Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Человек и природа в народной культуре»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Человек и природа в народной культуре»
на 2016-2017 учебный год
Учитель: Калинина Татьяна Александровна
Класс: 3
Количество часов по программе: 34
Количество часов в неделю: 1
г. Сургут
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной программы:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)).
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ».
Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 «О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
Основная образовательная программа общего образования лицея.
Положение о рабочих программах лицея.
Авторская программа «Введение в народоведение» для начальной школы М.Ю. Новицкой. – М.: Дрофа, 2012.
Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.
Курс «Человек и природа в народной культуре» ориентирован на обучающихся начальной школы.
Место курса в плане внеурочной деятельности лицея
В соответствии с планом внеурочной деятельности лицея и примерными программами внеурочной деятельности начального общего образования на данный курс в 3 классе отводится один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Рабочая программа по курсу «Человек и природа в народной культуре» соответствует духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.
Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем.
Данный курс поможет осознать и общие человеческие ценности, и самобытность родной культуры. Приобщение детей к исторической народной памяти обеспечит жизнедеятельность человека на современном этапе и в будущем. Для этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся традиций, их творческое переосмысление в современных условиях и создание новых.
Сегодня, как никогда, у нашего народа, в том числе и у юных его представителей, заметно стремление познать самих себя, ответить на вечные вопросы: кто мы? откуда мы? что берем из прошлого, во имя чего живем в настоящем, что передадим потомкам?
Программа курса «Человек и природа в народной культуре» предназначена для учащихся 1 – 4 классов.
Кроме познавательного, она имеет важное воспитательное значение, т.к. показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию патриотизма, основ духовности и нравственности ребенка.
Главные цели, реализуемая во время изучения курса – освоение учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа через работу с народным календарем, с православными и обрядовыми праздниками. А так же развитие творческих способностей детей, мышления, воображения, воспитание уважения к национальному наследию, стремление сохранять народные традиции
В соответствии с поставленными целями определяются конкретные задачи:
формировать представление о календарной обрядовой культуре народа как форме взаимоотношений человека и природы;
дать конкретные сведения о сезонных приметах, жизни, быте, обрядах и обычаях русского народа;
учить детей понимать красоту и ценность русского фольклора, его самобытность, уважать и ценить традиции и обычаи родной страны;
обогащать словарный запас учащихся, расширять их кругозор, развивать речь, мышление, воображение, творческие способности;
развивать наблюдательность, экологическую культуру, активизировать нравственно-эстетический и познавательный опыт детей;
воспитывать основы нравственности, прививать любовь к Родине, Отчизне, русской земле;
воспитывать стремление узнавать, сохранять и обогащать народные традиции.
Программа данного курса реализуется через:
моделирование занятий, праздников с учетом возрастных особенностей младших школьников;
проектную деятельность;
обеспечение взаимосвязи игровой и внеучебной деятельности;
ведение курса на коммуникативно-познавательных и проблемно-поисковых основах;
использование активных методов обучения (проблемных, поисково-конструктивных, исследовательско-творческих);
организацию разнообразных форм деятельности (групповой, индивидуальной, фронтальной).
Педагогическая технология приобщения младших школьников к духовному наследию народа строится на основании следующих подходов:
системно-деятельностного (принятие ребенком нравственных ценностей происходит через его собственную деятельность);
аксиологического (передача ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку);
вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательная, изобразительная, музыкальная, сюжетно-ролевая, театрализованная);
использование взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родитель». В реализации программы предусматривается продуктивное взаимодействие с семьей, активное участие родителей.
Для реализации программы отобраны следующие приоритеты:
Создание атмосферы национального быта.
Широкое использование фольклора.
Знакомство с календарно-обрядовыми праздниками.
Знакомство с народным искусством.
Знакомство с народными играми.
Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
восприятие истории культуры русского народа как явления национальной культуры;
ценностное отношение к историческому прошлому;
потребность в познании русской истории, любознательность;
осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели;
чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Метапредметными результатами изучения курса «Человек и природа в народной культуре» является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
учитывать выделенные ориентиры действий в новом учебном материале, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности;
адекватно воспринимать оценку окружающих своих работ;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования, в проведении игр, в разучивании обрядовых песен;
принятие мультикультурной картины мира наших предков во всем многообразии их видов и жанров;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию;
анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения,
аргументировано защищать продукт проектной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания);
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;
выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработку замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защиту.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
давать названия месяцев по старинному русскому календарю;
называть календарно-обрядовые праздники, отражающие традиции и обычаи русского народа;
играть в русские народные игры, рассказывать потешки, прибаутки, петь частушки, песни, связанные с данными праздниками;
владеть народными инструментами;
давать характеристику сезонным изменениям, происходящим в жизнедеятельности человека;
называть старинные предметы быта, орудия труда, занятия крестьян, ремесленников в разные сезоны;
раскрывать смысл символических образов природы в орнаментах, узорах, деталях народного костюма.
Учащиеся получат возможность научиться:
вести наблюдения за природой и проверять правильность прогноза;
понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей);
применять полученные знания на практике, в жизни.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды , для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение. Предмет, задачи, цели курса. Календарно-обрядовая культура русского народа.
Осенние календарные обряды и праздники.
Проводы лета. Первые осенние праздники народного календаря. Обряды и обычаи жатвы. Осеннее новолетие. Особенности народных обрядов и обычаев дня Симеона-Столыпника как осеннего новолетия. Календарная обрядовая культура народа как форма взаимоотношений человека и природы. Осеннее равноденствие. Работа с Древом суток. Воздвижение – третья встреча осени. Гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений – нравственная норма в народной жизни.
Особенности деревенского быта в осеннее и уже близкое зимнее время. Начало посиделок. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в народной традиции. Идея о значительности роли женского начала в мире. Народные обычаи и приметы праздника. Символические образы природы в узорах, орнаментах женского костюма.
Зимние календарные обряды и праздники.
Первые зимние праздники народного календаря. Синичкин праздник. Забота о птицах-зимниках. Птицы, зимующие в родном крае. Кузьминки – первый зимний праздник. Характер народного праздника, его обычаи. Понятие о смешном и условном. Небылицы-перевертыши. Художественная условность, творящая перевернутый мир. Слово – творец особой, художественной реальности.
Введенье пришло зиму привело. Екатерина – санница. Значение имени. Народные обычаи и приметы праздника. Наум Грамотник. Начало обучения грамоте на Руси. Николины посиделки. Хвали зиму после Николина дня. Спиридон-поворот, солнцеворот. Знакомство с народными присловиями на день св. Спиридона. Зимнее солнцестояние.
Главный зимний праздник – Зимние святки. Сложный состав праздника. Народные обряды и обычаи зимних святок. Праздничное ряженье на святках. Обрядовые действия – хождение со звездой. Символические образы праздника. Разучивание колядок. Праздник Крещения – завершение зимнего цикл. А дальше – Масленица.
Весенние календарные обряды и праздники.
Сретение – первая встреча весны. Особенность народных присловий и обычаев на Сретение как выражение мысли о встрече старого и нового. Масленица – праздник, посвященный проводам Зимы. Образ праздника в русской народной традиции. Символические образы в ходе праздника.
Евдокия Весновка – весеннее новогодье. Обычаи и приметы праздника. Народные прогнозы погоды по особенностям 1/14 марта – дня старинного весеннего новогодья. Весенние обычаи и обряды, связанные с непосредственным проведением полевых работ. Особенности народных обычаев второй встречи весны в день св. Сорока мучеников Севастийских – 22 марта. Обычаи закликания весны в этот день. Весеннее равноденствие. Благовещение – третья встреча весны. Особенности народных обычаев ранней весны. Обычаи и обряды праздника Благовещения.
Верба – вестница весны. Обряды и обычаи вербного воскресенья в народной традиции. Светлое воскресенье. Радостная неделя. Знакомство с народными обрядами и обычаями Пасхальной недели. Идея обновления жизни в народной христианской традиции.
Обряды и обычаи весеннее-летнего периода
День Святого Георгия Победоносца. Значение имени Георгий. Символический образ св.Георгия в русской культуре. Обряды и обычаи Егорьего дня. Наблюдения за погодой.
Зеленые Святки. Народные обряды и обычаи весеннее-летнего периода, связанные с традицией поминания предков, прославления расцветающей растительности, заботой об урожае.
Тематический план курса
Основные разделы
Кол-во часов
Всего
Теория
Практика
I четверть (8 часов)
Введение
Осенние календарные обряды и праздники.
1
7
1
3
4
II четверть
(8 часов)
Зимние календарные обряды и праздники.
8
4
4
III четверть (9 часов)
Зимние календарные обряды и праздники (продолжение)
Весенние календарные обряды и праздники
4
5
2
2
2
3
IV четверть
(9 часа)
Весенние календарные обряды и праздники
Обряды и обычаи весеннее-летнего периода
4
5
2
2
2
3
Итого:
34
16
18
Календарно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Наименование раздела
Номер занятия
дата
Тема урока
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
Введение
1
Вводное занятие
Знакомиться с курсом. Составлять образ предстоящей деятельности. Применять просмотровое чтение.
Осенние календарные обряды и праздники.
2
Сентябрь - всякому лету конец
Давать характеристику месяца на основе присловий о нем, традиционных работ, обычных для этого месяца, подбирать пословицы о труде, о хлебе. Работать с Древом суток.
3
Праздники сентября. Осеннее новолетие. Госпожинки.
Выявлять особенности народных обрядов и обычаев дня Симеона-Столыпника как осеннего новолетия. Знакомиться с обрядами жатвы. Работать с Древом суток.
4
Праздники сентября. Осеннее новолетие. Госпожинки.
Выявлять особенности народных обрядов и обычаев дня Симеона-Столыпника как осеннего новолетия. Знакомиться с обрядами жатвы. Работать с Древом суток.
5
Воздвижение – третья встреча осени.
Получать представления о том, что гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений – нравственная норма в народной жизни. Разучивать русскую народную игру «Колышки», хоровод «Я сажу, сажу капустку», частушки.
6
Октябрь – зазимник
Раскрывать особенности деревенского быта в осеннее и уже близкое зимнее время. Наблюдать за погодой октября, сравнивать ее с приметами.
7
Покров – первое зазимье
Наблюдать за тем, что Покров укрывает землю, где листом, где снежком. Покров - конец хороводам, начало посиделкам с главной зимней женской работой - прядением.
8
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы
Знакомиться с народными обычаями и приметами праздника, осознавать то, что все они связаны с идеями помощи и покровительства.
Зимние календарные обряды и праздники
9
Ноябрь зиме дорожку торит
Знакомиться с названиями месяца в народном календаре (месяцеслове), подбирать народные пословицы, приметы ноября. Раскрывать особенности первых зимних праздников.
10
Синичкин праздник
Рассказывать о птицах, зимующих в родном крае, заботиться о птицах-зимниках. Мастерить и вешать кормушки для птиц.
11
Кузьминки – первый зимний праздник
Знакомиться с народными обычаями и приметами праздника, с небылицами-перевертышами, пробовать сочинять их, разучивать народную игру "Сиди, сиди, Яша"
12
Декабрь – шапка зимы
Знакомиться с названиями месяца в народном календаре (месяцеслове), с праздником введение, его приметами, подбирать народные пословицы и поговорки.
13
Екатерина – санница
Характеризовать значение имени. Знакомиться с народными обычаями и приметами праздника. Исполнять частушки. Использовать народных инструментов.
14
Наум Грамотник
Узнавать, что 14 декабря – начало обучения грамоте на Руси. Находить пословицы, поговорки о грамоте, учении, уме, разгадывать загадки, головоломки.
15
Николины посиделки.
Знакомиться с образом св. Николая по русским народным легендам и былинам. Работать с Древом суток.
16
Спиридон-поворот, солнцеворот
Знакомиться с народными присловиями на день св. Спиридона. Наблюдать за погодой в течение 12 дней. Разучивать народную игру «Два Мороза».
17
Зимние святки
Знакомиться с главным зимним праздником, народными обрядами и обычаями зимних святок. Праздничное ряженье на святках. Разучивать народные игры, характерные для данного праздника.
18
Татьянин день
Характеризовать значение имени. Наблюдать за погодой и сравнивать ее с народными приметами дня.
19
Февраль зиму выдувает
Знакомиться с названиями месяца в народном календаре (месяцеслове). Характеризовать месяц февраль как двуликий – и лютый, и бокогрей. Вести наблюдения за природой и проверять правильность прогноза.
20
Зимние свадебные недели
Повторять и систематизировать пройденный материал. Расширять сведения о календарных сроках русских свадеб.
Весенние календарные обряды и праздники
21
Сретение – первая встреча весны
Характеризовать особенности народных присловий и обычаев на Сретение как выражение мысли о встрече старого и нового. Разучивать песенки-заклички.
22
Масленица – проводы Зимы
Знакомиться с праздником, посвященным проводам Зимы, с календарем Масленицы. Узнавать символические образы в ходе праздника. Разучивать масленичные песни, приговоры, игры. Участвовать в занятии-празднике
23
Евдокия Весновка – весеннее новогодье
Знакомиться с обычаями и приметами праздника. Узнавать народные прогнозы погоды по особенностям 1/14 марта – дня старинного весеннего новогодья. Разучивать весенние детские заклички.
24
Жавороночки, прилетите к нам
Знакомиться с особенностями народных обычаев второй встречи весны в день св. Сорока мучеников Севастийских – 22 марта. Узнавать обычаи закликания весны в этот день. Работать с Древом суток.
25
Благовещение - третья встреча весны
Знакомиться с особенностями народных обычаев ранней весны. Узнавать обычаи и обряды праздника Благовещения. Разучивать песенку-обращение к птицам. Заботиться о птицах
26
Мост на сеть верст
Выявлять особенности поста, как поры весеннего обновления. Разучивать загадки, подбирать пословицы, поговорки.
27
Верба – вестница весны
Узнавать обряды и обычаи вербного воскресенья в народной традиции. Традиция детского подарка на Вербное воскресенье
28
Светлое воскресенье
Знакомиться с народными обрядами и обычаями Пасхальной недели. Идея обновления жизни в народной христианской традиции. Слушать и исполнять колокольный звон.
29
Красная горка
Выявлять особенности праздника. Подбирать загадки. Разучивать русскую народную игру «Карусели».
Обряды и обычаи весеннее-летнего периода
30
Май на порог весну приволок
Знакомиться с названиями месяца в народном календаре (месяцеслове), подбирать народные пословицы, приметы мая, рисовать портрет мая
31
День Святого Георгия Победоносца
Значение имени Георгий. Символический образ св.Георгия в русской культуре. Обряды и обычаи Егорьего дня. Наблюдения за погодой.
32
Зеленые Святки
Народные обряды и обычаи весеннее-летнего периода, связанные с традицией поминания предков, прославления расцветающей растительности, заботой об урожае.
33
Здравствуй, лето красное
Знакомиться с летними праздниками народного календаря, их особенностями и характером трудовой деятельности народа в летнее время.
34
Заключительное занятие
Подводить итоги, обобщать, выполнять самоанализ (чему научились, что получилось / что - нет).
Описание программно-методического и материально-технического обеспечения реализации курса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников
М.Ю. Новицкая. Программа «Введение в народоведение» для начальной школы. – М.: Дрофа, 2012.
Учебник, учебное пособие
Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. Учебник-тетрадь. В 4-х частях. – М.: Дрофа, 2012
Электронное приложение к УМК
Дидактический материал
Пшеницына Н.А. Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки. М.: Владос, 2001
Методическое пособие с поурочными разработками
Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. Книга для учителя. М.: Дрофа, 2012.
Список используемой литературы
Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник в двух томах. М.: Художественная литратура, 1984.
Загоруля Г.А., Мазурик А.М. Путешествие в мир фольклора. Ханты-Мансийск: Полиграфист,1999.
Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. СПб: Детство-Пресс, 2004.
Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1991.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕКЦОР). – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Официальный сайт ОС «Перспектива» – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Сайт Калининой Т.А. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор.
Основные формы занятий
Формы организации работы: коллективно-творческое дело (КТД), выставки, конкурсы, проекты, праздники, групповая работа, работа в парах, организация поиска информации в разных источниках, работа с портфолио ученика.
1ђЗаголовок 115