Рабочая программа дополнительного общеразвивающего образования по социально-педагогическому направлению деятельности творческого объединения «Крепкий орешек» .


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа дополнительного общеразвивающего образования по социально-педагогическому направлению деятельности творческого объединения «Крепкий орешек» разработана для детей 7-10 лет.
Данная рабочая программа соответствует следующим нормативным документам:
Закон об образовании РФ;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Фундаментальное ядро содержания общего образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Учебный план МБОУ «Гимназия № 9 ».
Мы живем в сложном, противоречивом, быстро меняющемся мире. Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Происходит переоценка ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей. От того насколько они будут готовы уметь ориентироваться в жизненных ситуациях и научатся прокладывать свой путь в жизни, зависят перспективы нашего общества.
В связи с этим значительно возрастает роль детской организации. Она необходима для обеспечения тесных связей познавательного, интеллектуального, эмоционального развития, а также взаимоотношения взрослых и детей.
В гимназии создано творческое объединение «Крепкий орешек», в состав которого на добровольной основе входят учащиеся 2 – 4 классов.
Создание творческого объединения обучающихся позволяет осуществить модернизацию воспитательного процесса начальной школы гимназии, сохраняя традиции учебного заведения, содействуя развитию организаторских, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Программа деятельности творческого объединения «Крепкий орешек» призвана, не только отвечать интересам детей, но и учитывать изменения окружающей действительности. Важно ориентировать детей на вечные ценности – Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, что даёт возможность для самореализации, общения, приобретения важнейших качеств личности: нравственности, гуманности, социализации.Цель общеразвивающей дополнительной программы творческого объединения «Крепкий орешек» по социально-педагогическому направлению:
- сплочение коллектива учащихся на основе общих идей и интересов и привитие навыков соучастия в решении важных вопросов в жизни младших школьников.
Рабочая программа дополнительного общеразвивающего образования направлена на реализацию следующих задач:
- воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих, общества и Отечества;
- развитие творческих и интеллектуальных способностей к деловому взаимодействию - освоение систематизированных знаний о осознании того, что личностное проявление каждого возможно только в коллективе
-овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа информации.
- формирование организаторских и коммуникативных навыков; навыков здорового образа жизни;
Общая характеристика курса
В реализации программы принимают участие дети от 7 до 10 лет. Срок реализации программы – 1 год. В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа: подготовительный, основной и итоговый.
Подготовительный этап предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Вожатый организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.
Основной этап предполагает расширение и закрепление полученных  ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.
Итоговый этап предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении занятий школы актива , что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.
В дальнейшем ребята могут реализовать свои организаторские и творческие способности не только в классных коллективах, и в Совете старшеклассников.
Межпредметные связи
Достижение поставленной цели педагогом возможно при активном использовании межпредметных интеграционных связей, например:
литература (использование произведений на этическую, нравственную тематику); фольклор (сказки, частушки, пословицы); культура и искусство (театральные сценки, изготовление подарков, сувениров и т. д.);
русский язык (культура речи, использование словарей, правильное произношение и др.); философия и психология (знакомство с историей возникновения этической мысли, тесты, анкеты и др.).
В процессе занятий педагогу важно обращать внимание обучающихся на нравственную сторону поступка, желание дать ему моральную оценку и получить оценку окружающих. Особое внимание должно уделяться расширению активного словаря ребенка. Необходимым условием реализации данной программы является осуществление совместной работы ребёнка, родителя и педагога, их тесное сотрудничество.
Основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.
Образовательно-воспитательный процесс базируется на получении теоретических знаний этикета, правил хорошего тона, а также на формировании нравственных понятий. Дети приобретают практические умения через обыгрывание этических ситуаций, проведение различных эстетических игр, праздников, тренингов.
Такие формы позволяют быстрее познавать материал, делать выводы. При этом педагогу следует помнить, что чем ярче воздействие, тем эффективнее результат. Наряду с традиционными формами организации занятий, такими как беседа, дискуссия, экскурсия, программой предусмотрены и нетрадиционные: интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях (тренинги знакомства, общения, эрудиции; аукцион знаний; игра - путешествие; занятие-игра; сказка; конкурс; викторина; турнир; творческая встреча; праздник; фестиваль; урок-тест и т.д.). При реализации программы используются различные методы обучения:
словесные (лекции, беседы, рассказ, чтение, диалог);
метод наблюдения;
метод проблемного обучения (проблемное изложение материала, постановка проблемных вопросов;
объяснение основных понятий, определений, терминов;
создание проблемной ситуации, вопросов;
самостоятельный поиск обучающимися ответа на поставленную тему);
наглядные (наглядные материалы: фотосюжеты, книги, репродукции картин, картины, рисунки, плакаты, демонстрационные материалы: предметы, видеоматериалы, мультимедиа и т.д.); игровой метод (ролевые игры, подвижные, познавательные, дидактические и т.д.); метод проведения занятия с использованием средств искусства (изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр); психологические и социологические методы (анкетирование, создание и решение различных ситуаций, деловая игра); проектные и проектно-конструкторские методы обучения ( создание сувениров, подарков и т.д.);
практические (обыгрывание различных этических ситуаций, постановка минисценок, выполнение творческих заданий, письменных работ, проведение различных праздников)
Используемые методы обучения реализуются посредством различных средств, например:
предметными - для полноты восприятия образовательный процесс проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;
практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание; интеллектуальными: логика, воображение, интуиция, мышечная память, внимание; эмоциональными: переживание, представление, применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы. Организация занятий предполагает активное участие всех детей, так как используются интерес. Рационально различные формы их проведения: индивидуальные, групповые и коллективные, но с преобладанием групповых занятий.
Программа предполагает включение воспитанников в различные виды творческой деятельности: театральную, музыкальную, поисковую. Каждое занятие комплексное. Методика построения занятий как бы вытекает из повседневной жизни ребёнка, вопросов, которые его волнуют и с которыми он сталкивается ежедневно. В занятия всегда включается элемент новизны.
Применение различных форм и методов дает возможность педагогу постоянно наблюдать, изучать и индивидуально корректировать: нравственные понятия детей, понятия, относящиеся к общечеловеческим ценностям; природные способности и творческое воображение ребят; языковые и литературные возможности детей; взаимоотношения в коллективе. Роль педагога состоит главным образом в создании благоприятного психологического климата в группе, способствующего выполнению поставленных задач.
Место предмета в учебном плане
Курс дополнительного общеразвивающего образования по социально-педагогическому направлению деятельности творческого объединения «Крепкий орешек» разработана для детей 7-10 лет.
Тематическое планирование рассчитано таким образом, что заниматься могут как учащиеся, не имеющие опыта исследовательской деятельности, так и учащиеся, желающие совершенствовать свои навыки в поисково-исследовательской деятельности.
Описание ценностных ориентиров программы
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства и литературы - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Результаты освоения курса творческого объединения «Крепкий орешек».
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свой регион, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи дополнительной учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать дополнительные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Овладение предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами исторического и литературного краеведения.
Умение работать в материальной и информационной среде дополнительного образования в соответствии с содержанием курса «Край, в котором мы живём».
Предметные результаты
1. Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2. Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3. Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5. Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6. Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7. Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Формирование универсальных учебных действий
действиями дополнительного образования
Личностные универсальные учебные действия:
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.
Готовность самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.
Компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (индивидуальная задача и групповая задача).
Адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей.
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
Познавательные универсальные учебные действия:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве.
Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач.
Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая необходимые элементы.
Строить рассуждения, включая установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Строить монологическое высказывание (при сопровождении аудио-видео визуальной поддержки), владеть диалогической формой коммуникации.
Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с собственной, ориентироваться на позицию партнёра и общении и взаимодействии.
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами.
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание курса.
Содержание программы предусматривает планирование деятельности по следующим направлениям:
интеллектуально-познавательное;
художественно – эстетическое;
спортивно-оздоровительное;
гражданско-патриотическое.
1. Интеллектуально-познавательное направление
Образовательное направление программы направлено на воспитание у детей активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств, стимулирует стремление к дальнейшему личностному росту. В школе актива ребята не только расширяют свои знания о детском объединении, но и учатся общению, взаимодействию с взрослыми, сверстниками и младшими школьниками, овладевают практическими навыками творческой деятельности.
Приобретённые знания, умения и навыки обобщаются, углубляются и реализуются на практике. Во время практических занятий ребята работают по направлениям.
Задачи направления:
- формировать активную жизненную позицию у членов актива и способствовать их дальнейшему личностному росту;
- учить общаться,  самостоятельно организовывать, проводить и анализировать разнообразные дела и мероприятия;
- способствовать развитию коллектива.
Система мероприятий
Интеллектуальные игры различного уровня
Гимназический и городской интеллектуальный марафон
Гимназические и городские олимпиады
Научно- практические конференции различного уровня
Гимназический и городской конкурс «Лучший ученик»
Психологические тренинги
2. Спортивно-оздоровительное направление
Среди членов детского объединения есть ребята с различными заболеваниями: ослабленное зрение, сколиоз, в том числе с хроническими, поэтому спортивно-оздоровительное  направление  программы – одно из приоритетных. Только здоровый человек может активно жить, достигать успехов в разнообразной деятельности, отдавая свои силы на созидание и решение задач, связанных с творчеством. Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать в детстве. Ведь большинство детей считает, что ведёт здоровый образ жизни, тогда как их двигательная активность сведена к минимуму, не соблюдается режим питания.
Задачи направления:
- укреплять здоровье детей и подростков, создавая условия для формирования знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- учить общаться, управлять собой, подчиняться правилам, соблюдать нормы поведения;
 - способствовать физическому развитию и самосовершенствованию членов детского объединения;
- развивать творческие и организаторские способности, умения подготовить и провести мероприятия и акции по здоровому образу жизни.
Система мероприятий
Спортивные соревнования различного уровня
Турслёт
Веселые старты
Турниры по шахматам и шашкам
День ГО и ЧС
3. Гражданско-патриотическое
В рамках этого направления внимание уделяется таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Занимаясь шефской работой, дети ориентированы на помощь тем людям, которым действительно нужно помочь ( пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьник и воспитанники детского сада), и начинают понимать, что важны не слова сочувствия, а реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Работа в этом направлении обеспечивает преемственность поколений, возникновение духовной близости между людьми разного возраста, восполняет потребность детей общаться, заботиться, оказывать конкретную помощь и соучаствовать в судьбе людей, нуждающихся в этом.
Задачи направления:
-развивать детскую  инициативу по оказанию необходимой помощи нуждающимся людям, желание добровольно и бескорыстно заботиться о них;
-продолжить сотрудничество с подшефным детским садом, с младшими школьниками;
-оказывать действенную помощь тем, кто в ней нуждается;
-способствовать ранней профессиональной ориентации детей и подростков на профессии сферы «человек – человек»: образование, воспитание, медицина.
Система мероприятий
Акции милосердия
Мероприятия, посвященные Дню Победы.
Участие в военных зарницах
Конкурс чтецов
4. Художественно – эстетическое;
Стремление к развитию своего творческого потенциала и самореализация через участие в досуговых мероприятиях  является одной из основных  черт ребёнка 8–10 лет. Поэтому данное направление – необходимое звено в жизнедеятельности детей этой возрастной группы. Для полноценного развития личности ребёнка в этом возрасте очень важно, чтобы разнообразные дела и виды деятельности удовлетворяли его потребность в самоутверждении и самостоятельности, отвечали его стремлению к привлекательным, красочным формам работы, имели отчётливо выраженный реальный смысл.
Задачи направления:
-способствовать развитию личности, предоставляя свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений;
-привлечение к деятельности, развивающей интересы, возможности и способности каждого ребёнка;
-помогать в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками, учить планировать, организовывать, проводить и оценивать игровую и творческую деятельность;
-способствовать становлению и развитию коллектива.
Система мероприятий
День знаний
Конкурсы стихов
Посвящение в гимназисты
Праздники по временам года
Праздник, посвященный дню учителя
Мастерская Деда Мороза
Новогодний праздник
День юмора
Мероприятия, посвященные Дню Победы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список литературы для педагога.
Конвенция ООН «О правах ребёнка» - 1989 г.
Федеральный Закон от 13.01.1996 №12-ФЗ «Об образовании» - Вестник образования, №7/1996
Федеральный Закон от 20.07.2000 №102-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст.16 Закона РФ «Об образовании» - Вестник образования, №18/2000
Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19.05.1995
Федеральный Закон РФ от 28.06.1995 №98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных общественных объединений» - Проблемы школьного воспитания, №2/1995
Методические рекомендации МО РФ во исполнение решения коллегии от 28.09.1999 №19 «О расширении деятельности детских и молодёжных общественных в образовательных учреждениях» - Вестник образования, №9/2000
Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001 №2419 о реализации решения коллегии от 29 мая 2001 года№11/1 «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений» - Внешкольник, №9/2001
Баженов И.Н. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, - 1987
Беляева И.Л. Семейный калейдоскоп: Программа работы с детьми младшего школьного возраста. – Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО, 2003
Будем работать вместе! Программы деятельности детских и подростковых организаций. – М., 1996
Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. Под ред. Е.Н.Степанова – М.: ТЦ «Сфера», 2000
Гольберг В.А. Проект целевой комплексной программы «Здоровье» // ж-л «Классный руководитель» №1, 2001
Коджаспирова Г.М. Педагогика: программы, методические материалы и рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2002
Козлова Г.В. Программы воспитательной работы.//ж-л «Классный руководитель», №4, 2000 – с.31-53, 68-73
Лобачёва С.И., Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: «Вако», 2007
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: Просвещение, 1986
Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие. Под ред. Е.Н.Степанова – М.:ТЦ «Сфера», 2001
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
Подросток и досуг. Сост.Дормаш С.В., Заводова Т.Е. – М.:ООО «Красико-Принт», 2004
Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. Метод пособие для организаторов детского движения. – М., 1996
Социальное проектирование. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2004
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ «Сфера», 2002
Тебе, вожатый! Выпуск 1. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2003
Тебе, вожатый! Выпуск 2. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2004
Технология воспитательных дел в школе. Под ред. И.А.Чурикова – Чебоксары, 1999
Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2001
Хочу быть лидером! Выпуск 1. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2000
Шаламова Л.Ф., Хорвин А.Ю. Вожатый – старт в профессию. Кипарис-12, учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005
Шпаков С.А. Учимся, играя: Методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2004
Список литературы для детей и родителей.
Алексеев Ю.А., Зуев Н.Н., Ковалев В.Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – 2002
Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. – 1997
Газеты «Добрая дорога детства», «Читаем. Учимся. Играем».
Детская энциклопедия «Я познаю мир», Всё, что должны знать мальчишки. – 2000
Игровые программы: Аттракционы. Шутки. Забавы. Сюжетно-ролевые игры. Автор-составитель Воронкова Л.В.- 2005
Калейдоскоп юбилейных дат.
Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. – М.: Педагогика-Пресс, 1992
Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – 2002
Пионеры-герои. Очерки, рассказы.
Современная энциклопедия для девочек. Автор-составитель Волчек Н.М. – 1997
Хейфец Б.Л. Поиграй сам и с друзьями. – 2001
Энциклопедия школьника. Составитель Яковенко Г.П., Яковенко Г.Н. – 1994
Энциклопедия хороших манер. Составитель В.Пивовар - 1999
Информационно-коммуникативные средства
Помещения и материально – техническая база   МБОУ «Гимназия № 9
Интернет-ресурсы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
занятий обучающихся МБОУ «Гимназия № 9»
по общеразвивающей дополнительной программе
творческого объединения «Крепкий орешек»
на 2016 – 2017 учебный год
№ п\пНазвание разделов всего всего теория практика
1. Вводные занятия 4 2 2
2. Методики и технологии выявления лидерского потенциала и уровня гражданского патриотического воспитания 10 3 7
3. Техника выразительного чтения 15 7 8
7. Методика коллективно творческих ИПД 23 3 20
8. Маршруты безопасности.
Физическая безопасность. 17 5 12
9. Маршруты безопасности.
Нравственно-патриотическая безопасность. 32 10 22
10. Маршруты безопасности.
Личная безопасность. 15 5 10
11. Основы самоанализа и самооценки. 6 6
12. Формирование и развитие навыков театрального мастерства 20 7 13
13. Итоговое занятие 2 1 1
Всего 144 43 101