватно принимать оценку учителя. Находить в тексте нужную информацию.
Ориентироваться в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Знакомиться с разными природными условиями
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
4. В царстве животных. С. 18-19 Наблюдение за происходя-щим в природе. Личностные: Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Познавательные: Умение
осознанно и произвольно
строить
речевое высказывание.
Умение различать предметы и выделять их признаки.
Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные : Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. Устанавливать связи между живой и неживой природой.
Находить в тексте учебника нужную информацию о животных и соотносить словесное описание с иллюстрациями.
Приводить примеры представителей животного мира.
5. Перелётные, зимующие и кочующие птицы. С. 19-22 Наблюдение за происходя-щим в природе. Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Познавательные: Умение называть окружающие предметы и их признаки.
Коммуникативные: Умение вступать в диалог.
Регулятивные: Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Приводить примеры представителей животного мира.
Находить в тексте нужную информацию.
Ориентироваться в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
6. Для самых любознательных. (Почему так названы некоторые птицы) С. 22-23 Живая природа. Животные Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Познавательные: Умение называть окружающие предметы и их признаки.
Коммуникативные: Умение вступать в диалог.
Регулятивные: Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Приводить примеры представителей животного мира.
Находить в тексте нужную информацию.
Ориентироваться в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
7. В царстве рыб. С. 24-25 Наблюдение за происходя-щим в природе. Личностные: Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориен-тация на содержательные моменты школьной дейст-вительности.
Познавательные: Умение фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. Уме-ние сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.
Коммуникативные: Умение работать в группах по изу-чению учебного материала Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо пред-мет и вопрос.Регулятивные :Умение адекватно принимать оценку учителя. Устанавливать связи между живой и неживой природой.
Находить в тексте учебника нужную информацию о рыбах и соотносить словесное описание с иллюстрациями.
Приводить примеры представителей животного мира.
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
8. Народные приметы осени. Для самых любознательных. (Откуда произошли названия месяцев) С. 26-27 Наблюдение за происходя-щим в природе. Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Познав тельные: Умение называть окружающие предметы и их признаки.
Коммуникативные: Умение вступать в диалог.
Регулятивные: Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Находить в тексте нужную информацию.
Ориентироваться в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Готовить сообщения по заданной теме.
Знакомиться с разными природными условиями
9. Осенний календарь. Сентябрь.
Октябрь.
Ноябрь. С. 28-31 Природа родного края в осенний период Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Познавательные: Умение называть окружающие предметы и их признаки.
Коммуникативные: Умение вступать в диалог.
Регулятивные: Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Находить в тексте нужную информацию.
Ориентироваться в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Готовить сообщения по заданной теме.
Знакомиться с разными природными условиями
II четверть ( 7 ч.)
1. В гости к зиме. Зимние месяцы. С. 32-33 Природа родного края в зимний период Личностные: Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Познавательные: Умение фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. Умение сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.
Коммуникативные: Умение работать в группах по изучению учебного материала Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные :Умение
адекватно
принимать оценку учителя. Находить в тексте нужную информацию.
Ориентироваться в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Знакомиться с разными природными условиями
Узнавать о красоте природы родного края
2. Декабрь. С. 34-36 Изменения в неживой природе.
Природа родного края в зимний период Личностные: Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Познавательные: Умение
осознанно и произвольно
строить
речевое высказывание.
Умение различать предметы и выделять их признаки.
Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные : Целепола-гание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. Находить в тексте нужную информацию.
Готовить сообщения по заданной теме.
Знакомиться с разными природными условиями
3. Для самых любознательных. (О снежинке. Народный каледарь.) Соображалки. (Загадки о зиме.) С. 37-39 Наблюдение за происходя-щим в природе.
Природа родного края в зимний период Личностные: Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Познавательные: Умение фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. Умение сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.
Коммуникативные: Умение работать в группах по изучению учебного материала Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные : Умение адекватно принимать оценку учителя. Находить в тексте нужную информацию.
Ориентироваться в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
Узнавать о красоте природы родного края
4. Январь – году начало, зиме середина. С.40-42 Изменения в неживой природе Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Познавательные: Умение называть окружающие предметы и их признаки.
Коммуникативные: Умение вступать в диалог.
Регулятивные: Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Находить в тексте нужную информацию.
Наблюдать за зимними изменениями в жизни растений и животных.
Характеризовать условия, необходимые для жизни животных и растений зимой.
Узнавать о красоте природы родного края
5. Для самых любознательных. (Зимние слова.) С.42-43 Природа родного края в зимний период Личностные: Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Познавательные: Умение
осознанно и произвольно
строить
речевое высказывание.
Умение различать предметы и выделять их признаки.
Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные : Целепола-гание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. Находить в тексте нужную информацию.
Ориентироваться в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Готовить сообщения по заданной теме.
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
6. Февраль – перелом зимы. С.44-49 Изменения в неживой природе Личностные: Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Познавательные: Умение фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. Умение сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.
Коммуникативные: Умение работать в группах по изучению учебного материала Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные : Умение адекватно принимать оценку учителя. Находить в тексте нужную информацию.
Ориентироваться в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Знакомиться с разными природными условиями
7. Жизнь животных зимой. С. 50-51 Наблюдение за происходя-щим в природе. Живая природа. Животные Личностные: Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Познавательные: Умение фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. Умение сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.
Коммуникативные: Умение работать в группах по изучению учебного материала Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные :Умение адекватно принимать оценку учителя.
Устанавливать связи между живой и неживой природой.
Находить в тексте учебника нужную информацию о животных и соотносить словесное описание с иллюстрациями.
Приводить примеры представителей животного мира.
Наблюдать за зимними изменениями в жизни животных.
Характеризовать условия, необходимые для жизни животных зимой.
Готовить сообщения по заданной теме.
Готовить сообщения по заданной теме.
III четверть ( 10 ч.)
1. Для самых любознательных. (Что делают комары зимой?) Соображалки. (Следы на снегу) С. 52-55 Наблюдение за происходя-щим в природе. Личностные: Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Познавательные: Умение
осознанно и произвольно
строить речевое
высказывание.
Умение различать предметы и выделять их признаки.
Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные : Целепола-гание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. Устанавливать связи между живой и неживой природой.
Находить в тексте учебника нужную информацию о животных и соотносить словесное описание с иллюстрациями.
Ориентироваться в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Готовить сообщения по заданной теме.
2. Растения зимой. Для самых любознательных. (Ель и сосна.) С. 56-59 Природа родного края в зимний период Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Познавательные: Умение называть окружающие предметы и их признаки.
Коммуникативные: Умение вступать в диалог.
Регулятивные: Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Находить в тексте нужную информацию.
Наблюдать за зимними изменениями в жизни растений
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений зимой.
Знакомиться с разными природными условиями
3. Зимние мотивы. С. 60-61 Наблюдение за происходя-щим в природе зимой. Личностные: Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Познавательные: Умение фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. Умение сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.
Коммуникативные: Умение работать в группах по изучению учебного материала Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные : Умение адекватно принимать оценку учителя.
Находить в тексте нужную информацию.
Готовить сообщения по заданной теме.
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
Узнавать о красоте природы родного края
4. В гости к весне. Март. С. 62-63 Наблюдение за происходя-щим в природе весной. Личностные: Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Познавательные: Умение
осознанно и произвольно
строить
речевое высказывание.
Умение различать предметы и выделять их признаки.
Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные : Целепола-гание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. Находить в тексте нужную информацию.
Знакомиться с разными природными условиями
Узнавать о красоте природы родного края
5. Для самых любознательных. (Значение весенних слов.) С. 64-66 Наблюдение за значением слов Личностные: Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Познавательные: Умение
осознанно и произвольно
строить
речевое высказывание.
Умение различать предметы и выделять их признаки.
Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные : Целепола-гание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. Находить в тексте нужную информацию.
Готовить сообщения по заданной теме.
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
6. Приближение весны. Апрель. С.67-71 Наблюдение за происходя-щим в природе. Личностные: Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Познавательные: Умение
осознанно и произвольно
строить
речевое высказывание.
Умение различать предметы и выделять их признаки.
Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные : Целепола-гание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. Находить в тексте нужную информацию.
Готовить сообщения по заданной теме.
Знакомиться с разными природными условиями
Узнавать о красоте природы родного края
7. Для самых любознательных. (Ледоход, половодье, паводок, ледостав.) С. 71-73 Наблюдение за происходя-щим в природе весной. Изменения в неживой природе Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Познавательные: Умение называть окружающие предметы и их признаки.
Коммуникативные: Умение вступать в диалог.
Регулятивные: Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Находить в тексте нужную информацию.
Ориентироваться в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Готовить сообщения по заданной теме.
Знакомиться с разными природными условиями
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
8. Май весну завершил, лето начал. Для самых любознательных. (Бирюза, лазурь.) С. 74-78 Изменения в неживой природе. Личностные: Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Познавательные: Умение
осознанно и произвольно
строить
речевое высказывание.
Умение различать предметы и выделять их признаки.
Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные : Целепола-гание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. Находить в тексте нужную информацию.
Ориентироваться в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Готовить сообщения по заданной теме.
9. Растения весной. Первые весенние цветы.
Для самых любознательных. (Первоцветы Брянского края.) С. 79-86 Наблюде-ние за происходя-щим в природе. Живая природа. Растения Личностные: Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Познавательные: Умение фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. Умение сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.
Коммуникативные: Умение работать в группах по изучению учебного материала Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные :Умение адекватно принимать оценку учителя. Устанавливать связи между живой и неживой природой.
Наблюдать за весенними изменениями в жизни растений
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений весной..Находить в тексте учебника нужную информацию о растениях и соотносить словесное описание с иллюстрациями.
Ориентироваться в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
10. Для самых любознательных. (Дуб.)
Берёза. С. 87-89 Живая природа. Растения Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Познавательные: Умение называть окружающие предметы и их признаки.
Коммуникативные: Умение вступать в диалог.
Регулятивные: Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Устанавливать связи между живой и неживой природой.
Находить в тексте учебника нужную информацию о растениях и соотносить словесное описание с иллюстрациями.
Готовить сообщения по заданной теме.
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
IV четверть ( 8 ч.)
1. Жизнь животных весной. С. 90-93 Наблюде-ние за происходя-щим в природе. Живая природа. Животные Личностные: Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Познавательные: Умение фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. Умение сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.
Коммуникативные: Умение работать в группах по изучению учебного материала Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные :Умение адекватно принимать оценку учителя. Устанавливать связи между живой и неживой природой.
Находить в тексте учебника нужную информацию о животных и соотносить словесное описание с иллюстрациями.
Приводить примеры представителей животного мира.
Наблюдать за весенними изменениями в жизни животных.
Характеризовать условия, необходимые для жизни животных весной..Готовить сообщения по заданной теме.
2. Пернатые друзья. С. 93-95 Изменения в живой и неживой природе Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Разви-тие готовности к сотрудни-честву с учителем и однок-лассниками.
Познавательные: Умение называть окружающие предметы и их признаки.
Коммуникативные: Умение вступать в диалог.
Регулятивные: Моделиро-вание различных ситуаций поведения на природе. Устанавливать связи между живой и неживой природой.
Находить в тексте учебника нужную информацию о птицах и соотносить словесное описание с иллюст-рациями. Приводить примеры представителей животного мира.
Работать в группах и самос-тоятельно с источниками информации об окружающем мире. Узнавать о красоте природы родного края
3. Для самых любознательных. (Кого называют флейтой и лесной кошкой? О птицах.) С. 96-99 Живая природа. Животные Личностные: Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Познавательные: Умение фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. Умение сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.
Коммуникативные: Умение работать в группах по изучению учебного материала Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные :Умение адекватно принимать оценку учителя. Приводить примеры представителей животного мира.
Находить в тексте нужную информацию.
Ориентироваться в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Готовить сообщения по заданной теме.
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
4. Звери весной. С.99-101 Наблюдение за происходя-щим в природе. Живая природа. Животные Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Познавательные: Умение называть окружающие предметы и их признаки.
Коммуникативные: Умение вступать в диалог.
Регулятивные: Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Устанавливать связи между живой и неживой природой.
Находить в тексте учебника нужную информацию о животных и соотносить словесное описание с иллюстрациями.
Приводить примеры представителей животного мира.
Готовить сообщения по заданной теме.
Знакомиться с разными природными условиями
5. Для самых любознательных. (Ящерицы, змеи, лягушки, первые насекомые.) С. 102-103 Наблюде-ние за происходя-щим в природе. Живая природа. Животные Личностные: Честное, самокритичное отношение к своему поведению. Ориентация на содержательные моменты школьной действительности.
Познавательные: Умение фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения. Умение сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.
Коммуникативные: Умение работать в группах по изучению учебного материала Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные :Умение адекватно принимать оценку учителя.
Приводить примеры представителей животного мира.
Находить в тексте нужную информацию.
Ориентироваться в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Готовить сообщения по заданной теме.
Знакомиться с разными природными условиями
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
6. В гостях у лета. Июнь. Июль. Август.
Для самых любознательных. (Красный цвет.) С.104-108 Природа родного края в весенний период Изменения в живой и неживой природе летом. Личностные: Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Познавательные: Умение
осознанно и произвольно
строить
речевое высказывание.
Умение различать предметы и выделять их признаки.
Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные : Целепола-гание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. Находить в тексте нужную информацию.
Готовить сообщения по заданной теме.
Знакомиться с разными природными условиями
Узнавать о красоте природы родного края
7. Летние явления. С. 109-119 Наблюдение за происходя-щим в природе летом. Летние явления: роса, радуга, дождь, ливень гроза. Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Познавательные: Умение называть окружающие предметы и их признаки.
Коммуникативные: Умение вступать в диалог.
Регулятивные: Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Находить в тексте нужную информацию.
Ориентироваться в учебнике , слушать и отвечать на заданный вопрос.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (энциклопедии, справочники)
Готовить сообщения по заданной теме.
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
8. Охраняемые природные территории и объекты. С. 120-123 Природные богатства Земли. Красная книга Брянского края Личностные: Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. Развитие готовности к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Познавательные: Умение называть окружающие предметы и их признаки.
Коммуникативные: Умение вступать в диалог.
Регулятивные: Моделирование различных ситуаций поведения на природе. Находить в тексте нужную информацию.
Оценивать личную роль в охране природы.
Осваивать правила вежливого общения, устанавливать связи между деятельностью человека и состоянием природы.
Готовить сообщения по заданной теме.
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
9. Резервный урок Личностные: Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.
Познавательные: Умение
осознанно и произвольно
строить
речевое высказывание.
Умение различать предметы и выделять их признаки.
Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Регулятивные : Целепола-гание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
1. «Природа родного края. Учебное пособие для 2-х классов общеобразовательных школ». Авт.-сост. Н.Е. Пряникова, Н.В. Шик (Серия «Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2012. – 124с.
2. Плешаков А.А., От земли до неба. Атлас-определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
3. Плешаков А.А., Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
Интернет-ресурсы
Технические средства
Классная доска
Компьютер, принтер, проектор, экран